Как работает телемедицина и кому она облегчит жизнь

Телемедицину называют одним из самых быстрорастущих направлений здравоохранения. Медицинские консультации через специальные веб-сервисы и мобильные приложения практикуются в России уже несколько лет.

Есть два вида типа телемедицинских услуг: взаимодействие врача с врачом и врача с пациентом. Первый считается классическим и практикуется много лет. Второй в нашей стране легализовали только два месяца назад.

Врачам разрешили давать онлайн-консультации, дистанционно вести мониторинг здоровья пациента, выписывать электронные рецепты и справки. Не все положения закона уже вступили в силу, поэтому на сегодняшний день некоторые услуги еще не доступны. «Такие дела» узнали у экспертов, как работает телемедицина в России, в каком направлении ее планируют развивать и готовы ли к ней пациенты.

Где найти онлайн-врача

Телемедицина в России пока не входит в ОМС, и все предлагаемые на сегодняшний день услуги — платные. Их предоставляют некоторые частные клиники и страховые компании через телемедицинские сервисы.

«На рынке уже представлены телемедицинские консультации онлайн. Пациент может оплатить услугу, завести у этого представителя услуг свой личный кабинет и общаться с доктором через интернет посредством специальных программ, которые созданы под телемедицинские сервисы. Они напоминают Skype, но в этих программах может сохраняться история болезни, история документов. Мы сейчас говорим о платной медицине», — рассказала Ирина Каргальская, сопредседатель Комитета «Пациентоориентированная телемедицина» при Всероссийском союзе пациентов.

Самые известные телемедицинские агрегаторы — «Яндекс.Здоровье», «Доктор на работе», «Онлайн-доктор», «Педиатр 24/7». Стоимость консультации варьируется от 50 до 500 рублей. Все проекты работают по схожему алгоритму: нужно зарегистрироваться на сайте или в мобильном приложении, часто хватает авторизации через соцсети. В личном кабинете можно заполнить личную медкарту — написать о перенесенных ранее заболеваниях, хронических диагнозах, аллергических реакциях и прочем.

Связаться с доктором предлагается по видеосвязи или в чате. Некоторые сервисы могут предоставить консультацию по телефону, но в «Яндекс.Здоровье», например, такой функции нет. После консультации врач присылает отчет с рекомендациями — он сохраняется в личном кабинете и доступен в любой момент.

Страховые компании уже начали продажи полисов ДМС, включающие телемедицинские услуги. Принцип работы такой же: например, клиенты ВТБ могут связаться с врачом через приложение «Онлайн-доктор», РЕСО-гарантия предоставляет консультации через платформу eSphera.

Телемедицинские агрегаторы называют свои услуги информационными, а не медицинскими. Но и просто совет от врача — это немало. Доктор может оценить состояние человека, расскажет о мерах, которые стоит предпринять до очного приема, поможет расшифровать анализы или даст альтернативное мнение по уже поставленному диагнозу.

Ставить диагноз или выписывать лекарства онлайн доктор не имеет права. В документе сказано, что пациенты могут пользоваться телемедицинскими услугами только для консультации в целях профилактики. Кроме того, закон указывает, что врач может следить за ходом лечения пациента по интернету только после того, как лично осмотрит больного.

Как будет развиваться телемедицина

Разумнее всего телемедицинские технологии применять для мониторинга пациентов с хроническими заболеваниями или кардиологических больных, которые отправляются домой после инфаркта или инсульта, утверждает Каргальская. После обследования и постановки диагноза доктор поддерживает связь с пациентом, следит, как он выполняет назначения, решает, корректировать ли дозу препарата.

«Например, пациент с сахарным диабетом отправляется домой, дистанционным способом сообщает лечащему врачу о своем состоянии. Доктор решает, как стоит откорректировать дозу инсулина, нужно ли добавить что-то еще. Это избавляет пациента от лишних походов к врачу, а врача избавляет от траты времени на того же пациента, потому что он всю картину может увидеть буквально за три минуты на своем компьютере», — объясняет эксперт.

Работает ли это на практике

Пока что в России таких сервисов мало, на это есть несколько причин. Во-первых, по мнению экспертов, законодательная база телемедицины слабо проработана. До сих пор не приняты подзаконные акты, разъясняющие частные случаи применения технологий для дистанционной медпомощи.

«Таких клиник крайне мало, и процесс только отлаживается. Идет отработка юридических аспектов, то есть нужны образцы договоров клиники с пациентом и важно прописать ответственность клиники и врача-консультанта», — пояснил Валерий Столяр, заведующий кафедрой телемедицины и медицинской информатики РУДН.

Отдельные положения закона еще не вступили в силу: предполагается, что телемедицинские услуги будут оказываться через клиники, зарегистрированные в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), но эта система только разрабатывается. Возможно, когда она будет работать, телемедицина войдет в систему ОМС, но как будет тарифицироваться — пока неизвестно. Что касается электронных рецептов — повсеместно они появятся только к 2019 году.

Как быть с безответственными пациентами 

Вторая проблема заочного лечения — сами пациенты, считает Каргальская. Больному приходится прикладывать много сил, а отвечать все равно придется врачу.

«Что такое дистанционная помощь? Доктор ежедневно присылает пациенту опросники, пациент их заполняет, измеряет свое давление три раза в день — сам мониторит свое состояние, — пояснила эксперт. — Российский пациент настолько безответственен, а телемедицина возлагает ответственность пациента за его здоровье на его же плечи. Пациент должен пользоваться рекомендациями врача, запрашивать советы и четко исполнять то, что ему говорят. Речь идет о комплаентности. Насколько наш пациент готов к этому — мы пока не знаем».

Что думают о телемедицине люди

Несколько человек поделились с ТД своим мнением о телемедицине: готовы ли они общаться с доктором онлайн.

Илья Ч., 30 лет, Московская область:

«Я сейчас живу на даче, везти ребенка к врачу — это час времени. И это для того, чтобы узнать, обращаться нам к специалисту или просто попшикать горло. Телемедицина — отличная идея. Но это платно, поэтому зачем оно нужно? Можно позвонить в скорую — они бесплатно скажут, что делать. Хотя звонок по видеосвязи был бы лучше, конечно».

Полина К., 25 лет, Москва:

«В 2017-м я лечилась у дерматолога. Врач прописала таблетки, очень долгий курс — почти год. Каждый месяц нужно было сдавать биохимию крови, на основе которой она корректировала дозу. И только ради того, чтобы отдать листочек с результатами анализов, я и ездила к доктору на другой конец Москвы. По Skype было бы гораздо удобнее».

Виктор Б., 43 года, Красноярский край:

«Слышал [о телемедицине], но не помню откуда. Скорее всего телевизор. Возможно такая услуга удобна, но не для всех. У нас многие не общаются с компом, да и связь желает лучшего».

 

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: