Академики о том, почему наука в России перестала быть свободной

Несогласные с реформой РАН академики отправили президенту очередное письмо. В нем они просят изменить громоздкую и неработающую систему управления наукой, вернуть все институты под руководство РАН, создать условия для свободной работы ученых. По мнению авторов письма, даже в СССР периода 50-х — середины 80-х годов работать было свободнее, чем сейчас. ТД поговорили с академиками о том, как они работают сейчас, и почему в СССР наука была свободнее.


«Многие из нас, работая еще в СССР — во многом несвободной стране, чувствовали себя в то время свободными в своих изысканиях», — говорится в письме академиков. Автор этой фразы, директор института физики высоких давлений имени Л.Ф. Верещагина РАН Сергей Стишов рассказал ТД, что современным научным сотрудникам приходится работать «по нормо-часам, как на заводе».

«Нужно планировать количество статей чуть ли не на пять лет вперед. Я уже сейчас должен знать, сколько статей  напишу и когда. На самом деле это невозможно, поэтому идет подтасовка. Берется общее количество институтских статей, делится на общее время работы и высчитывается время, которое мы можем тратить на одну статью. Работаем по нормо-часам, как на заводе, поэтому получается жульничество сплошное, приходится подгонять. И такими статьями меряется труд научного сотрудника. Это липа, которую требует министерство финансов, чтобы посчитать, сколько нам нужно платить. Полгода думать мы уже не можем, постоянно нужно что-то писать. Сам по себе мыслительный процесс — теперь уже не результат. Свобода ученого в поиске тем ограничена — исследуют только то, что смогут опубликовать, а иногда только для того, чтобы опубликовать. Раньше такого не было, да и вообще научная работа так не делается. Чтобы получить грант, нужен высокий индекс Хирша [наукометрический показатель, первоначально предложенный для оценки научной продуктивности физиков — ТД]. А это не самый объективный показатель эффективности, его искусственно можно нарастить. Раньше грантов не было, премий не было, нам платили зарплату. Ученые в своей среде сами знали, кто чего стоит. Но бухгалтерам, которые нами сейчас руководят, проще ориентироваться только по голым цифрам», — объяснил Стишов. 

Сам по себе мыслительный процесс — теперь уже не результат

Еще один автор письма, заместитель директора Института физики высоких давлений Вадим Бражкин рассказал, что в советское время ученым было проще работать, потому что у них был совсем другой статус.

«Престиж у науки и ученых в обозначенный период в обществе был высочайшим, наверное, на первом месте среди всех профессий и видов деятельности. Зарплату получали как министры. Мы были абсолютно свободны в выборе тем исследований. Штамповать публикации было не нужно, публиковали мало, но хорошее. При этом советские журналы по физике в 60-е годы опережали по цитированию в разы европейские и американские, а сейчас в десятки раз уступают. А отчетность сводилась к написанию полстраницы в свободном виде планов в начале года и полстраницы отчета — в конце», — сказал Бражкин.

Это не первое письмо, которое ученые отправляли президенту. До этого попытки достучаться до правительства были безрезультатны. Но 24 декабря президент внес на рассмотрение Госдумы законопроект, уточняющий структуру работы РАН. Президент РАН Александр Сергеев назвал документ первым шагом на пути к столь ожидаемым учеными реформам академии. Согласно законопроекту, Российская академия наук будет разрабатывать и представлять в правительство России долгосрочную программу фундаментальных научных исследований в стране, осуществлять долгосрочный прогноз наиболее перспективных направлений исследований и разработок, проводить фундаментальные научные исследования, включая научные исследования в области оборонно-промышленного комплекса. Также документ предусматривает усиление просветительской функции РАН.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: