Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Школьники объявили войну взносам на нужды школы

Десятиклассники города Жигулевска Самарской области начали борьбу с поборами в школе №16. Каждый месяц ученики сдают деньги на охрану и уборку классов. Однако нравится это не всем.

Недавно один из учеников снял на видео разговор одноклассника с классным руководителем, которая говорит ученику, что он «обязан платить», а если не хочет, должен приносить швабру и тряпку и мыть. В ответ на возражения ученика о том, что в школу он приходит учиться, а не мыть полы, учитель называет его «дебилом».

Видео попало на сайт Пикабу и в соцсети. А еще на телеканалы. Ученики собрали подписи против поборов и написали заявление в прокуратуру. В школе начались проверки. Ученики сообщают, что учителя начали травить несогласных.

ТД поговорили с разными сторонами конфликта.

Разговор первый

В котором мама одной из учениц школы № 16 рассказывает, как она в одиночку пыталась бороться с поборами, и как учителя оказывают психологическое давление на учеников.

— Вы поддерживаете протест ребят против сбора денег в школе?

— Я борюсь с этим [поборами] давным-давно. Я говорила учителям, директору, что не буду оплачивать взносы, пока мне не дадут квитанции. А на руки учителям деньги буду давать только через прокуратуру.

— На что собирают деньги?

— На охрану и техничку. С первого класса требуют. За охрану — 350 рублей за год надо заплатить единовременно. А за техничку ежемесячно. Техничка мне недавно сказала, что из бюджета она получает шесть с половиной тысяч. И плюс две тысячи у нее надбавка. Вопрос у меня такой. 50 рублей сдаем на техничку каждый месяц (старшие классы, 10 и 11-й, даже 75). В школе у нас 700 человек. Умножаем 50 на 700, получается 35 тысяч рублей. Техничек у нас три. Если надбавка по две тысячи, это минус шесть тысяч рублей. 29 тысяч рублей куда делось? Вот мне, наконец-то, выдали квитанцию за оплату охраны. Там написано: «благотворительный взнос». Это значит — добровольно, правильно? Но с меня же требуют!

— Как давно вы боретесь с этими поборами?

На старшую дочь давит классный руководитель. При всем классе ее оскорбляет

— У меня еще ребенок был в детском саду, а я была председателем родительского комитета и ходила на общее собрание. Говорят же, что родители сами решают, будут ли они платить и за что. Но на самом деле было не так. Мы пришли, и начальник РОНО (районный отдел народного образования — ТД) нам говорит: «Так, у нас не хватает на охрану и техничку. На охрану такая-то сумма, на техничку такая-то. Это надо донести до родителей». И так было всегда. И то, что говорит директор, что все по согласию, это вранье. Нас трое в младших классах, кто не оплачивает. Но выступать открыто все боятся.

— А как с вас собирают деньги?

— Меня не трогают, все через ребенка. На старшую психологически давит классный руководитель, при всем классе ее оскорбляет. Она из своих денег личных, которые я ей на сок и булочки дала, оплатила взнос за первое полугодие. А я даже не знала об этом!

— Заявление в прокуратуру вы писали?

— Ребята написали, а я подписала. Нужен был представитель.

— За детей своих боитесь?

— Боюсь. Но в полиции мне сказали, что проследят за ними  [работниками школы], чтобы их не обижали.

Разговор второй

В котором ученик 10 класса рассказывает, что его заставляют платить за уборку класса, почему он не хочет мыть полы, и чего он хочет добиться.

— Расскажите, что случилось?

— У нас новая классная, она требует сдавать деньги. Первое время я ее игнорировал. А когда мой долг вырос до 400 рублей, она стала требовать, как на видео. И натравливать на меня одноклассников. Стала говорить, вот, будете тогда скидываться и все за него платить. Тот урок, на котором снято видео, начался с переклички, кто сколько должен. Когда дошла до меня очередь, я ей сказал: «Я деньги вам не сдам, потому что не обязан».

— Чеки или договоры с родителями вообще существуют?

— Никто не показывал нам договоры, никаких чеков мы не видели. Деньги за уборку просто на руки даются уборщице, насколько я знаю. Но главное даже не то, что мы платить должны, а то, что с меня эти деньги требовали откровенно! Прям на уроке начинается: «У тебя 40 [рублей] долг, у тебя 50 долг». — «Конец месяца, надо отчитываться перед директором» — такой аргумент у нее. Уверен, что это все от директора и идет, раз они отчитываются перед ней. Все должно быть заложено в бюджет, мы не обязаны платить. Мне кажется, директор должна найти способ поддерживать порядок в школе без наших денег.

— Кому вы сдаете деньги?

— Классному руководителю в руки.

— Как родители ваши к этому конфликту отнеслись?

— Отец почитал комментарии и понял, что я прав. Мама тоже поддерживает меня.

— Вы говорили, что вас теперь травят в школе?

—До того, как поднялся шум, мы стали подписи собирать. У нас семь человек было идейных. Набрали около 20 подписей. Пошли в прокуратуру. Там нас выслушали с недоверием, но заявление приняли. В итоге некоторые учителя в шоке, чуть ли не кидаются на нас. Кто-то смеется, говорит, правильно сделали. Мне кажется, всех обманывают. Наша классная свято верит, что все честно, что так и надо. Но даже после скандала все равно тех, кто не хочет платить, принуждают к труду. Типа, пишите заявление, если платить не будете, и будете убирать.

Хотим, чтобы в школе не было поборов, коррупции

— Вашему заявлению дали ход? Слышно что-нибудь?

— Нам сказали, что приезжал в школу прокурор разбираться. Есть в полиции знакомая, говорит, что в школе черная бухгалтерия, и, если начнутся проверки, то им мало не покажется. Еще на меня написали заявление о клевете. Что видео, которое я выложил — клевета. Думаю, это классная. Я ходил в полицию, писал по этому поводу объяснительную.

— Чего вы хотите добиться? И как, по вашему, все должно быть устроено?

— Мы понимаем, что это все незаконно, что нас обманывают. Хотим, чтобы в школе не было поборов, коррупции, добиваемся смены директора. Родители должны сдавать столько, сколько могут и считают нужным. И никто не должен требовать от нас деньги и принуждать их сдавать.

ВИДЕО С ДИРЕКТОРОМ

 

Разговор третий

В котором директор школы говорит, что она не при делах. Все законно, деньги учителя в руки не берут, и вообще все денежные сборы — дело рук родителей.

— Ирина Викторовна, мы пытаемся разобраться в этой истории с якобы поборами. Что у вас в школе происходит?

— У нас все возмущены! Все это [сбор денег на уборку и охрану] по решению родителей, родительского собрания. Так, чтобы деньги собирали, и присваивал кто-то их, чтобы вымогали — никто не вымогает. По уборке мы сказали, если не хотят родители платить, дети могут убирать в классе. Когда приходят дети в школу, мы обговариваем, что у нас с пятого класса самообслуживание. Финансирование подушевое у нас.

— Это как?

— Сколько детей, столько выделяется по нормативу денег на уборщиц. А площади убираемые не учитываются. Есть школы, где четыре этажа, а детей всего сто. И каким образом выходить из положения, непонятно.

— А сколько уборщиц в школе?

— У нас шесть ставок уборщиц на всю школу.

— Сколько они зарабатывают?

— 4454 рубля ставка.

— И вы им доплачиваете?

Родители сами с уборщиками расплачиваются. Выбирают, кто из уборщиков им нравится

— Я не доплачиваю, родители с ними договариваются. Дети заняты, многие в кружках, секциях. Поэтому они решили освободить детей от уборки за счет родительских средств. Все это на собраниях обговаривается, родители не против.

— Как это устроено? Заключается с уборщицами договор? С родителями?

— Родители сами с уборщиками расплачиваются. Выбирают, кто из уборщиков им нравится…

— Это как это?

— Ну, они договариваются с техничками и дают наличные.

— Подождите. Ведь деньги собирает классный руководитель?

— Классные только напоминают детям, кто не сдал. Собирает председатель родительского комитета, а классный помогает. На собраниях решили, что деньги дают председателю комитета, а этот член рассчитывается по окончанию месяца.

— То есть к вам и учителю деньги в руки не попадают?

— Нет, конечно. А за охрану все перечисляется на внебюджетный счет как целевое пожертвование. С этого счета перечисляем на охрану. Проверки у нас ежегодные по использованию внебюджетных средств, нарушений нет.  Куда-то переправить на другие цели мы не можем. У родительского комитета все чеки. Перед родителями все отчитываются.

— А как? Уборщица расписку дает? Или как это происходит?

А здесь ребенок не в курсе, родители на собрание не ходят… Это потому что предупредили [ученика, снявшего видео], что документы будут на комиссию направляться. За срыв уроков, неуспеваемость, пропуски.

Разговор 4

В котором председатель родительского комитета школы говорит, что родители сдают деньги добровольно, не имеют понятия, как их получают уборщицы, а деньги у учеников берут учителя.

— Почему вы считаете правильным платить за уборку и охрану?

— Мы вчера собирали большое собрание, где составили заявление на имя прокурора, министра образования. Где мы сообщили, что принимаем решение о добровольном сборе денежных средств на уборку классных помещений. Мы пожалели наших детей.

— А они обязаны убирать, если не сдают деньги?

— Этот вопрос у нас даже не поднимался никогда! Мы просто сами приняли такое решение. Чтобы освободить детей от кружков, чтобы они шли после уроков домой отдыхать, помещение будет убирать технический персонал. Сделали добровольный сбор денег.

— То есть если вы их решили освободить от уборки, значит, есть обязанность такая?

— Нет. Тут такой момент… Когда моя дочь еще была в девятом классе (сейчас она в 11), родители решили, что они будут убирать класс. Чтобы развивать трудовое воспитание. Но так вышло, что вот должна мыть моя дочь, но у нее тренировка, она не может. ОК, за нее моет Сидорова. Завтра должна мыть Петрова, а она заболела — опять моет Сидорова. И получилось, что моет одна Сидорова. И так у нас ничего не получилось. Мы собрались снова — классы-то грязные, неубранные. И решили вернуть все, как было.

Сейчас все урезано, мы знаем, что денег не выделяют школе

— Дети считают, что за уборку должна школа отвечать, говорят, они учиться должны в школе, а не убирать. Что вы об этом думаете?

— Мы знаем, что в школе не хватает технического персонала. Или же не хватает средств. Мы знали всегда это. Это шло из нашего детства, мы знали всегда, что классы убирают дети. Сейчас все урезано, мы знаем, что денег не выделяют школе.

— А сколько уборщиц убирают школу?

— Я не знаю.

— А как же вы тогда платите уборщицам деньги, если не знаете даже, сколько их работает? Как деньги до уборщиц доходят?

— Не знаю… Как до них доходят деньги, тоже не знаю. У нас родительский комитет собирает.

— То есть в каждом классе есть родитель, который приходит на урок и берет деньги с детей? 

Школа N 16 г. ЖигулевскФото: скриншот www.school16-zhg.ucoz.ru

— Нет, мы просим учителей. И вот она говорит: «Передавайте деньги через меня!» Получается, мы их [учителей] просим, они собирают их для нас, а сейчас их [учителей] обвиняют в том, что они вымогают. Некоторые учителя отказывались собирать с детей деньги. И правильно, как мы видим, отказывались.

— Вам чеки школа не предоставляет? Не боитесь, что деньги могут быть присвоены?

— Мы просто доверяем школе. Никогда не было инцидента, чтобы деньги не дошли. Все всегда было нормально. Я даже никогда не задумывалась о том, чтобы деньги считать. Как-то это делалось испокон веков, все были довольны. А до этого ребенка [ученика на видео] не донесли родители, как это делается. И получился такой конфликт.

Разговор 5

В котором юрист детского правозащитного проекта «Патронус» Наталия Кудрявцева говорит, что собирать деньги с родителей на услуги школа не имеет права, и директор рискует оказаться фигурантом уголовного дела.

В этой школе я предполагаю прокурорскую проверку, и хорошо, если директору позволят просто уволиться. Исходя из того, что я увидела об этой истории, скорее всего будет уголовное дело. Школа действует на основании Устава и федерального закона «Об образовании в РФ», где четко указаны все обязанности и права образовательного учреждения в отношении учеников. Никаких поборов не допускается. Все, на что школа имеет право существовать — это собственные доходы (например, сдача в аренду помещений, платные дополнительные образовательные услуги), но ни в коем случае бюджет школы не предусматривает поборы с родителей.

— Но в школах это происходит повсеместно. Я разговаривала с родителями учеников разных школ — со всех собирают деньги на нужды школы, обозначая их как благотворительное пожертвование.

на зарплату сотрудников школы родители деньги собирать права не имеют

В Москве несколько лет назад за поборы были осуждены директора нескольких школ. Теперь деньги с родителей собирает исключительно родительский комитет. И он отчитывается перед родителями чеками. Благотворительное пожертвование— это добровольное дело. И оно идет на определенные нужды школы и класса. На собраниях родители голосуют, будут ли они собирать на то или это. На тетради, на ручки, на кружки, на чаепития. Но на зарплату сотрудников школы родители деньги собирать права не имеют. Работа финансируется органами образования.

— Директор уверяет, что родители решили сами поощрять труд уборщиц, потому что бюджет на их зарплату выделяет мало денег. При этом, родители даже не знают, сколько уборщиц работает в школе…

Если школа внесла в штатное расписание некоторое количество уборщиц, соответственно, у нее есть бюджет на их оплату. Они получают зарплату из бюджета. Они не могут быть на аутсорсинге, могут быть только в штате. Соответственно, это штатные единицы со своим окладом, со своими доплатами к окладу, потому что они не могут получать зарплату ниже прожиточного минимума. Вопрос в том, как их оформили. Возможно, в этой школе так: есть одна штатная единица уборщицы с зарплатой согласно штатному расписанию. Директор берет не одну уборщицу, а шесть, делит эту зарплату на шесть человек (но оформляет одну). Договаривается с ними, что на их зарплату будет собирать деньги с родителей,  и они будут отдавать ей какой-то процент.

Что до охраны, то охрана — это не работники школы, а частное предприятие. Департамент образования (не директор школы) заключает договор с конкретным ЧОПом, для того чтобы они охраняли отдельную школу. И платит частной охране не школа, деньги должны перечисляться в школу департаментом образования. Скорее всего, в этой школе директор шантажирует учительский коллектив. «Либо ты собираешь деньги, тогда я плачу тебе премию, сверхурочные и так далее, либо нет, тогда я эти деньги вычитаю из твоей зарплаты». Не зря там учителя оговариваются, что им нужно отчитываться перед директором. Так что вся эта история — прямое указание на разбирательство прокуратуры. А дети молодцы, что отстаивают свое право не платить поборы.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Вы можете им помочь

Всего собрано
293 893 515
Текст
0 из 0

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
0 из 0

Школа N 16 г. Жигулевск

Фото: скриншот www.school16-zhg.ucoz.ru
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: