Фото: кадр из фильма "Смерть Сталина"/Вольга

Почему фильм Армандо Ианнучи «Смерть Сталина», созданный в стилистике комикса, получив прокатное удостоверение, все-таки не вышел в российский прокат

23 января отныне можно считать вехой в новейшей российской истории — власть публично по сути признала сталинизм нашей идеологией. 17 января министерство культуры выдало прокатное удостоверение фильму Армандо Ианнучи «Смерть Сталина». В этой сатирической картине рассказывается о борьбе за власть, сотрясшей ближний сталинский круг сразу после его смерти.

С 25 января фильм был заявлен к российскому прокату. А 23 января министерство отозвало прокатное удостоверение, сославшись на «многочисленные просьбы трудящихся». Трудящимися в данном случае выступила группа деятелей культуры во главе с председателем Общественного совета Минкульта писателем Юрием Поляковым и исполнительным директором Всероссийского хорового общества Павлом Пожигайло.

Поляков заявил о «недопустимости навязывания нашему зрителю таких беспомощных с художественной точки зрения и злобных с идеологической точки зрения лент», а попытку выпустить фильм в прокат расценивает как «явное навязывание и оскорбление наших гражданских и национальных чувств». Пожигайло же напомнил, что в «Смерти Сталина» якобы оскверняются национальные исторические символы — советский гимн, ордена и медали, а «маршал Жуков изображается придурком». Депутат Думы актриса Елена Драпеко призналась, что «большей гадости» она «вообще никогда не видела. Это абсолютный пасквиль, провокация, попытка убедить нас, что и страна у нас ужасная, и народ у нас идиот, и правители наши дураки».

Эта же группа трудящихся открыла глаза министру культуры РФ на то, что в фильме содержатся элементы экстремизма, и Мединский, что называется, на голубом глазу, не износив, можно сказать, туфель после выдачи «прокатки», охотно ее отобрал. Скорее всего, эта акция — министр выдает прокатное удостоверение, а потом чужими руками его отбирает, чтобы самому не пачкаться, — была спланирована заранее, но это даже и не так важно. Важно то, что цензура в России приобрела вполне отчетливые формы.

Вождь упал

Фильм мастера политической сатиры Армандо Ианнучи («Гуща событий», «В петле», «Вице-президент») начинается со сцены симфонического концерта. Под конец концерта в рубке звукорежиссера раздается звонок — звонит Сам и просит прислать ему запись концерта. Режиссер в ужасе — запись не ведется, концерт закончен, люди расходятся. Надо срочно заполнять кем-то зал и играть заново. А тут еще дирижер, узнав о неувязке, от расстройства теряет сознание, ударяется головой об пол и замирает. Работники консерватории бегут на улицу, хватают случайных прохожих и тащат на концерт. Одновременно совсем другие люди хватают на улице других людей и тащат их совсем в другое место. Все это на экране перемешано, в воздухе разлит ужас и нервный смех. Запись концерта прошла успешно, а любимая пианистка Сталина Мария Юдина (Ольга Куриленко) успевает всунуть в пластинку, предназначенную Сталину, записку с проклятиями.

Кадр из фильма «Смерть Сталина»Фото: кадр из фильма "Смерть Сталина"/Вольга

Получив записку, Сталин (Эндрю Маклафин) заходится в звероподобном смехе и, перенапрягшись, падает на ковер, предварительно оросив его монаршей мочой. Так и останется он лежать — взращенная на страхе охрана не посмеет зайти в комнату вождя, даже услышав звук падающего тела. Ну, а поскольку все приличные врачи — кто расстрелян, кто в лагерях — Сталина спасти не удается. А в патефоне найдут ту самую пластинку с концертом. Про пластинку — чистая правда, что было — то было.

Семь самураев в поисках власти

А дальше на сцену выходят семь персонажей — Маленков (Джеффри Тэмбор), Хрущев (Стив Бушеми), Берия (Саймон Рассел Бил), Молотов (Майкл Пейлин — тот самый, из «Монти Пайтон»), Каганович (Дермот Краули), Микоян (Пол Уайтхаус), маршал Жуков (Джейсон Айзекс). Это — тот самый ближний круг, в котором борьба за власть сначала выглядит лишь темой для смешного комикса (тут уместно напомнить, что фильм снят по одноименному комиксу Фабьена Нури и Тьерри Робина), но на протяжении фильма смех скукоживается от страха, уступая место ужасу и отвращению. Затеянная Хрущевым смертельная интрига против Берии шаг за шагом превращается в кровавую жестокую распрю.

Вместе с интригой жесткую метаморфозу проходит и ее инициатор — Хрущев. Наконец-то Стив Бушеми  — снявшийся чуть ли не в двух сотнях фильмов талисман Коэнов, получивший прозвище «киноспам» — дождался главной роли на большом экране. Уже на пороге 60-летия этот мегапопулярный актер получил большую роль. Актерский состав в «Смерти Сталина» буквально образцовый, но только Хрущев на наших глазах проходит путь от нелепого мелкого шулера-политикана до страшного вершителя судеб, прошагавшего к власти по трупам вчерашних друзей. И дошагав до вожделенной цели — кресла главы государства, почивающий на лаврах Хрущев получает от режиссера черную метку. Вся гоп-компания собралась в консерватории на тот самый концерт, что стал косвенным виновником смерти Сталина. Спокойные, расслабленные, чуть уставшие от подковерных схваток лица. На переднем плане — довольный Хрущев. Все смотрят на сцену, покачиваясь на волнах классики. И только один человек не устремил взор на музыкантов — за спиной Хрущева сидит кто-то, кого не было в фильме, кто-то новый, довольно молодой, с густыми-густыми черными-черными бровями. Он пристально смотрит в спину новому хозяину страны…

Кадр из фильма «Смерть Сталина»Фото: кадр из фильма "Смерть Сталина"/Вольга

И ты понимаешь, что конец у всякого диктатора один. А если шире — зло всегда вернется бумерангом. Это знают все, и сами диктаторы в том числе — но то ли никакой диктатор не считает себя диктатором, то ли, как все смертные, они уверены, что самое плохое всегда случается с другими. Думал ли вождь мировой революции Ленин, что смерть застанет его в состоянии гнилого овоща? Единственный в отечественном кино режиссер — Александр Сокуров — решился затронуть эту тему в фильме «Телец». А вообще о вождях без пиетета у нас не принято. Слава богу, Сокурову повезло — в 2001 году, когда фильм появился, современная русская народная забава — оскорбляться чувствами — еще не получила распространения, а то бы, конечно, уходить Сокурову в глухую оборону.

Комикс и фарс

Ианнучи не пытается преодолеть стилистику комикса. Более того — он в нее ныряет, он осваивает эту стилистику, живет в ней и заставляет жить актеров. Здесь каждый эпизод — как страница «графического романа». Режиссер не заставляет актеров играть в психологию, наоборот — он выдает каждому одноцветную маску и велит не особо «психоложествовать». Что поделаешь, жанр обязывает — фарс ведь. Актеры загримированы так, что ни у кого не остается сомнений — это грим. Лица преувеличенно намазаны, каждый из «семи самураев» — готовый персонаж комедии дель арте. Кроме Хрущева, еще только Светлана Аллилуева (Андреа Райзборо) выглядит живым человеком, претерпевающим по ходу сюжета изменения. В начале мы видим сверхэмоциональную, чуть дурковатую девицу, заламывающую руки, исходящую то горем, то радостной эйфорией, резкую и доверчивую. «Я сделаю все, чтобы тебе было хорошо. Можешь на меня во всем положиться», — воркует Хрущев — и Светлана верит. А в конце мы видим взрослую женщину, разочарованную во вчерашних друзьях, брошенную ими. «Я не думала, что это будешь ты», — с горечью признается Светлана, глядя в стальные глаза еще вчера обещавшего ей поддержку добренького Хрущева, сегодня изгоняющего ее из страны.

Оттенки мерзости

У каждого здесь свой оттенок мерзости, свое экранное кредо. Хрущев — коварство. Берия — непомерное властолюбие. Молотов — хамелеон. Майкл Пейлин, выдающийся английский комик, играет Молотова как образец органической, нутряной подлости, позволяющей такие несовместимые в нормальном человеке вещи, как любовь к жене и одобрение сталинского приговора ей. Булганин — человек-желе, вечно трясущийся то от страха, то от подозрений, то от предвкушений. Маленков — мини-Наполеон, вчера заснувший шестеркой при Сталине, а проснувшийся главой государства, оттого надутый сверх меры, но не знающий, что делать со свалившейся на него властью. Жуков — рубаха-парень, ставящий точку в тянущейся борьбе за власть, помогающий Хрущеву всех перехитрить. А все они вместе — воплощенная трусость, глупость и некомпетентность.

На съемках фильмаФото: кадр из фильма "Смерть Сталина"/Вольга

Не уходя в область глобальных обобщений, Ианнучи тем не менее рисует обычную для всякого тоталитарного государства картинку. Умер диктатор. Поляна зачищена. Все специалисты в лагерях. Трусливая посредственность, которой окружил себя вождь, принимается делить власть. Ой нет-нет, это не про наше будущее, вы не поняли — это про наше прошлое. Уф.

Пустить или не пустить

«Смерть Сталина» еще задолго до проката попытались принять в штыки. Известный поборник чужой нравственности Павел Пожигайло, на тот момент председатель общественного совета Минкульта, на всякий случай оскорбился заранее, и не только за себя. Вспомнил не к ночи «Матильду» — мать всех оскорбленных. «Если история с Николаем II — это православные люди, то история со Сталиным — это коммунисты. И то же самое, что сейчас с Матильдой, возникнет и в коммунистических рядах», — заволновался неистовый общественник. Но потом, видимо, дали отмашку не оскорбляться и тихо вручили фильму прокатное удостоверение. Вообще оскорбленные в этом случае ведут себя умнее — видимо, готовятся стать в позу после просмотра фильма. А то и «Матильда», и «Тангейзер» стали жертвами ранимых людей, забывших хоть тайком взглянуть на причину своих страданий. Со «Смертью Сталина» понятно — накануне выборов закручивать гайки не принято, особенно если хочешь усидеть в кресле министра. А коммунисты да сталинисты пусть потом сами бузят. Минкульт в любом случае будет не при чем.

Кадр из фильма «Смерть Сталина»Фото: кадр из фильма "Смерть Сталина"/Вольга

Занятно: фильм на такую интересную тему, как борьба за власть сразу после смерти Сталина, ликвидация Берии, приход к власти Хрущева, за столько лет в России так и не сняли. Даже до Троцкого с Парвусом дотянулись, хотя оба — фигуры в официальной истории не самые популярные, имена, вычеркнутые из учебников и исторических монографий, запрещенные еще Сталиным, да так до сих пор и не «раскрученные». Не считать же залихватские сериалы изучением этих личностей. А про Сталина, Хрущева, Жукова, Маленкова и иже с ними — ни гу-гу. Словно страх сталинских времен так и остался сидеть в мозгу, как зловоние, которое нужно веками выветривать. Так, стоп. А про кого из новейших вождей у нас были сняты фильмы? Так, чтобы показать все изгибы больного властного сознания, дорогу к трону с кровавыми метками? Интересно, что ни про кого.

Дело тут, скорее всего, даже не в боязни кого-то обидеть (в конце концов оскорбляться стало модно совсем недавно) и даже не в подсознательном страхе. Думается, это проявление самого порочного для всякого художника явления — самоцензуры. Внутренней, не проговоренной. А самоцензура идет от свойственной русскому человеку сакрализации власти — давней, застарелой, выедающей коллективный российский мозг.

Оттенки смеха

Умышленная театрализованность фильма не мешает камере время от времени выходить за пределы Кремля и властных коридоров. Иногда действие перемещается на улицу, и здесь в основном снуют «воронки» с арестованными, из подъездов вытаскивают заспанных «шпионов», «агентов» и «вредителей» в пижамах и халатах, и, скользя камерой по застигнутой тиранией Москве, режиссер даже успевает буквально за несколько секунд рассказать историю предательства отца сыном. И так же, вскользь, крохотным эпизодом, в конце он расскажет про встречу вернувшегося из лагеря отца с предавшим его сыном. Мы увидим только крупные планы, глаза, в которых ужас и боль. Это тоже как страничка комикса, но от этого не менее жутко.

Кадр из фильма «Смерть Сталина»Фото: кадр из фильма "Смерть Сталина"/Вольга

А то камера спустится в подвалы Лубянки, по которым шастают энкаведешники, таская на себе окровавленных, полубездыханных тех же «шпионов-вредителей-агентов». За стенами слышны крики и выстрелы. Это было бы смешно своей злой сказочностью, если бы не отзывалось в нашей исторической памяти правдой. Наверняка найдутся и те, кто скажет: нельзя смеяться над репрессиями, нельзя ерничать там, где трагедия миллионов. И опять, в который раз пойдут споры о том, над чем можно смеяться, а над чем — нельзя. Но обычно в такие споры ввязываются люди, которые не видят и не слышат оттенков. В частности — оттенков смеха.

Гилберт Честертон, умнейший человек, придумавший собственную философию счастья, писал в своей «Автобиографии»: «Смеяться можно над чем угодно, но не когда угодно. Мы можем шутить над смертью, но мы не будем шутить у смертного ложа».

Главное — не смеяться, как Иосиф Виссарионович в самом начале. Это опасно.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Вы можете им помочь

Всего собрано
293 893 515
Текст
0 из 0

Фото: кадр из фильма "Смерть Сталина"/Вольга
0 из 0

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Фото: кадр из фильма "Смерть Сталина"/Вольга
0 из 0

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Фото: кадр из фильма "Смерть Сталина"/Вольга
0 из 0

На съемках фильма

Фото: кадр из фильма "Смерть Сталина"/Вольга
0 из 0

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Фото: кадр из фильма "Смерть Сталина"/Вольга
0 из 0

Кадр из фильма «Смерть Сталина»

Фото: кадр из фильма "Смерть Сталина"/Вольга
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: