Самые важные тексты и срочные новости от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться

«Люди верят в самовозгорание леса»: Гринпис нашел в учебниках по ОБЖ неверные данные о природных пожарах

В марте 2018 года Гринпис России совместно с холдингом «Ромир» провел исследование осведомленности общества о природных пожарах. Результаты опроса показали низкий уровень знаний россиян в этой сфере. «Такие дела» поговорили с руководителем информационной программы противопожарного проекта Гринпис Людмилой Крючковской об исследовании и об ошибках в учебниках ОБЖ — основном источнике информации о пожарах.

Одно из крупнейших издательств учебных пособий, где были обнаружены ошибки, — «Просвещение». Как сообщили ТД представители организации, неточные формулировки будут исправлены в переиздании.


По словам Крючковской, у исследования Гринпис было несколько ключевых целей: выяснить, какие представления есть у людей об основных причинах возгораний; понять, что респонденты знают о добровольных лесных пожарных, готовы ли им помогать и из каких источников информации они получили сведения о природных пожарах. Эксперт отметила, что результаты были неожиданными и продемонстрировали, как много предстоит работы с просвещением жителей о безопасности.

«Это исследование очень хорошо показывает, в каком направлении нужно работать для того, чтобы люди начали менять свое поведение и чувствовать ответственность за свои действия и за свою землю»,  рассказала Крючковская.

Почти половина респондентов ответила, что основная причина пожаров  погодные условия. В действительности, согласно официальным данным, 90% лесных пожаров происходят по вине человека. О добровольных лесных пожарных большая часть участвовавших в опросе ничего не знает. 45% людей уверены, что тушение пожаров слишком опасно для привлечения добровольцев, которые недостаточно подготовлены для такой деятельности. На самом деле, по словам Григория Куксина, учредителя «Общества добровольных лесных пожарных», их бригады порой тушат огонь быстрее и эффективнее, чем пожарные государственных структур.

90% лесных пожаров происходят по вине человека

Такие ошибки в ответах могут быть связаны с тем, что, по результатам опросов, одним из основных источников информации, помимо СМИ, стали школьные учебники ОБЖ и природоведения. В этих учебных пособиях авторы исследования нашли большое количество ошибок и в перечислениях причин возгораний, и в советах о том, как вести себя при природных пожарах.

Куда идти во время пожара

Во многих учебниках в числе советов о том, как действовать во время пожара, авторы пишут, что уходить от огня нужно против ветра. На самом деле обходить горящую территорию против ветра можно только после того, как удалось выйти из зоны задымления. До этого при лесном пожаре чаще всего надо идти перпендикулярно линии продвижения огня, а самое безопасное место при травяном пожаре  уже выгоревший участок.

Уходить от огня нужно только в безопасном направлении. При его выборе надо отталкиваться от движения ветра, удаленности и интенсивности возгорания, расположения воды, дорог и брать в учет рельеф местности.

«Если уйти от пожара не получается, следует искать участок с наиболее разреженным, лучше лиственным, древостоем и наиболее влажный участок с наименьшим количеством горючих материалов»,  говорят исследователи.

Помимо этого, категорически нельзя убегать от огня вверх по склону, находиться в узких оврагах, распадках и канавах, расположенных вблизи кромки пожара.

Когда нужно сообщать о пожаре

В учебниках ОБЖ есть фраза: «Сообщать о пожаре нужно после того, как…» Потом авторы дают длинный перечень рекомендаций по самостоятельному тушению, в том числе в изданиях для учеников третьего класса. Исследователи отмечают, что такие рекомендации содержат сразу две серьезные ошибки.

Во-первых, детям категорически нельзя тушить пожары, даже небольшие. Если они по какой-то причине оказались вблизи пожара без взрослых, они должны обеспечить свою безопасность и вызвать помощь, но не тушить огонь. У детей выше риск получить ожоги и отравиться угарным газом. Даже травяные пожары могут быть для них смертельно опасны. Максимум, что можно разрешить детям  потушить брошенный кем-то костер, если они его обнаружили.

Читайте также "Считают своим моральным долгом потушить пожар": как добровольные пожарные спасают огромные территории от огня

Во-вторых, сообщать о возгорании и своем местонахождении нужно незамедлительно. Для этого надо звонить родителям, а также по телефону 112. Авторы исследования отдельно отметили, что во время проводимого ими опроса ответ «Я позвоню» дали большинство (около 90%) респондентов, но только половина смогла назвать верный номер телефона для вызова помощи.

«Весьма вероятно, что реально готовы позвонить еще меньше людей. Ведь надо знать, как позвонить, надо преодолеть лень, стеснительность, страх ответственности за ложный вызов. То есть люди понимают, что это «правильный» ответ, но их реальных знаний и мотивации не хватает на то, чтобы это было их работающей моделью поведения»,  сообщается в итоговых выводах исследования.

Кто и как тушит лесные пожары

Многие не только не знают телефоны, но и имеют слабое представление о том, кто тушит лесные пожары, кому звонить и чьи номера искать в интернете. Авторы учебников пишут, что этим занимается МЧС. Но обычно МЧС подключается только, когда уже вводится режим чрезвычайной ситуации, или когда огонь угрожает населенным пунктам.

Лесные пожары тушат работники лесной охраны, в том числе парашютисты и десантники-пожарные «Авиалесоохраны». Во время опроса практически никто не назвал бесплатный прямой номер лесной охраны 8-800-100-94-00, который работает во всех регионах страны.

 58% людей не станут тщательно тушить за собой костер

Методы тушения в школьных пособиях тоже зачастую описаны неправильно. В них авторы считают, что лесные пожары тушат с помощью огнетушителей и пожарных машин, а если огонь слишком сильный, то сбросами воды с самолетов и вертолетов.

На самом деле для этого используются ранцевые лесные огнетушители, воздуходувки, мотопомпы. А авиация применяется для обнаружения пожаров и доставки к ним людей и техники. Лишь в исключительных случаях ее используют для сбросов воды в качестве вспомогательной меры для поддержки наземных групп.

Причина возникновения лесных пожаров

Девять из десяти природных пожаров  вина человека. Но в школьных учебниках к причинам возникновения огня относят жаркую сухую погоду, самовозгорание торфа, листвы, лишайников. По словам авторов исследования, из-за рассказов о самовозгораниях формируется фатализм в отношении пожаров, что может привести к еще большей безответственности. Опросы показали, что почти половина респондентов считает причиной возникновения огня жаркую погоду и солнце.

«Это очень важный результат. Пока люди верят в самовозгорания, почти невозможно корректировать их поведение. Вера в естественную, независящую от человека причину возникновения огня в лесу косвенно свидетельствует о том, что эти 58% людей не станут тщательно тушить за собой костер, могут выбросить окурок»,  считают исследователи.

Только треть респондентов ответила, что причина природных возгораний связана с поджогами травы.

«Надо заниматься распространением информации о том, что причина возгораний  это не жара, не солнце, на которые мы никак не можем повлиять, а наше поведение, и над ним мы можем работать, его мы можем менять. Вот что лежит в основе решения проблемы горящих природных территорий»,  считает Крючковская.

Исправление ошибок

Людмила Крючковская отметила, что Гринпис еще не связывался с издательствами по поводу ошибок в учебных пособиях. Однако в рамках информационной кампании «Останови огонь!», в которой участвуют Гринпис, Общество добровольных лесных пожарных и государственные ведомства, есть план работ с министерством образования и издательствами, по которому все неточности в учебниках ОБЖ будут исправлены.

Кроме того, Крючковская рассказала, что совместно с представителями Авиалесоохраны и МЧС разработаны новые обучающие и игровые методики, проведены первые встречи и переговоры о создании учебных видеоуроков и тематических серий с персонажами мультфильмов «Фиксики» и «Смешарики».

Одно из издательств, в учебниках которого исследователи нашли ошибки, — «Просвещение». Неправильные советы и неверные данные обнаружили в шести пособиях для разных возрастов. Например, в книге Анастасовой, выпущенной в 2011 году, ученикам третьего класса дается совет потушить небольшой пожар самостоятельно, а в качестве причины лесных пожаров указана засуха.

Директор по внешним коммуникациям издательства «Просвещение» Кристина Колесникова в разговоре с ТД отметила, что они готовы к совместной работе с Гринпис по совершенствованию их учебников. В ответ на отправленную им таблицу с ошибками в разных справочниках ОБЖ, Колесникова сказала, что перечень правок внесен в план печати. А часть учебников, в которых содержится неправильная информация, уже не выходит в печать, в том числе пособие Анастасовой. Дату выхода переизданных учебников с исправленной информацией в «Просвещении» затруднились назвать. Представитель издательства отметила, что их организация готова связаться с представителями «Гринпис» для того, чтобы сослаться на исследователей в исправленных пособиях.

«Предложения по корректировке нами будут отработаны и в той или иной мере учтены при подготовке последующих изданий соответствующих учебников с учетом возрастных особенностей учащихся и логикой изложения материала в каждом классе», — ответили в «Просвещении» ТД.

Например, теперь в переизданных изданиях будет указано, что дети самостоятельно тушить пожар не могут, их главная задача — вовремя о нем сообщать взрослым. Помимо этого, в обновленных учебниках пропишут, что не менее 90% лесных пожаров возникают по причине неосторожного обращения населения с огнем. Также к исправлениям добавят информацию о необходимости проверять надежность тушения костра, а в новых пособиях будут скорректированы рекомендации о правилах обращения за помощью при пожаре.

Все новости
Новости
Загрузить ещё
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: