Детские дома не могут выполнить ту функцию, которую должна выполнить семья, не могут помочь ребенку развиваться, учитывая его способности, слабости и потребности
У ваших детей достойное детство. А у сирот нет. Детство 100% сирот искалечено психологическими травмами. Попробуйте представить, что чувствует ребенок, мир которого состоял из веселья и любви, мороженного и сладкой ваты, когда его лишают мамы и помещают в детский дом.
У ваших детей достойные родители. А у сирот нет. Хотя по статистике почти 80% сирот в нашей стране имеют живых родителей или кровных родственников, но их воспитанием занимались и занимаются чужие люди, для которых эти дети просто «рабочий материал» или «часть производственного процесса». Отсутствие близкого взрослого — главная причина психологических травм для любого ребенка, воспитанного в интернатской системе.
У ваших детей достойное образование. А у сирот нет. Казалось бы — хочешь выбиться в свет, просто садись за учебники и зубри, поступай в колледжи и институты, устраивайся на хорошую работу, самостоятельно строй свою жизнь. Так ведь вы говорите своим детям, да? Такой судьбы им желаете? А ребенок, воспитанный в детском доме, даже если очень захочет, вряд ли сможет самостоятельно пройти этот путь. У ребенка в детском доме стресс. Он напуган. Оторван от родной и знакомой среды. Непонятные взрослые не только руководят его жизнью, но еще и требуют от него, чтобы он учился. Он не будет, даже если очень захочет. Просто потому, что все его ресурсы направлены на то, чтобы выжить, а на то, чтобы учиться, сил уже не хватает.
У ваших детей есть будущее. А у сирот нет. Вы ведь позволяете своему ребенку выбрать, в какой вуз поступить, о какой профессии мечтать, правда? А ребенку из детского дома предлагается на выбор несколько профессий, скажем, повар и маляр. А директор детского дома вместо того, чтобы предоставить ребенку право выбора, распределяет своих выпускников по колледжам, с которыми у него есть договоренность. Однажды сотрудникам фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» пришлось потратить несколько месяцев на уговоры такого директора, который объяснял девочке-сироте, страстно мечтавшей стать ветеринаром, что она им быть не хочет, а должна стать маляром.
Детство 100% сирот искалечено психологическими травмамиТвитнуть эту цитатуНу и, напоследок, вы ведь своих детей стараетесь устроить в приличную школу? С образованием в стране сейчас тяжело, Госдума в 2016 году сократила на 33 миллиарда рублей зарплаты учителям и врачам. Ну а если вашим детям со школой не повезло, вы же ищите им репетитора, который помогает подтянуть необходимые для поступления в ВУЗ предметы? А детям-сиротам до недавнего времени об этом приходилось только мечтать.
До недавнего времени, потому что за последний год в нескольких областях России начала работать программа «Дистанционное образование детей-сирот», организованная благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и центром равных возможностей «Вверх». Цель программы — с помощью дистанционного образования подготовить детей, проживающих в интернатах, к самостоятельной сдаче государственных экзаменов и поступлению в учебные заведения.
«Уровень знаний у сирот очень низкий, — рассказывает координатор программы Светлана Чальцева, — поэтому мы действуем так: ищем детей, которые хотят достигнуть результата и пойти учиться дальше, и тех, кому надо просто помочь в учебе. Ведь если у ребенка двойки, и он не сдает ГИА в девятом классе, то просто-напросто остается без аттестата».
Что значит остаться без аттестата, если ты воспитанник коррекционного интерната? Ответ очень прост — без аттестата такой ребенок считается недееспособным, а это, в свою очередь, значит, что человек всю жизнь не будет иметь возможности устроиться на работу, пройти какое-либо обучение и просто жить полноценной жизнью. И вовсе не потому, что он совершенно ничего не может, а потому, что сиротская система устроена таким бесчеловечным образом: его сначала отняли у родителей, потом на протяжении многих лет им никто не занимался, а когда ему стукнуло 18, то влепили позорный штамп и позабыли о его судьбе.
За год работы программы самые впечатляющие успехи произошли именно с детьми, которые воспитываются в коррекционных интернатах. Во многих учреждениях, чтобы не портить статистику, таких детей вовсе не допускали до сдачи государственных экзаменов. Сотрудники проекта с помощью дистанционных занятий подготовили многих детей не только к сдаче государственных экзаменов, но даже к поступлению на дальнейшее обучение, тем самым дав им шанс на будущее.
Во многих учреждениях, чтобы не портить статистику, детей вовсе не допускали до сдачи экзаменовТвитнуть эту цитату «У нас в коррекционке программа была рассчитана на четыре класса, которые растянули на девять классов, — рассказывает шестнадцатилетняя участница программы Маша. — Что-то нам немножко давали, но с такими знаниями я бы далеко не уехала. С учителями я начала заниматься дистанционно русским, историей и математикой. Мне очень понравилось, я получила много знаний. Особенно я люблю математику и продолжаю ей заниматься. У меня хорошо получается, я все понимаю, с учителем мы хорошо ладим, она мне все подробно объясняет. С тех пор как мы занимаемся дистанционно, у меня появилась уверенность в себе и своих силах. Я знаю, что могу что-то сделать. Я не люблю загадывать, не знаю, что будет, но хочу продолжать учиться. Может, когда-нибудь я смогла бы получить бухгалтерское образование. Пока что я учусь на швею, и мне надо подготовиться к поступлению в вечернюю школу. Шьем мы разное, подруга платье себе шьет, некоторые постельное белье шьют, фартуки. Это достойная профессия, но есть еще масса других достойных профессий».
Понимаете, из человека, которого государство собиралось в течение девяти лет учить по программе начальной школы, путем несложных занятий можно сделать полноценного гражданина.
Но программа работает не только с воспитанниками коррекционных интернатов, в ней принимают участие и дети из обычных детских домов. Троечники, конечно, не стали отличниками, за такой короткий период добиться этого практически невозможно. Но показатели у многих значительно улучшились.
Уровень образования в детских учреждениях настолько низок, что иногда встречаются дети, которые в девятом классе, к моменту сдачи основного государственного экзамена, с трудом умеют читать. Напомню, речь идет об обычных детских домах и об обычных детях-сиротах, а не о коррекционных интернатах. Несмотря на это многим детям, принявшим участие в проекте, удалось успешно сдать экзамены и поступить в колледжи и университеты.
иногда встречаются дети, которые в девятом классе с трудом умеют читатьТвитнуть эту цитату«Дистанционно я учился год, мне надо было подготовиться к сдаче ЕГЭ при поступлении в Кировский университет — рассказывает участник программы двадцатилетний Женя.— Я тогда еще параллельно заканчивал техникум по профессии автомеханик и работал в “Спортмастере” продавцом-консультантом. Сначала я думал поступать на гуманитарный факультет и занимался русским, обществознанием и английским. Но потом через полгода я передумал и стал подтягивать физику и математику.
По Интернету заниматься очень удобно, с математикой мы могли сидеть и два с половиной часа. Но мне было не сложно, наверное, потому что интересно. Мне нравится учиться. Вступительных я не боялся. Я когда прохожу какой-то сложный этап, то всегда думаю, что вот я вырос в такой сфере и ко всему привык, что еще со мной может произойти? До семи лет я был в детском доме для маленьких детей, потом в другом. Я не набрал высший балл, но все баллы, которые мне дали, я их заслужил. Теперь я живу в общежитии и учусь на факультете машиностроения. Мы только начали учиться, но мне очень нравится. У нас в группе одни парни. Мы уже один раз выезжали на природу на праздник, чуть-чуть узнали друг друга получше. Я бы хотел потом устроиться на достойную работу. Не знаю, смогу ли работать по профессии, заводы закрываются, но с техническим образованием я не пропаду».
Детские дома не могут выполнить ту функцию, которую должна выполнить семьяТвитнуть эту цитатуЭто сложно принять обычному человеку, но это факт. Детские дома не могут выполнить ту функцию, которую должна выполнить семья, не могут помочь ребенку развиваться, учитывая его способности, слабости и потребности. Родители могут, когда надо, помочь с домашним заданием, объяснить что-то, нанять репетитора. А у этих детей ни мамы нет, ни финансовых возможностей. Если они не поняли какую-то одну тему по математике, то дальше не смогут развиваться, застрянут на том уровне. И именно на решение подобных проблем направлена программа дистанционного образования.
Программа по спасению детей от бездушной государственной машины, которая, пережевывая, выплевывает их в большой мир, программа, которая дает им шанс на самостоятельную и нормальную жизнь, сама нуждается в нашей с вами финансовой помощи. Фонду «Волонтеры в помощь детям-сиротам» очень нужны деньги на оплату труда координаторов и репетиторов, на оплату транспортных услуг и дорожных расходов для тех учителей, которые ездят заниматься с детьми в живую.
Если 230 человек пожертвуют по 100 рублей, то смогут оплатить зарплату координатора, а если оформят регулярное пожертвование, то не придется собирать на зарплату координатору каждый месяц заново, если три тысячи человек пожертвуют по 100 рублей, то смогут покрыть все дорожные расходы программы. А 100 человек, скинувшиеся по 1000 рублей, в буквальном смысле накормят репетиторов в перерыве между занятиями с детьми.
У вас ведь не возникает сомнений в том, что все это было бы нужно вашему ребенку? Подарите шанс ребенку, лишенному родителей, которые могли бы о нем позаботиться. Пожалуйста. Сделайте это прямо сейчас.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»