ВШЭ: каждый десятый россиянин является изобретателем
Каждый десятый россиянин изобретает «бытовые инновации», говорится в исследовании экспертов Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Мотивацией к изобретениям может быть как желание развлечься, так и стремление к профессиональному росту.
«Бытовые инновации» — это технические новинки или уникальные модификации уже существующих продуктов, разработанные самими пользователями товаров и услуг.
Профессор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Томас Тернер и доцент Константин Фурсов в статье «На Бога надейся, а сам не плошай! Исследование пользовательских инноваций в России» утверждают, что россияне самостоятельно разрабатывают технические новинки гораздо чаще жителей других стран.
Исследование, проведенное Фурсовым и Тернером, показало, что считаться изобретателями могут не менее 9,6% россиян: даже не зная самого понятия «инновация», они используют уникальные изобретения для отдыха, занятий спортом и в повседневной жизни. В других странах процент изобретателей значительно ниже: не больше 6%. Так, в Японии технические новинки изобретают 3,7% жителей, в США — 5,2%, в Великобритании — 6,1%, а в Финляндии — 5,4%. Среди того, что изобретают россияне, — автоматические кормушки для питомцев, бытовые электрогенераторы, приборы для ведения домашнего и садового хозяйства, самостоятельно сконструированные системы наблюдения, улучшения для компьютеров и спортивного инвентаря.
Результаты исследования показали, что инновации в России изобретают представители всех возрастов — от 16 до 72 лет, но наиболее активны молодые мужчины с высшим образованием. Больше половины изобретателей проживают в деревнях и городах с населением менее 100 тысяч. При этом россияне охотно делятся своими изобретениями с другими: культура патентования развита в стране слабо, и инноваторы регистрируют собственные изобретения гораздо реже, чем жители других стран.
По мнению авторов исследования, жители малых городов или сел чаще всего изобретают из бытовой и финансовой необходимости. Эксперты уверены, что база для «бытовых инноваций» в России сложилась еще в советские времена, когда самостоятельные изобретения продвигались периодическими изданиями и телепередачами. Вместе с тем, большое количество бытовых изобретений может свидетельствовать и об отсутствии качественной продукции на рынке и низкой покупательной способности населения.