Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД

«Чтобы сделать что-то настоящее, человеку обязательно надо оказаться в сложной ситуации», — уверен Слава Полунин

Вячеслав Полунин среди зрителей Упсала-ЦиркаФото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД

Президент «Академии дураков» приехал в родной Санкт-Петербург на пару дней, чтобы поддержать ребят из Упсала-Цирка. На фестивале циркового искусства, куда Полунин пришел в толпе счастливых зрителей, Упсала-Цирк показывал спектакль «Эффект пинг-понгового шарика». Главную роль в нем исполняет Коля, старожил «цирка для хулиганов» — из самого первого набора в 2000 году. Тогда ему было 10 лет.

Судьбоносная столовая

Коля рос в многодетной семье, младшим из пятерых. Жили в пригороде Петербурга, в Колпине, мать и отец работали на заводе и, как вспоминает сам Коля, «время от времени выпивали». А еще время от времени есть дома было нечего, и Коля, «пристегнувшись» к старшему брату, мотался в город гулять и питаться в работавшей тогда столовой для беспризорников на Фонтанке. Десятилетнему пацану все было интересно. Открытый и подвижный, он легко застревал в компаниях таких же, как он, оборванцев, еще не озлобившихся на мир, который не дал им хороших условий, вкусной еды, внимательных родителей и модных кроссовок.

У Коли был вагон времени, чтобы фланировать по Невскому, стрелять сигареты, залезать в заброшенные здания и играть в автоматы, которые стояли в 2000-м году в Гостином дворе — тогда их еще не запретили. Там-то его и заприметили директор Упсала-Цирка Лариса и создательница идеи социального цирка Астрид Шорн. «Вон, смотри, парень юркий какой», — Коля чем-то выделялся из толпы соплеменников. И это «что-то» к 27 годам раскрылось с такой небывалой силой, что наглядеться на него теперь на сцене невозможно.

Шатер цирка переполнен — на спектакле «Эффект пинг-понгового шарика» сейчас сидит и Полунин, неотрывно следя за  Колей, который в свете пушки оказывается один на один с маленьким белым шариком, стучащим как сердце, держащимся на воздушной подушке колиного дыхания. Коля достает этот шарик из пустоты, пантомимически выращивая его до размеров огромного циркового колеса Сира, и, расположившись в колесе, подобно витрувианскому человеку, начинает крутиться и зависать в пространстве. «Что-то», увиденное 17 лет назад Ларисой и Астрид, было талантом.

Николай
Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД

В то время, когда у Коли еще была возможность разменять талант в игральных автоматах, Упсала-Цирк в Петербурге только начинался. Ларисе нужно было сделать первый набор. Присмотревшись к стайке юных Маугли, Лариса, Астрид и еще пара педагогов пришли с мастер-классом в столовую, как раз в тот момент, когда Коля проголодался. И тут его зацепило. Коля сделал шаг и сказал: «Хочу».

Чего не хочется помнить

Больше всего Коле нравилось движение — любого рода. Акробатику, брейк, хореографию он схватывал на лету. Про таких профессионалы говорят «движенец». У Коли это от природы — Лариса вспоминает, что однажды в летнем лагере мальчика посадили в седло, и он без лишних предисловий принял нужную осанку и поскакал. Еще вспоминает, как его называли «Мамочка» после просмотра фильма «Республика Шкид». А еще Лариса помнит, как Коля был в шаге от изгнания из цирка, но вспоминает неохотно, словно опять боится его потерять, хотя тот самый сложный для него момент они вместе уже давно преодолели. Преодоление заняло несколько лет.

На сцене Упсала-Цирка
Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
Выступление Николая в представлении Упсала-Цирка «Эффект пинг-понгового шарика»
Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД

Коля успевал ходить и в цирк, и в школу и тусоваться в привычной уличной компании. И однажды начал нюхать клей. Простой и доступный способ необычного времяпрепровождения сперва сочетался с занятиями в цирке, и там даже не очень догадывались об этой привычке. Но постепенно занятия стали пропускаться, работоспособность падать, апатия расти. Лариса, уже прикипевшая к мальчику, поняла, что надо помочь Коле сделать выбор. И устроила ему серьезный разговор, несмотря на то, что ей самой было очень страшно. Страшно, что он выберет тюбик с клеем. Пришлось идти ва-банк: клей или цирк. На решение дала несколько часов. И вечером того дня Коля сделал шаг, который навсегда изменил его жизнь. Он остался в цирке и полностью забыл про улицу.

Огонь, вода и шарик

Коля, как настоящий мужчина, не говорит о сложности этого выбора. Лариса, как настоящий директор, не говорит о трудностях, которые ей и всей команде приходится преодолевать ежедневно, чтобы дети, которым цирк действительно нужен, имели возможность заниматься с педагогами, ездить на гастроли и в лагеря, где помимо циркового опыта они получат не менее, а даже более важный опыт— общения, совместного просмотра фильмов, обсуждения книг и жизни. А еще Лариса ставит для них фантастические спектакли, на которых не можешь удержаться — плачешь от счастья, и это удивительно легкие и приятные слезы.

Выступление Николая в представлении Упсала-Цирка «Эффект пинг-понгового шарика»
Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД

Все это держит на плаву, укрепляет ребят, не только, как артистов, но и как личностей, и не дает шанса снова надеть себе на голову пакет с клеем. Со спектакля Упсала-Цирка выходишь с чувством, что страха нет, его полностью победила любовь, щедро подаренная тебе детьми, которых недолюбила жизнь. И, глядя на них, совершенно невозможно поверить, что это так — ведь столь щедро отдавать можно только от переизбытка.

Мальчишек и девчонок, которые могли бы свернуть не на ту дорожку, но благодаря цирку выпрыгнули, да еще и сделав красивое сальто, уже немало. Те, кто прозанимался в цирке два-три года и более, уже значительно изменились и получили другое самоощущение в социуме. Таких детей около 500 человек. Педагогов и артистов цирка, которые выросли из беспризорных детей и сделали цирк своей профессией, как Коля, сейчас четверо. И это уже половина тех тренеров, которые работают в Упсала-Цирке. Работать педагогом Коле нравится не меньше, чем быть артистом. Он стал первым тренером, вышедшим из бывших воспитанников.

Полунин уверен, что цирк должен разрастись в большую цирковую школу, чтобы встряхнуть нашу богатую цирковую традицию

«Эти дети, эти артисты уже счастливые. Если попасть хотя бы на какое-то время туда, где любят, поддерживают, придумывают, где хорошие люди, где интересно — это уже огромное счастье», — говорит о них Слава Полунин.

Николай с другими участниками Упсала-Цирка смотрит церемонию открытия фестиваля «Балансировка»
Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
Зрители Упсала-Цирка
Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД

А еще Полунин уверен, что цирк должен разрастись в большую цирковую школу, чтобы встряхнуть нашу богатую цирковую традицию и, конечно, чтобы социально-благополучных детей становилось все больше, а идея социального цирка была бы доступнее и масштабнее.

Подобные мысли есть и у Ларисы. Она планирует создание образовательных программ, серию цирковых мастер-классов и обмен опытом с западными коллегами. Все эти мероприятия будут осуществляться по мере сил, ведь сейчас основная задача цирка — находить средства на постоянные базовые расходы: аренду помещения, содержание скромного штата тренеров, закупку циркового оборудования и изготовление декораций к новым спектаклям.

Есть мысли о том, куда расти ему, как педагогу, и у Коли, который здесь уже несколько лет учит ребят акробатическим трюкам, танцам, жонглированию, преодолению боли от падений… Но не кульбиты даются детям тяжелее всего.

Николай
Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД

Тяжелее, как недавно понял молодой педагог Коля и давно понимает Лариса, научить детей доверять — так, чтобы можно было упасть спиной назад, стоя у кого-нибудь на плечах, и не бояться, что тебя не поймают. Научить любить так, чтобы почувствовать единственную долю секунды, когда нужно подпрыгнуть на батуте, а тот, кто уже летит, успел сделать через тебя сальто. И ведь у них получается. У кого-то через год, у кого-то через три. Ребят потихоньку отпускает. Они начинают вникать и сопереживать друг другу и всему окружающему до такой степени, что даже пинг-понговые шарики становятся в их руках живыми и бегают из одного воображаемого угла в другой, рисуя в воздухе и на лицах зрителей улыбку.

Когда на них смотришь, веришь, что все хорошо, что это самые счастливые и благополучные дети на земле и что они сами помогут кому хочешь. Это большая победа команды цирка и неравнодушных людей, которые помогают Упсала-Цирку существовать материально. То есть, ваша победа.

Давайте сейчас и впредь будем поддерживать цирк, а он вернет нам любовь сторицей. Можно сделать это разовой суммой, но лучше оформить небольшое, но ежемесячное пожертвование. Ведь есть секрет: пинг-понговый шарик держится в воздухе, только если постоянно дуешь под него. Пусть и ваше дыхание, и ваша помощь поддерживают его на лету.

Сделать пожертвование

Вы можете им помочь

Помочь

Оформите пожертвование в пользу организации «Упсала-Цирк»

Выберите тип и сумму пожертвования
Всего собрано
294 038 472
Текст
0 из 0

Николай выступает на цереминии открытии фестиваля "Балансировка" Упсала цирка

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
0 из 0

Вячеслав Полунин среди зрителей Упсала-Цирка

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
0 из 0

Николай

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
0 из 0

На сцене Упсала-Цирка

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
0 из 0

Выступление Николая в представлении Упсала-Цирка «Эффект пинг-понгового шарика»

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
0 из 0

Выступление Николая в представлении Упсала-Цирка «Эффект пинг-понгового шарика»

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
0 из 0

Николай с другими участниками Упсала-Цирка смотрит церемонию открытия фестиваля «Балансировка»

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
0 из 0

Зрители Упсала-Цирка

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
0 из 0

Николай

Фото: Валерий Зайцев/SCHSCHI для ТД
0 из 0

Пожалуйста, поддержите некоммерческой организации «Упсала-Цирк» , оформите ежемесячное пожертвование. Сто, двести, пятьсот рублей — любая помощь важна, так как из небольших сумм складываются большие результаты.

0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: