Единственная надежда для собак

Иллюстрация: Рита Черепанова

Ярославль – один из редких городов России, где до сих пор единственный способ решения проблемы бездомных животных — это отстрел

Собрано
333 215 r
Нужно
300 000 r

Сбор средств окончен

В психологии есть такое понятие как синдром приобретённой беспомощности. Его ввел американский психолог Мартин Селигман в 1967 году, пытаясь найти способ лечения депрессии. Ученый проводил эксперименты с собаками. Он разделил животных на три группы. Подопытные в первых двух группах получали легкий удар током. Но первая часть могла избежать удара, нажав на кнопку. Вторая группа полностью зависела от первой и получала удары током до тех пор, пока подопытные из первой группы не нажмут на кнопку. А для третьей, контрольной части, не было никакого испытания электричеством вообще.

Сила тока была одинакова, как и его интенсивность. Разница была лишь в том, что одни собаки со временем догадались, как предотвратить мучения, а другие всё больше убеждались, что от их действий ничего не зависит.

Спустя какое-то время психолог и его коллеги поместили все три группы в ящик с короткой перегородкой и продолжили эксперимент. Включив ток,  они обнаружили, что единственными, кто не выпрыгнул на свободу, стали собаки второй группы. Животные метались по ящику, скулили и в итоге легли на дно. Их одолел синдром беспомощности. Они перестали верить в то, что способны изменить что-либо в своей жизни. Они просто начали принимать её удары. Один за другим.

Таким же был и пёс, о котором мы хотим рассказать. Дедушка-инвалид нашел щенка у своего подъезда. Говорил, что было видно: щенка выкинули на улицу из дома. К себе не забрал, но стал подкармливать и иногда пускал переночевать. Назвал Арбатом. Старик обратился за помощью в приют «Ковчег» и попросил, чтобы псу подыскали хозяев. Пока шёл поиск, к щенку стала ездить волонтёр Катя: привозила корм и делала уколы. «Видимо, сильно ему досталось от жизни, избивали», – писала она на форуме организации. На вид малышу было пять месяцев.

Но однажды соседи дедушки решили вызвать САХовцев, попросту – живодёров. И тут нам надо вам кое-что сказать. Ярославль – один из редких городов России, где до сих пор единственный способ решения проблемы бездомных животных — это отстрел. Муниципальные приюты (где отловленные животные должны по закону содержаться три дня на случай, если их ищут хозяева) существуют только на бумаге. И единственная реальная надежда для таких собак, как Арбат, — это частный приют «Ковчег». Он создан самими горожанами в 2009 году и работает благодаря их пожертвованиям. Взять к себе всех бездомных животных тут не могут чисто физически. В случае с Арбатом стало ясно: не заберём пса сегодня, завтра живодеры его застрелят.

Пса забрали и стали еще активнее искать ему хозяев. И, казалось бы, нашли. Правда, ненадолго. Белого (в приюте собаке дали новое имя) согласилась взять к себе девушка Татьяна. Она уверила, что справится с собакой несмотря на маленького ребёнка, съёмную квартиру и соседей, которые не любят шум. И ей поверили. Не поверил только Белый. Увидев новую хозяйку, пес испугался и совсем не хотел к ней идти.

Щенок пробыл у Татьяны меньше двух недель, после чего она решила выбросить его на улицу. «Я нахожусь в некоем ступоре. Два часа назад мне позвонила мама девушки, которая взяла Белого. В общем ситуация такова: Таня заболела, находится у неё, и щенок тоже, Тане никак с ним не справиться, дескать, приезжайте сейчас, или мы его выкинем на улицу», — писала волонтёр Катя на форуме приюта и просила помочь с очередной передержкой.

«Ковчег» забрал Белого назад. Это тут непреложное правило. Хозяев животным будут искать до тех пор, пока не найдут Настоящих Хозяев. Но пока было важно найти Белого, а это оказалось не так просто: его выкинули на улицу, не дожидаясь приезда волонтёров. «Полтора часа колесили по дворам, как в воду канул, нет его и всё. Под конец поехали обратно к дому по адресу, и позвонила эта мама девушки, сказала, что если вы еще не уехали, то пёс у дома», — рассказывает Катя. Еще полчаса поиска около подъезда, и наконец-то его нашли. Грязного и испуганного. Дело в том, что до этого Арбат переболел демодекозом, и у него от переохлаждения были проблемы с почками. В отличие от остальных животных он был не приспособлен для жизни на улице, у него совсем нет подшёрстка. Но снова и снова он оказывался на улице.

После очередного предательства Арбата приютили у себя волонтёры «Ковчега» Ольга и Владимир. Они увидели, какое у малыша большое сердце. Ведь несмотря на то, что с предыдущей хозяйкой Белый прожил всего пару недель, он успел к ней привыкнуть. «Малыш скучал сильно, не то слово! Скулил, плакал. На улице реагировал на молодых женщин, глазами ловил, оборачивался», — комментирует ситуацию Ольга. Тяжело собака реагирует и на закрытые двери. Но хуже всего Белому давалась разлука. Он не мог как остальные легко отпускать хозяев на работу или в магазин. Казалось, что будет как всегда — они просто не вернутся. «Когда мы уходили на работу, пёс лаял за дверью, пока не терял голос. У подъезда слышно было», — делится Ольга.

Арбат на улице, в приюте и с новыми хозяевамиФото: из архива приюта "Ковчег"

И вот, когда время передержки закончилось, и щенка надо было снова отвозить в приют, «Ковчегу» удалось найти ему настоящую семью. Лиля и Константин из Рыбинска недавно похоронили своего пса Тимошу и согласились посмотреть на Белого.

Уже пять лет, как Бади (теперь его зовут так) живёт в новой семье. За это время он перестал бояться, что его снова бросят, закончил скулить под закрытыми дверями и прекратил вскакивать при каждой попытке хозяев пойти куда-то. Пес наконец успокоился и принял счастье таким, каким оно ему досталось. Синдром беспомощности, приобретённый в детстве, постепенно ушёл  – вместе с чередой предательств.

К сожалению, приют «Ковчег» не может спасти всех ярославских бездомных псов. Некоторые так и не дожидаются новых хозяев и гибнут от рук САХовцев. Дело в том, что денег, которые жертвуют на приют его создатели и неравнодушные горожане, едва хватает на еду и лекарства. Но площадь приюта позволяет построить ещё восемь вольеров, где могли бы одновременно находиться 16 собак. По мере их пристройства в семьи места в вольере занимали бы новые животные. Всё больше и больше собак находили бы семьи, а не смерть от рук живодёров.

Фонд «Нужна помощь»  собирает средства, необходимые, чтобы построить эти восемь вольеров. Всего требуется 300 тысяч рублей, и собрана уже почти половина. Это совсем немного, чтобы помочь «Ковчегу» и дальше спасать животных. Жертвуя 90 рублей, вы покупаете для нового вольера один из брусьев. 70 рублей будет достаточно для одной амбарной петли. А 240 рублей – на то, чтобы купить одну из досок. Давайте вместе поможем собакам выжить и перестать бояться. Давайте сделаем так, чтобы историй со счастливым концом было больше.

Сделать пожертвование

Вы можете им помочь

Всего собрано
293 292 727
Текст
0 из 0

к колонке ковчег/собаки в ярославле

Иллюстрация: Рита Черепанова
0 из 0

>

Фото: из архива приюта "Ковчег"
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: