Роспотребнадзор предложил лечить ВИЧ редактированием генома. Что вызывает сомнения?

11 ноября Роспотребнадзор заявил, что разработал новый подход в лечении ВИЧ-инфекции с помощью изменений в генетическом аппарате клеток пациента. Отечественная платформа, разработанная ведомством, поможет создать новые диагностические наборы и препараты для лечения заболевания.

Заведующий лабораторией геномной инженерии МФТИ Павел Волчков рассказал «Таким делам» об особенностях этого подхода и о том, как можно использовать генную терапию в диагностике ВИЧ-инфекции.

Павел Волчков

Заведующий лабораторией геномной инженерии МФТИ

В заявлении Роспотребнадзора есть два компонента. Первый — диагностика. Об этой работе НИИ эпидемиологии я хорошо знаю и знаком с коллективом, который разрабатывал платформу по диагностике. Они пытаются сделать платформу для идентификации эффективности применения антиретровирусной терапии (АРВТ) для конкретных вирусов, которыми инфицирован человек.

В коктейль АРВТ входят комбинации трех-четырех ингибиторов, которые подавляют отдельные компоненты вируса. Прежде чем назначать терапию, предлагается протестировать, будет ли у пациента резистентность к компонентам коктейля из-за определенных мутаций в геноме вируса. Это гораздо более осмысленно, это то, как сейчас проводят терапию в Америке. Там сначала тестируют на резистентность, а потом назначают коктейль в соответствии с выявленной или невыявленной резистентностью.

На данный момент в России применяется самый дешевый коктейль без предварительной диагностики. Насколько я знаю, у нас, к сожалению, большинство [ВИЧ-положительных] людей не лечится до тех пор, пока титр вируса не начнет расти. Считается, что если организм контролирует вирусную инфекцию, то такому человеку не следует прописывать АРВТ. В других странах считается, что таким пациентам лучше прописывать терапию сразу, чтобы предотвратить распространение [вируса].

Но это не так страшно, как второй момент — назначение терапии, когда количество вируса начинает увеличиваться, а количество CD4-клеток падать, без предварительного тестирования. Это, скорее всего, способствует приобретению вируса, который уже частично обладает резистентностью к одному или нескольким компонентам терапии и последующей резистентностью к остальным и до некоторой степени провоцирует получение супервируса, который был бы резистентен к нескольким компонентам терапии.

До сих пор мы были достаточно консервативны в диагностике и прописывании терапии. Ее назначали только после того, как выявляется, что один или несколько компонентов терапии первого обращения — универсальной — неэффективны.

Читайте также CRISPR/Cas против ВИЧ: эксперимент американской компании

Второй компонент — про CRISPR/Cas для вырезания вируса из генома инфицированных клеток. Предполагается таргетирование инфицированных клеток у пациента и вырезание провируса из генома. Я считаю, что это недостаточно целесообразно. Об этом есть ряд статей с разной эффективностью. Все охотно обсуждают эту тему, но сейчас данные в пользу использования этого подхода неубедительны.

Любой процесс с точки зрения физики не обладает 100%-ным коэффициентом полезного действия. Доставить систему CRISPR/Cas в каждую инфицированную клетку просто невозможно. Из-за этого получается, что будут сохраняться клетки с интегрированным вирусом. Более того, лимфоциты, циркулирующие или находящиеся в лимфатических узлах, — это одни клетки, инфицированные ВИЧ. Но есть еще тканевые макрофаги, доставить куда систему редактирования просто не представляется возможным. Ряд ученых, в том числе и я, оценивают такую терапию крайне скептически.

Но я считаю правильным то, что нужно пытаться разрабатывать прогрессивную терапию, основанную не только на ингибиторах, но и на чем-то, что могло бы вылечить.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: