На работу вместо койки: как планируют поменять подход к лечению шизофрении в России

Ряд российских психиатров предложил реформировать систему медицинской помощи людям с шизофренией. В их планах — сокращение койко-мест в стационарах психиатрических лечебниц и создание сети клиник первичных эпизодов (КПЭ) при больницах и поликлиниках. По словам авторов проекта, новая система предупреждает развитие шизофрении в группе риска на ранних этапах. Кроме того, проект КПЭ выгоден экономически, считают специалисты.

Однако у некоторых психиатров планы коллег вызывают вопросы: где брать кадры для новых клиник в условиях кадрового кризиса и как гарантировать безопасность родственников пациентов, отпущенных в амбулаторию из стационаров. Подробнее — в материале ТД.

Как работает нынешняя система и почему ее собираются менять

В нынешней системе человека с шизофренией, переживающего обострение болезни, госпитализируют в стационар на столько времени, сколько нужно для купирования острого состояния. Когда оно переходит в более-менее стабильную фазу, пациента выписывают и он наблюдается у районного психиатра.

В ходе круглого стола в Общественной палате психиатры Георгий Костюк, Николай Незнанов и Сергей Зырянов члены экспертной группы по внедрению клиник первичных эпизодов привели большое количество статистических данных, почему нынешняя система чрезмерно убыточна. По их данным, шизофрения наиболее загружает стационарное звено среди всех психических болезней.

Так, четверть всех людей с этим диагнозом повторно госпитализируют в круглосуточный стационар в течение года, причем средняя продолжительность пребывания под присмотром врачей составляет 102 дня. В среднем по стране пациенты лежат в больницах 15 дней.

По данным психиатров, зачастую люди с этим заболеванием попадают в стационар уже на той стадии, когда шизофрения начинает проявлять себя в виде серьезных когнитивных расстройств и другой негативной симптоматики. Только 25% сейчас попадают в «окно возможностей» ранней стадии, когда негативные эффекты заболевания можно минимизировать.

102 дня — это не только долго, но и десоциализирующе

Все это позволяет психиатрам говорить о «социально-экономическом бремени» шизофрении: ежегодно для государства оно составляет 196,67 миллиарда рублей 0,5% ВВП России. Социальные выплаты составляют только 18% этого бюджета, 25% прямые медицинские затраты, а большая часть (55%) потери экономики вследствие утраты людьми с шизофренией трудоспособности. 70% всех пациентов с шизофренией не работают.

Заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии РУДН Сергей Зырянов привел данные Гарвардской медицинской школы: мировая экономика теряет от шизофрении столько же, сколько от сердечно-сосудистых заболеваний или от рака.

«102 дня это не только долго, но и десоциализирующе. Ущерб от шизофрении не только экономический, но и социальный», полагает главный врач Психиатрической клинической больницы № 1 им. Н. А. Алексеева Георгий Костюк. Предлагаемый вариант решения создание разветвленной сети КПЭ позволит сократить эту цифру как минимум вдвое. В ходе круглого стола говорили о сроке терапии в КПЭ от 40 дней. К тому же, по словам экспертов, новая система за три года может снизить затраты на лечение пациентов на 880 миллионов рублей. 

Что предлагается сделать

Георгий Костюк один из тех, кто тестирует в Москве новую систему КПЭ. Клиники создают с 2017 года при различных поликлиниках и больницах. Первое такое учреждение было открыто как раз при больнице имени Алексеева. Второе работает на базе московского НИИ психиатрии, рассказали «Таким делам» в пресс-службе ПКБ № 1.

Главные принципы работы этих особых подразделений таковы: «выцеплять» в отдельную лечебную категорию людей с расстройствами шизофренического спектра, сохраняющих трудоспособность, диагностированных не более пяти лет назад и госпитализированных до этого не более трех раз. Именно эти люди должны стать новой основной «целевой субпопуляцией», терапия которых будет происходить в три этапа: стационарное лечение, дневной стационар и отдельное амбулаторное звено с упором на трудовую реабилитацию и ресоциализацию. Пациенты попадают туда, как правило, через госпитализацию по скорой помощи, в дневной стационар и диспансерное отделение обращаются самостоятельно и по направлению участковых врачей-психиатров.

Клиника первого эпизода в ПКБ № 1 рассчитана на 50 мест круглосуточного и 50 мест дневного стационара, также работает диспансерный кабинет с врачом-психиатром. В классическом стационаре работает один врач на 12 коек (всего пять, включая заведующего) и четыре палатные медсестры в смену. В дневном стационаре один врач на 15 мест, девять психологов в патопсихологической лаборатории, специалист по социальной работе и два соцработника.

В ходе презентации Костюк отметил, что нынешняя повальная инвалидизация пациентов с шизофренией (около 60% среди всех людей с диагнозом) связана с неэффективностью существующей системы в плане своевременного выявления шизофренических расстройств: в «пробном» КПЭ в московском Бутове специалисты обнаружили, что из 1800 пациентов, обратившихся к ним, 700 никогда не получали медпомощи, а 800 получали, но не психиатрическую.

Оптимизация (сами психиатры предпочитают говорить «модернизация») будет проводиться на базе организации «Форсайт здоровья», созданной в 2011 году «Деловой Россией», Госдумой, Минздравом и Минпромторгом. Рекомендации по обсуждению такой модели и ее воплощению в жизнь отправлены в региональные министерства здравоохранения.

Какие вопросы есть к новому подходу

В ходе круглого стола глава Союза охраны психического здоровья Наталья Треушникова заявила, что сперва необходимо созвать Всероссийский психиатрический конгресс, составить национальный план охраны психического здоровья и утвердить его в Минздраве РФ. «Большинство стран Европы уже приняли и прописали такие на несколько лет, но не Россия. Без него мы будем действовать как лебедь, щука и рак», уверена психиатр.

По ее словам, есть риск, что медицинские учреждения будут подходить к оснащению КПЭ как к формальности. «Если помните, много говорилось в свое время про реабилитационные отделения при медицинских учреждениях. Они быстро стали формальностью. Не хотелось бы, чтобы КПЭ стали такой же формальностью», отметила Треушникова.

Прежде чем что-то отрезать, нужно что-то нарастить

При этом она отметила, что сама по себе эта система однозначно доказала свою эффективность, но предостерегла от бездумного сокращения стационарной системы в пользу полного перехода в амбулаторию. По ее мнению, необходимо соблюдать статус-кво настолько, насколько это возможно, и сначала укрепить амбулаторную сеть, наполнить ее квалифицированными кадрами, обеспечить доступность этой сети для населения и только потом говорить о сокращении стационаров.

«Традиционно сложилось так, что наши пациенты больше обращаются в стационары и считают, что там более профессиональная, глубокая, серьезная помощь. Амбулатория же воспринимается как поддержка. Прежде чем что-то отрезать, нужно что-то нарастить», пояснила Треушникова в разговоре с ТД.

Сильнее раскритиковал начинания Александр Карпов, помощник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, бывший главврач психиатрического учреждения еще в СССР. «У вас перегруженность коек? Так сократите их», в шутку привел он цитату из своего многолетнего горького опыта. По его словам, раз под давлением Минфина приходится сокращать койки, то придется в какой-то момент сократить и все инновационные системы.

Отдельное внимание Карпов уделил тяжелому кадровому кризису в сфере: запрос на психиатров удовлетворен только на 2045% в зависимости от региона, поэтому непонятно, кем укомплектовывать новые КПЭ. Также он отметил, что такая система совсем не учитывает экономический и иной ущерб, который могут наносить отпущенные из стационара на домашнее лечение люди с шизофренией своим семьям. По его мнению, смета проекта обязана учитывать то, как люди с таким состоянием влияют на свою повседневную среду.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: