В Москве состоялся отборочный тур «Премии Гарри Гудини». Экстрасенсы должны продемонстрировать ученым и просто скептикам свои паранормальные способности. ТД посмотрел тестирование двух первых претендентов
Перед смертью Гарри Гудини оставил своей жене секретные слова, по которым она должна была опознать дух мужа, если тому вдруг удастся выйти на связь с того света. Иллюзионист считал, что бесчисленные экстрасенсы будут спекулировать на его смерти. И не ошибся. Медиумы со всех концов света утверждали, что в них вселился дух Гудини, но никто из них так и не смог сказать кодовую фразу: «Розабелль, поверь». Иллюзионист, разоблачавший шарлатанов при жизни, не оставил им шансов и после нее.
***
Теперь Гудини с плохо скрываемой жалостью смотрит на меня с футболки биоинформатика и кандидата наук Александра — одного из организаторов премии Гудини, в рамках которой вот-вот начнется первое тестирование экстрасенсов, магов и прочих чародеев. Человеку, который сможет в ходе эксперимента доказать свои паранормальные способности, организаторы обещают дать миллион рублей.
Сегодня, впрочем, будет только предварительное тестирование, испытуемые смогут побороться за премию после того, как его пройдут.
— Ничего у них не получится, — говорит патлатый Александр. — Вот мое предсказание. Сугубо научное. Хотя мы, конечно, можем ошибаться. Нам главное — показать, что ученые готовы вести диалог с людьми, которые заявляют о некоторых способностях: пригласить их, выслушать, предоставить комфортные условия, чтобы проверить их способности.
Искать «некоторые способности» с помощью науки — вот что собираются делать организаторы с помощью двойного слепого тестирования, плацебо-контроля, цифровой видеозаписи и металлодетекторов. Эксперимент будет готовить группа волонтеров, которым запрещено общаться с окружающими, и в определенный момент никто на площадке не будет знать правильный ответ.
–Это вам не «Битва экстрасенсов»,— улыбается Александр.
Тест никак не начнется. Первая испытуемая, Бахыт Жуматова из Казахстана, задерживается.
Бахыт — финалистка шоу ТНТ«Битва экстрасенсов» и, как она сама говорит, ясновидящая и экстрасенс. На ее сайте можно найти немало пророчеств, чаще локальных, иногда планетарного масштаба.
«Землетрясение в Алматы предрекла ясновидящая Бахыт Жуматова».
«Половина людей на планете — инопланетяне».
«Бахыт Жуматова: «Казахстаном будет управлять женщина»»
«У Казахстана есть внутренние и внешние враги» (такие ясновидящие, впрочем, есть и в России).
На видеозаписях женщина с тяжелым макияжем жжет спички, крутит в руках стеклянный шар и, сидя на фоне Будды, рассказывает про поиски могилы Иисуса в Индии.
«В течение двух лет Бахыт активно путешествовала по миру в поисках высшей мудрости и сакральных знаний. Переплавив бесценный опыт в горниле собственного сознания, она помогает сегодня своими почитателям обрести новые знания», — рассказывает закадровый голос.
Стоимость обретения новых знаний — 30 тысяч тенге (семь с половиной тысяч рублей), для консультирующихся по вопросам бизнеса — 100 тысяч тенге (25 тысяч рублей).
Искать Бахыт будет пятитысячную купюру — в регламенте написано, что она «хорошо умеет «видеть» деньги» (глядя на ее прайс-лист, в этом перестаешь сомневаться): в одну из десяти коробок положат конверт с банкнотой, в других будут лежать конверты с бумагой.
Биоинформатик и кандидат биологических наук Александр Панчин — один из организаторов премии ГудиниФото: Андрей Любимов для ТДПока организаторы готовят реквизит и проверяют камеры, Александр приглашает журналистов и операторов отведать «вкусняшек» и делится своими мыслями.
— Мы хотели бы привнести больше здравого смысла в этот мир. Не все различают науку и заблуждения, и от этого страдает много народу. Бывает, что человек поверит экстрасенсу и не обращается к врачу. Например, одна моя знакомая лечила рак с помощью люстры Чижевского.
Александр совсем не против, если кто-нибудь из претендентов вдруг докажет свои сверхспособности. По его словам, это могло бы спасти массу людей («искать банкноты — так себе умение, а вот лечить рак наложением рук — это было бы круто»), однако он не верит, что кому-то удастся получить миллион рублей.
— Мы просто знаем статистику, — говорит он. — Ни один подобный эксперимент еще ничем не закончился.
Подошедшая наконец Бахыт бродит по лофту, что-то нашептывает под нос и периодически переставляет попавшиеся под руку предметы. Зажигает маленькую свечку возле коробок, раскидывает рафинад. Организаторы ничего не трогают — таков регламент.
По студии ходит еще одна ясновидящая, она тоже надеется поучаствовать в конкурсе, но пока только присматривается. Елена Батыр в отличие от Жуматовой не может просто взять и призвать способности. Обычно к ней «являются духи», либо она «раскладывает» судьбу клиента по шаманским картам.
***
Эксперимент начинается, и нас выгоняют на ресепшн. В студию по одному заходят экспериментаторы и проводят рандомизацию коробок.
Бахыт все это время сидит в глубоком кресле, подперев лоб рукой. Я прикидываю: шанс, что она отгадает коробку — один к 10. Но показать успех в трех тестах из четырех, как требует регламент, вероятность один к 270.
Двери открываются, и мы все проходим в студию. Бахыт зажигает каминные спички и смотрит на огонь — по ее словам, в нем она видит судьбы людей, родного государства и курса тенге. Лица организаторов сосредоточены.
— Отсюда тепло, — говорит женщина и указывает на коробку. Организатор подходит к столу, вскрывает конверт и вынимает белый листок бумаги.
— Ой, блин!.. — вырывается у женщины, — тогда в этой! — пытается она исправится, но и вторая коробка пуста. Организаторы объявляют «незачет» и вскрывают оставшиеся, а Бахыт уходит отдохнуть. Мне интересно, что она скажет про свой провал.
— Ой, ну я не могу, много людей, — Бахыт картинно прикрывает глаза короткими пальцами. — На «Битве экстрасенсов» столько камер не было. Первый раз я участвую в поиске денег прилюдно. Находила ли я деньги до этого? Да! Но сейчас не знаю, не знаю… Мне показали идти направо, прямо голос слышала. Я рядышком была практически.
Действительно, все десять коробок лежали рядом друг с другом.
Стас Никольский, главный организатор премии, юрист и партнер компании «Генотек»Фото: Андрей Любимов для ТД— За всю историю главного из подобных экспериментов — премии Рэнди — ни один из испытуемых не изменил мнение насчет своих способностей. У каждого после испытания найдется причина, почему он не смог продемонстрировать заявленные способности, — поясняет в перерыве Стас Никольский, юрист и партнер компании «Генотек», ставшей финансовым гарантом премии. Это именно он собрал оргкомитет из ученых, популяризаторов и просто скептиков, посадил в экспертный совет докторов наук (в их числе, например, Михаила Гельфанда) и нашел миллион рублей для премии.
Теперь он следит, чтобы его детище не сошло с рельсов. Премия Гудини — это парафраз премии фонда Джеймса Рэнди, американского иллюзиониста и научного скептика, в 90-х годах предложившего 10 тысяч долларов за демонстрацию сверхспособностей. Позже призовой фонд возрос до миллиона долларов.
Интересно, вспоминает ли она Аллаха, когда продает эликсир от онкологических заболеваний за две тысячи долларовТвитнуть эту цитату — На самом деле, существуют десятки подобных организаций, — улыбается Станислав, — просто Рэнди наиболее последователен, да и сам по себе фотогеничен. Ни одна их этих организаций еще не смогла подтвердить наличие сверхспособностей.
Бахыт Жуматова во второй раз заходит в студию и снова зажигает спички. Помещение вновь наполняется запахом серы. Бахыт ходит взад и вперед и все смотрит на десять одинаковых коробок, в конце концов остановившись у одной. Коробка оказывается пустой.
— Нельзя мне было участвовать. Аллах простит меня, — бросает Жуматова и быстро выходит из студии. Интересно, вспоминает ли она Аллаха, когда продает эликсир от онкологических заболеваний за две тысячи долларов.
***
— Практически каждый третий в стране обращался к экстрасенсам, — делится Станислав. — Если точнее, 67% женщин и 7% мужчин после 20 лет. При этом гораздо меньше людей слышали об организациях, ищущих человека, который докажет свои способности ученым. Ни одному экстрасенсу почти за сто лет это не удалось.
Станислав надеется, что в результате экспериментов дисбаланс науки и заблуждений хоть чуть-чуть дрогнет, хотя и допускает, что людям не очень-то нужна научная правда.
Вторым испытуемым оказался пожилой мужчина. Инженер-электрик Николай Тимофеевич приехал из Старого Оскола и заявился как человек, который может «чувствовать неоднородности в пространстве».
— В быту гвоздь надо забить, — я рукой проверю, есть ли там проводка или арматура.
Но его гвозди тут никого не интересуют. Телевизионщики пристают с одним-единственным вопросом.
— Николай Тимофеевич, а вы можете найти клад? — наседает дотошная женщина с микрофоном.
— Ну… давайте не будем об этом, — застенчиво улыбается тот.
— Нет, вы скажите, вы ищете?
— Ну нет, клад я не буду…
— А можете?
— А зачем? — смеется мужчина.
Николаю Тимофеевичу тоже предложат десять коробок, в одной будет металлическая пластина. Для чистоты эксперимента она должна быть немагнитной.
— С утра весь «Леруа» обошел, скупил все, что нашел металлического, — Станислав кивает на молоток, лежащий рядом с бутербродами. — И все магнитится.
Николай Тимофеевич привередливо осматривает реквизит и помещение.
— Пол фонит металлом, — говорит он. Теперь половина организаторов ищет алюминий, а вторая — пенопласт.
Шаманка Елена Батыр никуда не уходит, — она намерена до конца посмотреть затянувшийся эксперимент. В ожидании следующего этапа женщина рассказывает о сотворенных чудесах. Елена столь экспрессивна, что меня вжимает в диван от ее напора.
— Вот был мальчик. Приходит мама, я говорю: «У вашего сына с головой проблемы». Она: «Точно, у него рассеянный склероз!» Я ей говорю: «Он и сессию завалил». Она: «Как вы догадались?!» Я говорю: «У него слишком сильная стихия огня. Буду читать обряды, а вам все красное из дома надо выкинуть». Что вы думаете — он не сдал три предмета, и оказалось, что вот эти три учебника были красные! Представляете?
— Вау, — выдавливаю я из себя. — А как вы совмещаете шаманство, буддизм и православие?
— А мне икона приснилась. Пришла к бабке, рассказала ей, она вышла, а через минуту возвращается. Что вы думаете — с точно такой же иконой! У меня аж мурашки сделались! Бабка сказала — держи пост, а потом я тебя молитвам научу. А Библию я не читала. Ну так, урывками. И еще Ветхий Завет.
— А если вы у клиента найдете заболевание, вы его отправите к врачу?
— Обязательно направлю! Я всегда говорю — в шаманизме мы работаем вместе с врачами. Но что я хочу сказать — иногда я смотрю, какие лекарства дают.
— Это как?
— По шаманским картам проверяю. Вот это хорошее — пейте, это — ни то, ни се, а вот этого только половинку надо.
***
Николай Тимофеевич готовится зайти в студию. Претендента проверяют металлодетектором. Организаторы заставляют его снять пояс и очки.
— Ботинки пищат, — Александр проверяет обувь.
— Да ну. С чего?
— Может, люверсы… А поднимите ногу, — детектор замолкает. Александр направляет прибор на пол, и тот снова верещит. Мы молча переглядываемся.
— Все, тащите миллион.
В студии очень душно. На сей раз коробки лежат практически на полу, под них подстелили две пенопластовые плиты. Николай Тимофеевич довольно долго ходит вокруг них, направляет на коробки руку, отходит и снова возвращается.
— Давайте эту, — тихо указывает мужчина. Станислав вскрывает коробку, но там нет алюминиевых банок. Они оказывается в соседней, — и претендент почти рад этому, хотя вероятность ткнуть в коробку, которая лежит рядом с искомой, — один к трем с половиной.
Пока экспериментаторы готовят очередной этап, мы сидим в буфете. Николай Тимофеевич нервничает. Его смущает, что сплющенные банки не достигают толщины в полсантиметра, как должно быть по регламенту.
Я же не говорю, что я экстрасенс, и не заявляю, что лечить могу. Так, иногда ради шутки на празднике посмотрю всех — есть ли чего в телеТвитнуть эту цитату — А с другой стороны, если я могу почувствовать, то достаточно и маленького кусочка, — спорит он сам с собой.
Я спрашиваю, что он будет делать, если не пройдет испытание.
— Да ничего! Как жил, так и буду. И если пройду — тоже. Я же не говорю, что я экстрасенс, и не заявляю, что лечить могу. Так, иногда ради шутки на празднике посмотрю всех — есть ли чего в теле. Вот так нашел [патологию] однажды у родственника, его прооперировали… А вообще я на даче у себя работаю, — улыбается он. — Провел газ, воду, сделал баню с парилкой, освоил сварку, пайку, сам отопление провел…
— Простите, Николай! — подбегает мужчина с микрофоном. — А скажите! Зачем вам этот миллион? Вы-то при вашей способности миллиарды можете находить! У вас же под ногами золото, драгоценные камни!
— Ну, о чем вы…
— Вы же должны клады искать! А? Ну хоть маленький?
Николай молча смотрит на корреспондента. В этот момент нас приглашают в студию.
На сей раз мужчина выбирает все время, которое отводится испытуемым на поиск нужной коробки. Десять минут он ходит вдоль плит, примеряется и присматривается, но видно, что он уже не так уверен в своих силах. В конце концов он неуверенно показывает на контейнер на краю плиты. Его вскрывают, и Николай Тимофеевич огорченно всплескивает руками.
Эксперимент завершен. Окружающие выдыхают. Хотя почти все болели за скромного мужчину в очках, выдерживать еще один этап никто не хотел, — мы и так провели в магических упражнениях целый день.
К Николаю подбегает молодой корреспондент с «Пятницы»:
— Вы расстроились?
— Нет, что вы! У меня просто был спортивный интерес. А так я обычный человек: живу как все, радуюсь жизни как все. И вам советую, — улыбается Николай.
— Спасибо. И еще вопрос. Скажите, а вы можете найти клад?
Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»