Сто лет назад в России жил удивительный человек. Он дружил с Маяковским и Есениным — последний посвятил его в «председатели земного шара». Кто-то считал этого человека язычником. Кто-то — буддистом. Сам он эпатажно провозглашал: «Мусульмане — те же русские, и русским может быть Ислам». Писал пронзительные стихи про распятие Христа. Его называли русским дервишем.
В своей жизни он смешивал поэзию, мистицизм, интеллектуализм, скитальчество и религиозную одухотворенность. И фоном этой жизни стали русский Серебряный век, Первая Мировая, революция и Гражданская война. Эпоха ломалась и преображалась, а человек под стать ей менял язык и расширял пространство для него.
Человека звали Виктор Хлебников. Сам он предпочитал в качестве имени неологизм — Велимир.
Он родился в Астрахани, в дельте Волги. Его отец, орнитолог Владимир Хлебников — создатель первого заповедника в дельте. Едва ли не первый, кто публично признал: дельта Волги — это уникальное богатство, которое нужно охранять и показывать. Так Хлебниковы стали хранителями дельты.
«В мире нет более изменчивых природных систем, чем дельты больших рек. Дельта Волги к тому же (знаменитый "коридор" между Уралом и Каспием, по которому вплоть до XV века из лона Азии в Европу изливались волны кочевников; впоследствии — прямой торговый транзит Север — Юг) — одно из самых продуваемых мест истории, ее меловая доска, с которой каждая последующая волна переселенцев начисто стирала все предварительные наброски построения цивилизации, сделанные волной предыдущей. Дельта, неустанная в пробах творения, — вот контекст, породивший Хлебникова», — пишет писатель Василий Голованов.
Дельта Волги — это место начала и конца. Культуры здесь сходятся как будто в одну точку и разливаются затем по всему миру. Есть ли на свете другое такое место, где могут соседствовать церкви, мечети и пагоды, и на них свою тень будет отбрасывать исчезнувший хазарский иудаизм? Сюда же пришли индийские торговцы, которые осели и стали агыжанскими татарами. При Иване Грозном здесь среди пересыхавших ериков и каспийских ветров Россия превращалась в империю. Здесь же и тогда же бушевали казачьи анархистские вольницы.
Весь мир и вся Россия — дельта Волги. Разная, сложная, непредсказуемая, печальная, разудалая. Но какая же красивая!
Летом 2019 года мы отправились в его родную дельту Волги, чтобы увидеть и описать её особый мир, а в нем разглядеть отражение всего того, чем живет страна. Сделать дельту общим местом. Чтобы из нее стали черпать сюжеты писатели, режиссеры, музыканты, журналисты. Это проект об Астраханской области, о её жителях, истории, природе, небе, земле и воде. Они здесь неразрывны.
Дельта — это мы.



Остров Россия
Как живет и выживает сегодня древний монастырь, затерянный на одном из островов волжской дельты
Текст: Сергей Простаков /МБХ Медиа
Фото: Сергей Карпов
Одна семья
Малый Арал — островок в степи между границей с Казахстаном и рекой Кигач. С давних времен здесь вместе живут ногайцы, татары, казахи, русские — и как говорят сами, они «неотделимы»
Текст: Светлана Осипова
Фото: Лиза Жакова
Рыба, лотос, вечный страх
Уходящая вода, рыба в траве и путь к просветлению — как живут и в чем находят смысл жизни русские и калмыки в астраханской степи
Текст: Светлана Осипова
Фото: Дмитрий Ермаков и Анастасия Шуклина

