Фото: Оксана Юшко для ТД

Когда ты не слышишь и не видишь, общение становится еще более необходимым. В «Доме слепоглухих» людей, не умеющих общаться, учат пользоваться Интернетом и помогают привыкнуть к новой жизни

Пучково – небольшая деревня под Троицком, в которой находится «Дом слепоглухих». Здесь инвалиды со всей России, потерявшие слух и зрение, могут пройти адаптацию, овладеть необходимыми бытовыми навыками и просто компенсировать недостаток общения.

«Дом слепоглухих» в Пучкове за два года помог около 200 слепоглухим, которые прошли здесь курсы  индивидуальной адаптации. Небольшое трехэтажное здание, действительно, больше напоминает частный дом, чем центр реабилитации.

Виктория приехала из Ижевска и находится в доме только несколько дней вместе с другими семью новичками. Метки на лестнице помогают ориентироваться.
Фото: Оксана Юшко для ТД

По понедельникам и четвергам здесь проходят бесплатные занятия по языку жестов для волонтеров. Посещают их около двух десятков людей — хорошо одетые мужчины и женщины, источающие благополучие — таких меньше всего ожидаешь увидеть в будний день вечером на занятиях по языку жестов.

Борис Бриляков, 43 года, управляющий компании, учит язык жестов

БорисФото: Оксана Юшко для ТД

«Когда я первый раз столкнулся со слепоглухими людьми, то сильно растерялся: не знал, как до них донести что-то, и они тоже не могли мне ничего объяснить. Мне тогда так стыдно стало за самого себя, что я дал себе установку научиться общаться с ними. И как раз узнал, что здесь проводятся жестовые курсы, решил зайти попробовать, а в итоге увлекся.

У меня, к сожалению, не так много свободного времени, – у самого дети маленькие, работа, но по возможности стараюсь помогать. Иногда сопровождаю слепоглухих на экскурсии или просто общаюсь, среди них ведь тоже есть очень интересные люди. Я раньше к ним относился как к инвалидам, а здесь еще непонятно, кто из нас инвалид. Они часто говорят: «Не мы глухие — вы глухие. Не слышите, не видите ничего — не достучишься до вас».

Вообще, после общения с ними на жизнь начинаешь смотреть по-другому. Ты им чуть-чуть помог, а они тебе столько добра отдают и радости. От них всегда уходишь с хорошим настроением и добром в сердце. От этого уже, наверное, не откажешься. Хочется больше и больше помогать».

Анастасия Бурцева, 30 лет, домохозяйка, учит язык жестов

НастяФото: Оксана Юшко для ТД

«Я прихожанка храма Казанской иконы Божией Матери. Однажды на службе я увидела не очень обычных людей, меня впечатлило, как они стояли на службе, как исповедывались. Потом я узнала, что они не видят и не слышат, и еще больше удивилась. Поэтому, когда услышала призыв нашего батюшки, отца Льва, о помощи, решила откликнуться. Я сама занимаюсь рукоделием и подумала, почему бы не научить их этому. Но прежде чем пойти помогать, решила выучить жестовый язык. И уже около года учу и чуть меньше полугода время от времени веду мастер-классы по рукоделию.

Помню, мой первый опыт общения со слепоглухим человеком был потрясающим. Я долгое время не могла преодолеть внутренний барьер: не знала, как начать общаться, о чем говорить,  — какой-то полный тупик. И вот мне нужно было погулять с одной женщиной, она вообще не видела и не слышала (их называют «тотальники»), но так здорово меня к себе расположила и настроила, жестами мне показывала: «все хорошо, у тебя все получится». И благодаря ей у меня постепенно стал этот барьер рушиться».

Евгения, волонтер и сотрудник центра, потеряла зрение на первом курсе института, не смотря на это окончила его. Евгения обучает Александра и других новичков методу Брайля.
Фото: Оксана Юшко для ТД

«Дом слепоглухих», действительно, производит впечатление дома, теплого и уютного, без малейшей примеси «казенности». Вот столовая, здесь комната творчества, а тут — компьютерный зал. Молодая незрячая девушка Евгения занимается индивидуальной адаптацией слепоглухих инвалидов, в частности, «тотальников», и ведет здесь компьютерные курсы.

«Для тотально слепоглухого мир достаточно замкнут: ни общения не хватает, ни литературы, ни информации. Поэтому они больше всего хотят научиться общаться по почте, пользоваться социальными сетями, читать в Интернете. У меня был, например, ученик, который раньше, когда еще видел, играл в футбол. И ему нужно было все время читать спортивные новости. Телевизор посмотреть он не может, радио послушать тоже. А в Интернете доступ к информации открыт», — рассказывает Евгения.

Рита в своей комнате в час отдыха.
Виталий (слабовидящий и глухонемой) и его мишка.
Ирина потеряла зрение во взрослом возрасте. Сейчас она изучает метод работы на компьютере для слепых.
Лиана помогает Ирине освоить язык жестов.
Рита (глухонемая от рождения) на занятиях по компьютерной грамотности.
Рита в своей комнате в час отдыха.
Виталий (слабовидящий и глухонемой) и его мишка.
Ирина потеряла зрение во взрослом возрасте. Сейчас она изучает метод работы на компьютере для слепых.
Лиана помогает Ирине освоить язык жестов.
Рита (глухонемая от рождения) на занятиях по компьютерной грамотности.

Рита в своей комнате в час отдыха.

На мой удивленный вопрос о том, как человек без зрения и слуха может пользоваться Интернетом, Евгения объясняет, что к компьютеру подключается специальный брайлевский дисплей, с помощью которого слепоглухой может считывать всю информацию кроме картинок и работать с ней. Сама Женя полностью потеряла зрение, когда училась на первом курсе университета. Это не помешало ей получить образование программиста, поработать в компании веб-разработки, потом в учебном центре для незрячих и слабовидящих и два года в газете «Ведомости». Оттуда она и пришла в «Дом слепоглухих», чтобы, как говорит сама, исполнить свою мечту  — помогать людям.

К КОМПЬЮТЕРУ ПОДКЛЮЧАЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ БРАЙЛЕВСКИЙ ДИСПЛЕЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО СЛЕПОГЛУХОЙ МОЖЕТ СЧИТАТЬ ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ КРОМЕ КАРТИНОК

Каждые три недели в «Дом» приезжает новая группа инвалидов с разной степенью слепоты и глухоты. Обычно это человек девять. В этот раз среди них только один «тотальник» —  пенсионер Анатолий, который потерял слух и зрение всего пару лет назад, но так и не смог до конца адаптироваться к новому состоянию. Он не владеет языком жестов, так что общаться с ним мало кому удается. Но все же здесь, в отличие от внешнего мира, его пытаются понять. Например, выяснилось, что он любит играть на губной гармошке, но свою потерял. Теперь на сайте «Дома» вывешено объявление о поиске музыкального инструмента для Анатолия.

Настя — волонтер и работник центра. Два раза в неделю она также посещает курсы для изучения языка жестов.
Фото: Оксана Юшко для ТД

А вот с пенсионеркой из Москвы, Надеждой, поговорить удается даже без переводчика.  Она ничего не видит, но пока еще слышит на одно ухо. В «Дом» она приехала примерно неделю назад, чтобы научиться пользоваться компьютером: «У меня будет много информации, и я смогу общаться. Все: дети, взрослые, старики, сидят в Интернете, и я думаю, это очень интересно. Просто так не сидели бы. Вот и я тоже хочу». В столовой, где я застала ее после ужина, с ней разговаривает волонтер Женя, студент-первокурсник. Сейчас Женя в академическом отпуске и на мой вопрос, почему он стал волонтером, лаконично отвечает: «Время появилось, вот и стал».  Когда я зашла, он рассказывал Надежде о квантовой механике:

— Понимаете, когда мы подбрасываем монету и накрываем ее колпаком, она поворачивается той или иной стороной только в тот момент, когда мы поднимаем колпак. То есть частицы становятся какого-то из двух состояний, квантуются, ровно в тот момент, когда мы на них смотрим.

— Когда они квантуются, Женя? — переспрашивает Надежда.

— Когда мы на них смотрим.

— Ммм, понятно.

Надежда очень радуется, что в «Доме» такие интересные и приятные волонтеры, и при этом сама признается, что в общении она человек крайне избирательный.

«Здесь очень хорошо. Я никогда не видела, чтобы в одном месте столько прекрасных людей собиралось. Вот честное слово. Здесь одна любовь просто. Я счастлива, что сюда попала. У меня, наверное, жизнь поменяется, я думать по-другому буду».

Вообще, Надежда нетипичная обитательница «Дома слепоглухих». Во-первых, она хоть плохо, но слышит. Во-вторых, живет в Москве в собственной квартире. Самое тяжелое, — говорят сотрудники «Дома», — когда инвалиды приезжают из интерната и в интернат возвращаются. Но и Надежде возвращаться в свой московский дом не хочется: «Я, наверное, за три недели компьютеру не научусь, — жалуется она. — Если бы еще сюда приехать. Уезжать отсюда совершенно не хочется».

Приехать в «Дом» во второй раз можно, но все же это больше учебный центр, где слепоглухие приобретают необходимые навыки, чтобы потом использовать их в самостоятельной жизни. Так что всем им приходится покидать этот дом, чтобы жить самим с собой.

Перед самым уходом я рассказываю Надежде, что сейчас идет сбор денег на создание в «Доме» сенсорной комнаты и внедрение программы психологической реабилитации. Вообще, у меня уже давно кончились все заготовленные вопросы, да и глядя на часы, я понимаю, что пора уезжать. Но Надежда не хочет меня отпускать: «Вы задавайте вопросы, я все расскажу». Людям, лишенным слуха и зрения, катастрофически не хватает общения, поэтому они радуются каждому человеку, уделившему им свое время и внимание. Но все же я прощаюсь и напоследок желаю ей научиться пользоваться компьютером. Она обещает стараться.

А я обещала постараться собрать денег на то, чтобы за то время, что слепоглухие находятся в Доме, им могли помочь еще больше, научить воспринимать информацию и научить жить в новом для многих состоянии. Подписавшись на регулярное пожервтвование прямо под статьей, вы не заметите, как ежемесячно с вас будет списываться небольшая сумма, а слепоглухие будут каждый месяц замечать, как легче и приятнее им стало жить в мире без света и звука. 

Сделать пожертвование
Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам
Текст
0 из 0

Евгения, волонтер и сотрудник центра, потеряла зрение на первом курсе института, не смотря на это окончила его. Оксана Юшко для Такие Дела. Февраль 2016.

Фото: Оксана Юшко для ТД
0 из 0

Виктория приехала из Ижевска и находится в доме только несколько дней вместе с другими семью новичками. Метки на лестнице помогают ориентироваться.

Фото: Оксана Юшко для ТД
0 из 0

Борис

Фото: Оксана Юшко для ТД
0 из 0

Настя

Фото: Оксана Юшко для ТД
0 из 0

Евгения, волонтер и сотрудник центра, потеряла зрение на первом курсе института, не смотря на это окончила его. Евгения обучает Александра и других новичков методу Брайля.

Фото: Оксана Юшко для ТД
0 из 0

Настя — волонтер и работник центра. Два раза в неделю она также посещает курсы для изучения языка жестов.

Фото: Оксана Юшко для ТД
0 из 0

Рита в своей комнате в час отдыха.

Фото: Оксана Юшко для ТД
0 из 0

Виталий (слабовидящий и глухонемой) и его мишка.

Фото: Оксана Юшко для ТД
0 из 0

Ирина потеряла зрение во взрослом возрасте. Сейчас она изучает метод работы на компьютере для слепых.

Фото: Оксана Юшко для ТД
0 из 0

Лиана помогает Ирине освоить язык жестов.

Фото: Оксана Юшко для ТД
0 из 0

Рита (глухонемая от рождения) на занятиях по компьютерной грамотности.

Фото: Оксана Юшко для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: