Фонд развития интернет-инициатив предложил разрешить россиянам продавать сведения о себе
Россиянам планируют разрешить продавать свои деперсонализированные данные различным организациям и получать за это денежное вознаграждение. Такие поправки в закон «Об информации» подготовил Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).
Как пояснили «Ъ» во ФРИИ, сейчас закон не дает четкого ответа на вопрос, кому принадлежат персональные данные. Поэтому одни операторы персональных данных распространяют их на коммерческой основе без согласия гражданина, а другие, наоборот, боятся ими торговать, что сдерживает развитие легального рынка.
ФРИИ предлагает ввести термин «деперсонализированные данные» — россияне могут продавать их бизнесу с определенной целью за вознаграждение. Предприниматели будут покупать данные с согласия на их обработку и отчислять за это процент от сделки. Если гражданин не согласится на обработку данных, они будут исключены из оборота.
Авторы инициативы считают, что на продаже деперсонализированных данных можно зарабатывать от 15 до 60 тысяч рублей в год. Это послужит мотивацией для регистрации граждан в качестве самозанятых и существенно пополнит бюджет в виде налогов от физических и юридических лиц. Кроме того, новый инструмент легального обмена пользовательскими данными принесет бизнесу дополнительный доход и поможет бороться с теневым сектором экономики.
Основатель и технический директор DeviceLock Ашот Оганесян назвал выплаты в размере 15-60 тысяч крайне сомнительными, так как в масштабах страны на это понадобятся триллионы рублей. При этом объем потенциально основного потребителя таких данных — рекламного рынка — в стране оценивается в 450 миллиардов рублей. Собеседники «Ъ» сошлись во мнении, что законопроект разработан в интересах крупных торговых сетей, банков и операторов связи.
В июле 2018 года Роскомнадзор направил запрос в ООО «Бургер Рус» (Burger King) после жалоб на то, что компания собирает персональные данные пользователей мобильного приложения. Приложение после запуска якобы начинает записывать видео с экрана телефона в тот момент, когда человек вводит данные банковской карты для совершения заказа, а также записывает прикосновения к экрану и может сопоставлять их с итоговым видео. В компании эту информацию опровергли, пояснив, что все данные поступают в «обезличенном виде».