Директор инновационной школы при МГУ писал стихи о сексе с ученицами. Он заявил, что так хотел привлечь внимание к проблеме педофилии

В конце мая скандал вокруг домогательств в МГУ получил неожиданное ответвление. Активистки обнаружили в открытом доступе стихотворение Дениса Решетова, директора связанной с МГУ инновационной школы «Слон и жираф», которое в деталях описывает секс учителя с ученицами.

В МГУ заявили, что школа никак не связана с университетом. К моменту публикации стихотворение было дважды удалено, а его автор утверждает, что написал его с целью борьбы с педофилией. В ситуации разбирались «Такие дела».

«Осторожно, триггеры»

Пост с обсуждением стихотворения Дениса Решетова «Учитель», в котором натуралистично изображен секс школьного учителя с малолетними ученицами, появился ночью 20 мая в закрытой феминистской группе в фейсбуке «Мужчины говорят».

«Все болеют за школу в спортзале с юных звезд не спуская глаз / Ты ***шь  малолетку в сральне, наклоняя на унитаз» — эти и другие строки «Учителя» вызвали опасение у посетителей группы, поскольку их автор — основатель и директор инновационной школы «Слон и жираф» и одноименного летнего лагеря, связанного с МГУ.

Активистки обсудили и другие стихотворения автора: например, «Русский *** [пенис]», «Обручальный страпон». «Бери котом: мур-чу по мэйнкуньи / Возьму по-собачьи / Язык не кошачий / Мой мягкий пробьет дрожью по куни», «Раньше чем на красную горку / Я, не разбившись вдребезг / Покачусь по твоему пригорку / Двумя яйцами птицы феникс» — несколько десятков стихотворений схожего содержания опубликовано в профиле Решетова на платформе «Стихи.ру» (с тегом любовная лирика) и на его странице в инстаграме.

Несколько активисток написали негативные отзывы на странице школы «Слон и жираф» в фейсбуке, сопроводив их текстом стихотворения «Учитель». «Стихотворение посвящено огромной проблеме сексуальных связей между учителями и детьми — вспомните скандалы в 57-й школе и ряде других известных школ Москвы. Образ учителя тут явно негативный и осуждаемый. Вы считаете, лучше замалчивать наличие таких проблем? Пусть с нашими детьми спят учителя, а мы считаем, что этого не происходит?» — прокомментировал официальный аккаунт школы. Само стихотворение «Учитель» при этом пропало с платформы «Стихи.ру».

«Стихотворение посвящено огромной проблеме сексуальных связей между учителями и детьми»

В дальнейших дискуссиях Решетов участвовал уже лично и настаивал, что стихотворение изображает учителя в негативном свете и обращает внимание общества на проблему школьной педофилии. При этом Решетов попросил активисток удалить стихи из «детской группы», подчеркнув, что они были выложены на отдельном ресурсе и никогда не публиковались в группе лагеря. «Намекнул [мне] так, что он что-то там сделает, в суд подаст, я ему сказала, что клеветы там нет, вы сами выкладываете ссылку свою, выкладываете стихотворение в инстаграме, никакой клеветы тут нет», — рассказала ТД психолог Анастасия Полянина, участвовавшая в дискуссии.

На сайте «Стихи.ру» стихотворение появилось вновь — на этот раз с подписью, выражающей несогласие автора с действиями героя. Но вскоре вновь пропало, «Учитель» был доступен только в инстаграме Решетова, но позже он закрыл аккаунт.

Читайте также Роман неплатонического свойства

«Друзья, стихотворение вызвало небольшой резонанс и обсуждение. Несмотря все мои усилия описать проблему как можно тошнотворнее и безобразнее, находятся люди, которые считают, что я почему-то воспеваю педофилов. Опомнитесь, педофилия — это отвратительно, и поэтому от этого стихотворения должно как можно сильнее тошнить, чтобы мы не забывали о проблеме, когда отправляем своих детей в школы. Проблемы исчезают, когда мы начинаем их обсуждать, а не замалчивать. Можно говорить, «ужас», «дно», сколько угодно, но, если Вы забудете, что проблема педофилии РЕАЛЬНО существует в каждой школе, то Вы пропустите тот, момент, когда это случится с Вашим ребенком, а он вам НЕ расскажет», — заявил Решетов в дискуссии с феминистками (орфография и пунктуация автора. — Прим. ТД).

Полянина  после обсуждений в закрытой группе и в группе «Слона и жирафа» опубликовала открытый пост. «Осторожно, триггеры: педофилия, харассмент», — предупредила она. Психолог обратилась к Московскому государственному университету: «Харассмент как-то входит в ваш устав или что? Почему МГУ отказывается защищать студенток от харассмента? Почему даже в связанном с МГУ детском научном лагере руководитель, выходец из МГУ, довольно открыто выступает за харассмент с элементами педофилии? Судя по последним публикациям о харассменте в МГУ, это стихотворение Дениса Решетова вполне отражает корпоративную этику».

«Этот лагерь связан с МГУ, он рекламируется по бренду МГУ и там преподаватели из МГУ читают, это все под брендом МГУ делается», — перечислила в разговоре с «Такими делами» Полянина. На сайте школы в разделе «Услуги» действительно указаны «Летняя школа МГУ» и «Лагерь МГУ», сам Решетов — выпускник биологического факультета этого университета 2009 года.

«Любые научные, образовательные или обучающие лагеря (Летние школы) МГУ могут продаваться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО только на этом сайте (slon-i-giraf.ru) и НИГДЕ БОЛЬШЕ по нашему соглашению о партнерстве», — написано на сайте «Слона и жирафа». Но в пресс-службе вуза «Таким делам» заявили, что «Слон и жираф» никакого отношения к МГУ не имеет.

Бывший координатор летнего лагеря «Слон и жираф» Полина Казанова сказала, что «Слон и жираф» пользуется инфраструктурой МГУ, включая лаборатории, его преподаватели — по большей части выпускники и студенты МГУ. Но в какой-то момент «МГУ попросил удалить отовсюду их упоминания» в связи с «разборками, кому принадлежит компания».

«У меня есть очень много вопросов к Решетову в целом и к лагерю «Слон и жираф» в частности. Но по вашей теме сказать нечего. Сильно сомневаюсь, что стихотворение основано на реальных событиях. Решетов не ездит на смены, я даже ни разу не видела его вживую», — добавила Казанова.

«Эротический контент от учителя там, где его могут увидеть его ученики, — это сдвигание нормы, для детей приглашение на взрослую территорию немного похоже на инцест, когда ребенок видит сексуальные отношения родителей, и часто педофилы таким образом постепенно развращают и сдвигают норму у детей, завлекая их на взрослую территорию и нормализуя для них поведение не по возрасту», — уверена Полянина.

Преподаватель МГУ Вера Ковалева опубликовала вслед за Поляниной еще один пост про Решетова. В нем она требует переосмыслить, что может и не может учитель выкладывать на личной странице в соцсетях, а также предлагает «скинуться по 500 или 1000 рублей», чтобы провести у «лучших в стране специалистов» психологическое освидетельствование всех несовершеннолетних лиц, кто имел дело с Решетовым за 13 лет его педагогической карьеры.

Ковалева обратила внимание на некоторые элементы мировоззрения директора «Слона и жирафа». В частности — на идею о том, что «ребенок должен стать взрослым в плане ответственности не в 24, не в 18, а в 7 лет», изложенную Решетовым на сайте школы в ролике «Проституция или труд» (сейчас название изменено на «Деньги за труд», скриншот предыдущего названия есть в распоряжении редакции ТД). «Таким делам» она сообщила, что обратилась с этой ситуацией в прокуратуру, на «сайт президента» и в Министерство образования и науки, но на момент выхода статьи ответов на них не было.

Комментарий Дениса Решетова

Автор стихотворения «Учитель» и директор «Слона и жирафа» Денис Решетов согласился прокомментировать ситуацию только в том случае, если его ответы будут представлены полностью. ТД публикует интервью вместе с вопросами корреспондента.

— Сейчас стих удален, это уже второе его удаление? Удалила администрация сайта? Первый раз удалила тоже она или вы?

— Оба раза удалила администрация. Оба раза пришли уведомления, я разместил [у себя на странице на «Стихи.ру»] скрин последнего.

— Почему решили в такой форме, от первого лица, описать это явление?

— Я сомневаюсь, что вы вообще читали стихотворение, потому что оно написано от третьего лица, процитирую: «Будешь помниться ты еще долго». И у меня есть подозрение, что большая часть людей, которые возмущены описанной проблемой, тоже не читали. Либо придется констатировать, что наша школьная система образования в России настолько бесполезна, что взрослые люди с аттестатами зрелости не могут отличить местоимение «я» от местоимения «ты».

Стихотворение эпатажное и посвящено огромной проблеме, которую мировое сообщество не только игнорирует, но и поощряет: это насилие родителями своих детей. И та буря желчи и насилия, которую сейчас родители выливают в соцсетях на меня, человека, с которым они не знакомы лично, приписывая мне все смертные грехи, особенно четко освещает, с какими необразованными чудовищами приходится жить гражданам младше 18 лет, у которых отобрали права на выбор представителей в органах власти, право на заработок денег и экономические свободы. У многих даже нет выбора, чему они хотят учиться и кем хотят стать. И это все узаконено абсолютно дискриминирующим документом ООН, который обязаны знать все учителя, — Конвенцией о правах ребенка.

Если вы так не считаете, замените слово «ребенок» в нем на слово «женщина», а слово «родители» — на слово «муж», и увидите, насколько это отвратительный документ, законодательно закрепляющий рабское положение каждого пятого человека на земном шаре. Именно рабское положение молодого поколения, на мой взгляд, толкает их в объятия учителей-педофилов, которые выглядят чуть лучше, чем чудовища дома. Вы вдумайтесь, как могло быть так, что десятилетиями дети в 57-й школе спали с учителями и не говорили об этом «самым близким» людям.

— По мне так в стихе скорее внутренний диалог. Во всяком случае тактильные ощущения и состояние героя очень подробно выведены. Но формально да, не от первого. Считаете ли правильным вешать такой натуралистичный стих в открытом доступе, не переживаете, что ученики могли подумать?

— По поводу ощущений и состояний описанного педофила и насколько они хорошо «прочувствованы» в стихотворении, мне тяжело судить. Об этом нужно спрашивать у педофилов, задайте им такой вопрос. На мой взгляд, здесь снова можно только недоумевать, откуда столько комментариев в соцсетях, что «автор хорошо описал, что чувствует педофил».

Я не знаю, что чувствует педофил, а те, кто пишет, что это «хорошо прочувствовано», вероятно, сами педофилы

«Что могли подумать ученики» — к сожалению, дети в госшколах каждый день сталкиваются с этой проблемой, а взрослые только и делают, что игнорируют эту проблему. Возьмите наугад любую школу, где учится больше тысячи человек, и вы найдете семейную пару, где муж раньше учил свою жену в школе.

— В вашей школе это тоже насущная проблема? Какой-то конкретный случай вас подтолкнул к написанию?

— Школа «Слон и жираф» напрямую работает с родителями, чтобы не допустить насилия родителей над детьми, у нас в школе дети за учебу получают деньги, и если дети вдруг столкнутся с психологическим насилием в семье, они смогут снять жилье и уехать от насильников. В лагере «Слон и жираф» дети денег не получают, 70% приезжают за интересными новыми знаниями, но около 30% детей родители отправляют в наш лагерь насильно, так как считают, что это идеальный концлагерь для улучшения знаний.

Читайте также «Ты такая милая и беспомощная»

Прошлым летом мне пришлось отговорить родителей одного из детей от покупки пятой путевки подряд, потому что ребенок хотел увидеть родных, а не торчать на изучении темы по тому предмету, которая ему не актуальна. Учительское сообщество очень тесное, и, конечно, до меня доходят слухи о том или ином случае отношений учителей и школьников в той или другой школе. К счастью, ни разу не было слуха об уголовно наказуемом деянии. В основном это истории об учителе, который женился на своей ученице, или слухи о старшеклассницах, достигших возраста согласия. Для меня оба таких варианта непонятны: как может взрослый человек, у которого абсолютно другой багаж жизненного опыта за плечами, «влюбиться» и жениться на человеке, которому интересны совсем другие вещи, который был воспитан совсем в другом мире?

К написанию этого стихотворения подтолкнули сразу несколько таких «слухов» и работа с родителями, которые относятся к своим детям как к чемоданам, в которые нужно положить как можно больше знаний. Каждый раз, когда я провожу летнюю смену в лагере, чувства от того, что 70% процентов детей находят новых друзей и им очень классно, смешиваются у меня с яростью от общения с родителями, которые абсолютно никак не учитывают мнение детей при выборе программы лагеря. Наш лагерь прежде всего учебный, и не так много детей хотят летом учиться.

— Вы с МГУ как-то официально взаимодействуете? Вижу у вас на сайте «Летняя школа» и «Летний лагерь МГУ», можете про это рассказать?

— Исторически мы начинали проводить смены на базах МГУ с преподавателями МГУ. Затем добавились другие площадки, но костяк преподавателей остался. В 2017 году мы подписали соглашение с МГУ о том, что если МГУ будет проводить детские образовательные лагеря, то «Слон и жираф» будет выступать эксклюзивным агентом по продаже таких путевок под брендом «Слон и жираф». В 2018 году все смены, которые проводились под брендом «Слон и жираф», были фактически организованы МГУ. Однако отзывы, которые мы собрали у родителей по итогам 2018 года, оказались не самыми лучшими за нашу историю: по еде, по распорядку дня. К сожалению, мы не смогли достичь взаимопонимания по этим отзывам с руководством пансионата МГУ, и с 2018 года совместные смены заморожены. В 2019 и 2020 годах все организованные смены под брендом «Слон и жираф» были организованы лично мной. Костяк преподавателей — это преподаватели МГУ и различных научно-исследовательских институтов Москвы.

— В рамках школы будете делать какое-то официальное заявление по этому поводу?

— В рамках школьного проекта мы готовим международную кампанию за прекращение дискриминации людей по возрасту, о предоставлении детям политических прав и экономических свобод. Я думаю, что только это может решить вопрос с насилием, которому подвергается молодое поколение со стороны старших поколений. И именно это насилие удобряет почву для педофилов. Сила в правде.

Подробнее о кампании и концепции выдачи зарплат школьникам

— Можете чуть подробнее рассказать про эту кампанию и про концепцию выдачи зарплат школьникам?

— Кампания представляется довольно тяжелой. Противоборство идее о том, что люди до 18 лет должны иметь абсолютно те же права, что и в 30, и в 90 лет, вероятно, будет колоссальным. В одной только России, по самым скромным оценкам, доходы бюджета от граждан до 18 лет составляют 400 миллиардов рублей в год — 22% от всех бюджетных доходов.

Граждане имеют право решать, куда тратятся 400 миллиардов их налогов, хотят ли они, чтобы их тратили на ракеты и бомбы, или на более качественное образование. Вы можете сказать, что граждане до 18 лет не платят налогов, потому что им никто не платит деньги, но это ущербная логика, так как эти деньги у них воруют. Деньги должны платиться за учебу — никто из старшего поколения не возмущается, если работодатель отправляет его на учебу и платит зарплату. Если учится «взрослый» на «работе» — то это работа, а если все то же самое делает школьник — то это описывается как благо, направленное на счастье школьника.

Давайте я как работодатель отправлю кого-то из своих сотрудников на обязательное повышение квалификации и не оплачу его время труда. На меня тут же подадут в суд, приедет прокуратура.

Общество организует и финансирует школы и университеты для своего собственного блага. Представьте, если бы возникла нехватка во врачах или слесарях — от этого страдало бы все общество. Поэтому и школьники и студенты должны получать деньги за достижения по учебе. Может быть, тогда старшее поколение задумается, что важно преподавать в школе, а что — бесполезная трата денег.

Все работающие люди отщипывают от своей зарплаты кусочек и отдают его на пенсии, и никого это не возмущает. Почему бабушка в 90 лет должна обладать большими правами, чем школьник в девять лет, нет ни одного разумного объяснения.

В нашей школе мы платим деньги за достижения по учебе. Есть рынок знаний — если человек овладел новым навыком, он может продать этот факт родительскому сообществу по цене, которая зависит от спроса и предложения на данный навык. Сама школа бесплатная, потому что мы не тратимся на тюремных надсмотрщиков, которые должны «заставлять» учиться, — дети сами выбирают те знания, на которые есть спрос и которые им интересны. Так как система рыночная, наша школа в масштабах государства позволяет экономить деньги, мы на 50% меньше тратим денег, чем среднестатистическая государственная школа. Возможно, именно этот факт нам поможет в борьбе за права граждан до 18 лет.

— В таком случае у лиц до 18 лет должна быть и сексуальная свобода?

— Мы боремся прежде всего за политические и экономические свободы. Свобода выбора сексуального партнера на фоне этих проблем не настолько важная тема, так как ее сложно отнять.

— Были ли у вас внеучебные отношения с учениками школы?

— Сформулируйте конкретно вопрос.

— Конкретнее — романтического характера.

— Давайте я напишу четко: никогда в жизни у меня не было секса с детьми — ни внутри лагеря, ни внутри школы, ни с другими детьми. Самой молодой моей сексуальной партнерше было 20 лет, мне на тот момент тоже 20, и познакомились мы только в вузе.

***

Заслуженный учитель России правозащитник Евгений Бунимович, комментируя ТД ситуацию, отметил, что не считает, что педагог обязательно должен походить на чеховского «человека в футляре». Однако, по мнению Бунимовича, существуют вещи, однозначно недопустимые с точки зрения преподавательской этики и несовместимые с особым статусом учителя в глазах детей, вне зависимости от того, «попадают ли эти вещи под Уголовный кодекс или нет».

«Даже вместе с объяснениями о том, что [Решетов] хотел привлечь внимание к проблеме, <…>, то, как это сделано — вся эта грязь, вся эта лексика, — психику ребенка может убить не менее сильно, чем сама педофилия», — считает Бунимович. По его мнению, открытая публикация подобных стихотворений — нарушение педагогической этики.

Несмотря на появление новых средств обучения и использование учителями новых технологий и игровых форм, по мнению педагога, статус учителя, его отношение к ученикам и дистанция между ними в принципе не подвержены модернизации. «Таким способом ломать эти понятия недопустимо, вне зависимости от цели. Человек, который работает с детьми и подростками, должен понимать, какая может быть реакция на такие вещи у них и у их родителей», — заключает эксперт.

При участии Карины Ивановой


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: