«Мой пес — не чемодан»: как активисты разных стран добиваются изменений в правилах перевозки животных

В конце января пассажир «Аэрофлота» Максим Чумаченко рассказал, что два его кота во время перелета получили серьезные травмы в багажном отсеке и погибли. После этого случая возобновилось обсуждение правил транспортировки животных в российских авиакомпаниях. «‎Такие дела»‎ рассказывают, как зоозащитники в разных странах борются за права путешествующих животных.

Фото: pxhere.com

Авиаперевозки животных в России

В декабре 2018 года Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными». Закон признает, что отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством и международными договорами с участием РФ. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите животных при международной перевозке и должна соблюдать ее нормы, но пассажиры регулярно жалуются на случаи жестокого обращения с животными при транспортировке. 

В ноябре 2019 года пассажир «Аэрофлота» Михаил Галин опубликовал пост, в котором рассказал, что компания потребовала сдать в багаж его кота Виктора, так как вес животного превышал установленные нормы перевозки в салоне. При повторном досмотре Галин подменил кота на более легкое животное, а затем вернул своего питомца в перевозку и провез в салоне. После этого «Аэрофлот» исключил пассажира из программы лояльности и аннулировал все его мили, накопленные за 14 лет. В ответ в сети появилась петиция — более 25 тысяч человек требуют отменить ограничения по весу для животных в самолетах.

Спустя два месяца пассажирка «Аэрофлота» Анастасия Штейн рассказала, что не получила свою собаку на выдаче багажа в Берлине. По словам девушки, в авиакомпании заявили, что «‎собака для них — чемодан и они забыли его в Москве». Через несколько часов обезвоженный пес Марвел вернулся к хозяйке, а девушка создала петицию против негуманного обращения с путешествующими животными, которую подписали более 55 тысяч человек.

Читайте также Пережившие предательство

Еще через несколько дней на другом рейсе «Аэрофлота» пассажир Максим Чумаченко лишился двух питомцев — две из трех кошек мужчины погибли после жестокой транспортировки. Авиакомпания заявила, что ответственность за гибель животных лежит на грузчиках аэропорта Шереметьево. Однако, по словам Чумаченко, после случившегося он получил от компании сообщение о том, что «ситуация взята под особый ускоренный контроль». Чумаченко настаивает, что «Аэрофлот» должен самостоятельно инициировать уголовное дело по статье «жестокое обращение с животными» и разобраться с работниками, ответственными за гибель кошек. Если компания этого не сделает, Чумаченко намерен сам пойти в полицию.

Анастасия Штейн запустила акцию «‎Мой пес — не чемодан!» Участники акции пишут в соцсетях посты с критикой российских правил перевозки животных в багажных отсеках под хештегами #янебагаж, #животноенебагаж, #янечемодан и требуют от авиакомпаний соблюдать нормы гуманного и безопасного обращения с животными.

В январе 2020 года глава комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов предложил Министерству транспорта изменить правила воздушной перевозки животных. Среди рекомендуемых депутатом изменений — введение общих правил для всех авиакомпаний и разрешение на покупку отдельного пассажирского места для животного. Также Бурматов предложил установить нормы для перевозки питомцев в салоне не по весу, а по габаритам переноски, в которой они транспортируются. Минтранс пока не ответил на идеи депутата.

Сейчас для авиаперевозки домашних животных в России пассажирам необходимо иметь ветеринарный паспорт, переноску, соответствующую стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта, и учитывать особенности правил отдельных авиакомпаний.

Международные правила и ситуация в Европе

В 1968 году в Париже была подписана Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке — первая в этой сфере регулирования. Целью документа было «в максимально возможной степени оградить животных от страданий при перевозке». В частности, в документе сказано, что животных надо обеспечивать питьем и едой каждые 12 часов, а контейнеры для транспортировки должны иметь специальную маркировку и давать возможность поворачиваться и выпрямляться в полный рост. В конвенции закреплены особые положения для железнодорожной, автомобильной, водной, воздушной перевозки животных и перевозки на ролкерах.

Читайте также Друзья, а не пациенты

Ключевой европейской и мировой организацией по защите животных при перевозке стала Международная ассоциация воздушного транспорта — IATA. Она представляет единый стандарт перевозки животных для 290 авиакомпаний, входящих в ее состав, в том числе для «Аэрофлота», «России», UTair, Nordstar, S7, «Уральских авиалиний», Nordwind, «РусЛайн», Pegas и Nordavia. Правила включают в себя требования к условиям грузовых отсеков, к маркировке и документации и являются обязательными для всех видов коммерческой авиаперевозки животных, как домашних, так и сельскохозяйственных. 

В июле 2019 года активисты IATA и Ассоциации по перевозке животных объединили усилия для создания Центра передового опыта независимых экспертов по проверке логистики живых животных. Главная задача центра — образование и обучение людей, занимающихся перевозкой животных. По мнению авторов проекта, он станет мировым стандартом для защиты благополучия животных во время авиаперевозок.

Еще одна важная организация по защите прав животных в Европе и во всем мире — PETA (People for the Ethical Treatment of Animals). Ее сторонники на протяжении 30 лет выступают за полный запрет провоза животных в грузовом отсеке, объясняют пассажирам, как сделать путешествие максимально безопасным для своего питомца, и обвиняют крупных авиаперевозчиков в нарушении прав животных. Среди главных побед организации — отказ от транспортировки подопытных животных более чем десятка мировых авиакомпаний. 

Случаи в США

В США федеральный закон о защите животных (AWA) был подписан еще в 1966 году. Он регулирует обращение с животными при проведении исследований, выставок и во время транспортировок. AWA определяет минимальный стандарт ухода, который должен соблюдаться при воздушной перевозке животных. Служба контроля за состоянием здоровья животных и растений Министерства сельского хозяйства США также разрабатывает и обеспечивает соблюдение внутренних правил по воздушной перевозке животных в рамках AWA. 

В 2000 году Конгресс США принял Закон о безопасных авиаперевозках для животных. Согласно ему, авиакомпании обязаны предоставлять Департаменту транспорта ежемесячные отчеты, описывающие любую потерю, причиненную травму или смерть животных во время перелетов. Часто авиакомпании помещают непривязанные перевозки с домашними животными в неотапливаемые отсеки без необходимой вентиляции, света и звукоизоляции. Одна из основных целей закона — публичный доступ к отчетам о таких инцидентах и наказание авиакомпаний за несоблюдение прав животных. Штрафы по результатам таких отчетов могут достигать 200 тысяч долларов.

Читайте также «Я тебя и такую люблю!»: кто и как спасает крыс в России

Несмотря на существующие правила и систему штрафов, некоторые перевозчики продолжают обращаться с домашними животными как с обычным багажом. Только за прошлый год на американских авиалиниях погибли не менее десяти домашних животных. Бороться за права животных в США помогают не только государство, но и активисты, пережившие травмы и смерть питомцев во время их транспортировки. 

В 2013 году американка Джанет Синклер летела в самолете ‎United Airlines с двумя питомцами: бенгальской кошкой Аликой и пятилетней борзой Седоной. Еще из самолета Джанет заметила, что погрузчики нарушают правила транспортировки животных, а после долгой пересадки и воссоединения с кошкой и собакой увидела, что вся внутренняя часть их перевозок была покрыта кровью, калом и рвотой. За 15 часов перелета пакет с едой Седоны и ее переноска так и не были открыты. Собака задыхалась и не могла ходить, а на полное восстановление ушло несколько месяцев. В ходе разбирательства авиакомпания предложила Синклер 2 700 долларов при условии, что она подпишет соглашение о неразглашении. Девушка отказалась и создала страницу «‎United Airlines, которая чуть не убила мою борзую», где рассказывает другим путешественникам о риске, которому подвергаются животные, летающие в грузовом отсеке. 

Еще одним важным шагом на пути к соблюдению прав животных в США стало открытие авиакомпании Pet Airways. В 2009 году эта компания начала перевозить любых домашних животных в самолетах с переоборудованными салонами, соблюдая все необходимые условия транспортировки и уравнивая права человека и животного. Спустя два года Pet Airways закрылась из-за финансовых проблем.


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: