Чаще всего деньги в интернете собирают на какие-нибудь заведомо добрые дела. Первое, что приходит в голову — сбор денег для больного ребенка, конечно. Каждый из нас прочитал много текстов разной степени пронзительности о том, что нужно собирать деньги для больных детей. Такому призыву невозможно возразить, его невозможно оспорить, и, вероятно, именно поэтому я не умею писать таких текстов — всю жизнь стараюсь писать так, чтобы читателю хотелось со мной спорить, это мой основной профессиональный прием. Однозначные сюжеты — не мое, мне нужны неоднозначные. Даже если дело касается сбора денег.
“Слово «иностранец» давно уже утратило в русском языке то значение, которое мы помним с детства”
И вот вам неоднозначный сюжет. Все, конечно, знают, что в Россию ежегодно приезжают работать, или еще по какой-нибудь причине, миллионы иностранцев. Слово «иностранец» давно уже утратило в русском языке то значение, которое мы помним с детства. Когда иностранцем называли богатого джентльмена, на красивой иномарке перемещающегося между интуристовской гостиницей и основными достопримечательностями нашей страны. Теперь иностранцы другие, чаще их называют мигрантами, а остальной ассоциативный ряд всплывает сам собой. Живут в подвалах, всех боятся и всех ненавидят, по-русски не говорят и не собираются, празднуют Курбан-байрам, режут баранов, и вроде бы даже есть какая-то шокирующая статистика того, сколько преступлений в наших городах совершают именно они. Но даже если такой статистики нет, мы же видим их, причем ладно бы только их самих, но и их детей. У каждого родителя есть не одна история о том, как дети чужой культуры не уживаются с детьми нашей культуры в школах и на детских площадках.
А теперь остановимся и еще раз повторим фразу про детей: чужая культура, не уживаются, школы, детские площадки. Вот если без людоедства и без какой бы то ни было политики — что с этим делать? Проблема существует, а как ее решать, есть идеи?
“Ребенок, не умеющий говорить и читать по-русски, не виноват в том, что он на шестом или седьмом году жизни оказался вдруг в Москве”
Идея, строго говоря, всего одна. Воспитывать, учить, подтягивать, работать с детьми. Долго, медленно, кропотливо. Ребенок, не умеющий говорить и читать по-русски, не виноват в том, что он на шестом или седьмом году жизни оказался вдруг в Москве, где на него все смотрят как на маленького врага. Где у него нет никаких адаптивных механизмов кроме как сидеть в уголке и волком смотреть на других, ожидая, пока не подойдет кто-нибудь более опытный и не подарит кинжал и диск с проповедями Саида Бурятского. Официальная школа не умеет или не хочет помогать этим детям. Есть другая, центр адаптации и обучения детей беженцев и вынужденных переселенцев комитета «Гражданское содействие», но ни у кого на него нет денег. А когда ни у кого нет денег, их принято собирать в интернете. В этом центре 50 волонтеров занимаются с детьми Чечни, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Африки, Афганистана русскими языком и другими школьными предметами, рисуют, читают, считают, поют на английском языке и делают фигуры для кукольного театра — тоже на английском. А еще волонтеры водят детей в обычные театры и музеи.
«В этом центре 50 волонтеров занимаются с детьми Чечни, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Африки, Афганистана русскими языком и другими школьными предметами»
Я не умею агитировать за сбор денег, да и не пытаюсь агитировать. Я просто рассказываю, что есть такая опция, такая возможность — оплатить аренду, коммунальные платежи, чай с бутербродами и общественный транспорт (учителя работают бесплатно) и попробовать воспитать из этих ни в чем не виноватых не говорящих по-русски и никогда не живших в России детей нормальных членов нашего общества. Такая возможность, по крайней мере, действительно есть, и она ничего не стоит, кроме денег. Мне кажется, стоит попробовать.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»