Центр «Сова»: антиэкстремистская политика России нарушает основные права человека

В 2019 году российские власти продолжили курс на ужесточение антиэкстремистского законодательства и ввели новые ограничительные нормы, которые ущемляют в правах якобы причастных к экстремистской деятельности и контролируют активность в интернете. Об этом говорится в отчете центра «Сова», с которым ознакомились «Такие дела».

По мнению аналитиков, антиэкстремистская политика государства напрямую вторгается в реализацию основных  прав человека, включая право на свободу выражения мнения, свободу совести, свободу ассоциаций, а также противоречит международным договорам, подписанным Россией. На противоречия с Европейской конвенцией по правам человека в 2019 году указывал в своих решениях Европейский суд по правам человека.

В России участились случаи неправомерного преследования по антитеррористической статье, касающейся публичного оправдания терроризма, — статье 205 УК. Кроме того, в «Сове» отметили ряд необоснованных преследований по новой административной статье 20.3.1 о возбуждении ненависти. Эта статья появилась после декриминализации статьи 282 УК.

В 2019 году был подписан ряд законов в информационной сфере, направленных на дальнейшее ограничение права на свободу выражения мнения. Президент России Владимир Путин подписал пакет законов о неприличном поведении в интернете и о распространении недостоверной общественно значимой информации, а также утвердил закон, по которому физических лиц могут признавать иностранными агентами.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) продолжил принимать и коммуницировать жалобы россиян в связи с применением антиэкстремистских норм. В июле суд рассмотрел дело «Жданов и другие против России», объединившее три жалобы на отказы российских властей в регистрации организаций ЛГБТ-сообществ («Радужного дома», «Прайд-хауса в Сочи» и АНО «Движение за брачное равноправие»).

Российские власти пытались обосновать отказы необходимостью защиты нравственности и семьи, национальной безопасности (из-за гипотетического сокращения численности населения), прав и свобод других граждан, а также предотвращения возбуждения социальной и религиозной ненависти и вражды. ЕСПЧ счел, что власти нарушили статью 11 Конвенции, гарантирующую свободу собраний и объединений, и, поскольку речь шла о правах ЛГБТ, статью 14 Конвенции о запрещении дискриминации.

В апреле ЕСПЧ вынес решение по жалобам сыктывкарского активиста Григория Каблиса на отказ в согласовании пикета, а также на внесудебную блокировку трех постов на сайте «7×7» и аккаунта во «ВКонтакте». Суд решил, что блокировка аккаунта и постов Каблиса представляла собой вмешательство государственного органа в его право на выражение мнений, неотъемлемой частью которого является свобода получать и распространять информацию и идеи.

В 2019 году в России продолжились преследования за реабилитацию нацизма, призывы к экстремизму и сепаратизму, за оправдание терроризма, групповые антиправительственные инициативы, оскорбление чувств верующих, а также за участие в запрещенных в стране религиозных организациях.

За причастность к запрещенным организациям в 2019 году, по данным «Совы», было вынесено минимум 26 неправомерных приговоров в отношении 92 человек. По подсчетам организации «Свидетели Иеговы«, на конец 2019 года общее число обысков у верующих с момента вступления в силу запрета на деятельность в 2017 году составило 778, из них в 2019 году — 489.

В течение года было вынесено восемь приговоров в отношении 18 сторонников «Свидетелей Иеговы», девять человек получили реальные сроки лишения свободы, трое из них — по шесть лет.

В 2019 году российские власти продолжали использовать созданные ранее инструменты блокировки сетевого контента. В Единый реестр запрещенных сайтов, созданный в 2012 году, включались ресурсы с информацией, признанной запрещенной к распространению в России, в том числе и с материалами, признанными экстремистскими. По данным Роскомнадзора, суммарное число ресурсов, внесенных в реестр за три первых квартала 2019 года, составило 208 966.

По данным Роскомнадзора, за первые три квартала 2019 года он получил от Генпрокуратуры 95 требований, касавшихся 369 ресурсов. 11 из этих требований относились к недостоверной информации, в результате было заблокировано 85 URL-адресов.

Кроме того, за первые девять месяцев 2019 года Роскомнадзор вынес три предупреждения СМИ «за упоминание об экстремистской организации без указания на то, что ее деятельность запрещена». В ведомстве не уточнили, каким изданиям были предъявлены подобные претензии и за что.

Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: