Кому не надо помогать

Значит так, смирно-вольно, диктую.

Благотворительность бывает плохая. Благотворительность бывает вредная. Благотворительность бывает глупая и даже, страшно сказать, бывает благотворительность, которой лучше бы не было.

Как и во всех других случаях, глупость и вред начинаются в тот момент, когда ведущий благотворительную деятельность человек начинает игнорировать объективную реальность, исходя из каких-то своих внутренних установок. А столь эмоциональное занятие, как помощь людям, провоцирует действовать по принципу «тем хуже для фактов» особенно сильно, ибо в конце каждого действия человек видит свою внутреннюю награду: сделав добро, чувствуешь себя лучше. Каким бы ты ни был полным говном до того, после совершенного благого дела ты, несомненно, записываешь себе плюсик в карму.

Однако, если в погоне за подобного рода эмоциональными выбросами забыть о цели всего мероприятия — помощи людям (я не разбираюсь в помощи собакам, может, там всё иначе), то можно и навредить. Или просто потратить ресурсы, свои и чужие, зря.

Хрестоматийный пример подобного рода неудачной помощи — кучи гуманитарного тряпья, разбросанные по Крымску осенью 2012 года. Ненужную, грязную, годную только на свалку одежду и обувь там жгли и закапывали до самой зимы.

И ведь всё это кто-то принёс на кем-то организованные пункты сбора. Кто-то всё это сортировал, паковал в коробки, жёг бензин, доставляя в далекий южный город. Кто-то писал призывы в социальных сетях и договаривался со складами, тратил время, деньги и нервы.

Попросту говоря, куча ресурсов была выброшена в никуда. Хотя на других направлениях в том же Крымске эти ресурсы ох, как пригодились бы.

«Попросту говоря, куча ресурсов была выброшена в никуда»

Но это пример относительно позитивный: лишнее оказалось просто выкинуто, а многие люди хотя бы получили полезный опыт. Куда хуже примеры, когда благотворительность превращается из собственно помощи людям в нечто иное — в политическую позицию, в эмоциональный наркотик, в способ решения чьих-то психологических проблем или рекламную вывеску для бизнеса.

Типичным примером такого рода неправильной благотворительности являются сборы на умирающих детей в социальных сетях, когда группа экзальтированных женщин бесконечно заламывает руки и выпрашивает деньги на то, чтобы заграничный доктор совершил Чудо. Неправильно здесь то, что зачастую речь идёт о ребёнке, которого уже не вылечить, клинике, которая просто зарабатывает деньги, и женщинах, которые занимаются этим делом не ради ребёнка, а ради переживания собственного спасительства. Попытки же выяснить, зачем ребёнка мучают и почему не внимают советам врачей, натыкаются на глухое и озлобленное сопротивление. Потому что ломает кайф великого дела. А также потому, что эмоционально накаленная атмосфера борьбы за Жизнь – прекрасное прикрытие для махинаций с чужими деньгами. Подробнее об этом рассказывается, например, тут.

«Типичным примером такого рода неправильной благотворительности являются сборы на умирающих детей в социальных сетях»

Настоящая благотворительность, с точки зрения менеджмента, с точки зрения организации дел — очень скучна. Она требует аккуратности, дотошности, умения читать документы и терпеливо ждать ответа от вечного занятого медицинского консультанта или представителя строительной фирмы, который поясняет, как лучше сделать ремонт в детдоме. Она требует умения постоянно мириться с неудачами, когда перспективнй донор отказывает или выдвигает невыполнимые условия, или же подопечные в последний момент делают такой финт, который всю помощь делает если не бессмысленной, то не вполне адекватной.

У нас была подопечная семья, которой мы помогли достаточно серьёзно. Сильно вложились и временем, и эмоционально, и денег ушло немало. А через несколько месяцев мы узнали, что семья эта развалилась, отец ушёл к другой женщине и по сути, помощь наша ушла в песок.

Прыгать с фонариками, делать праздник и дарить людям надежду тоже нужно, но это занимает куда меньше времени.

Благотворительность без включения мозга и навыков тех, кто в предметной области профессионально разбирается — медиков, соцработников, реабилитоголов и так далее — превращается в разбазаривание ресурсов. А если профессиональное участие намеренно блокируется, то и вопрос о реальной цели сбора средств оказывается чрезвычайно актуален. Не надо помогать тем, кто не ищет помощи, а ищет переживаний или популярности.

Точно также не стоит помогать профессиональным нищим – тем, кто сделал просьбы о помощи своим постоянным источником дохода. Если человек просит много и часто, если он капризничает, если он скрывает, что собирает из нескольких источников одновременно, если он шантажирует жертвователя своими бедами и навязывает ему ответственность за свои проблемы – лучше не участвовать. Профессионал умеет присосаться, как пиявка, к обладателю ресурсов (кстати, не только денег, но и времени, внимания, нужных навыков или знакомств) и вытягивать их до бесконечности. Ссылок давать не буду: не хочу посылать людей туда, где можно залипнуть.

Ни в коем случае нельзя принимать участия в благотворительности, в которой присутствуют хоть какие-то тайны, особенно – связанные с деньгами. Если неизвестно, сколько денег собрано и откуда, как они будут тратиться и на что именно, если вообще хоть что-то, связанное с деньгами, непрозрачно для тех, кто деньги даёт – в этом деле лучше не участвовать.

«Ни в коем случае нельзя принимать участия в благотворительности, в которой присутствуют хоть какие-то тайны»

Скажем, я бы никому не могу рекомендовать жертвовать на детей, чьи истории размещены на сайте «Союза Благотворительных организаций России» (СБОР). Потому что там указаны необходимые детям суммы, однако нет никакой информации о том, как, собственно, куда, а главное — сколько денег тратится. То есть:  написано, что для мальчика нужно 150 тысяч рублей. Но нет никакого подтверждения, что ему нужно именно столько (нет счета из клиники), а не меньше на 20 тысяч, которые отправятся куда-то ещё. И нет никакого подтверждения, что именно 150 тысяч рублей было выплачено по окончании сбора — ни платежного поручения, ни даже текстового сообщения о том, что вся сумма была переведена. Как правило, нет никакой информации о том, куда собственно, были перечислены деньги.

Или, например, вот нашел я в сети сайт фонда “Софи”. Возможно, его сайт просто недоработан. Но в разделе отчёты там нет вообще ни одной цифры. По ссылке “Отчёты” (осторожно, вырвиглазный дизайн) находится загадочная “Памятка для руководителей некоммерческих организаций по выполнению требований федерального законодательства” — вещь, наверное, полезная, но ничего не сообщающая ни о том, сколько средств собрал фонд  “Софи”, ни сколько и куда он потратил.

Или, например, фонд “Helpnikita”. Опять же, в разделе “Отчёты” вместо детализации — отчёты в Министерство Юстиции. Из них можно узнать, что всего на помощь физическим лицам фонд истратил в 2012 году около 12 миллионов рублей. Как именно, на что, сколько при это было собрано средств — из отчёта в МинЮст узнать совершенно невозможно. Я бы не рискнул с ними связываться. Не говоря уже о серьёзных вопросах к главному партнеру “Helpnikita” — благотворительному марафону по части медицинской экспертизы.

В общем и целом, техника безопасности сводится к тому, чтобы не участвовать в том, что непрозрачно и в том, что непрофессионально. Прозрачность касается, прежде всего, движения денег, а профессионализм – участия специалистов по представленной проблеме в её решении. Хотя бы в форме рекомендаций.

Без этих двух компонентов ваши искренние усилия или от души отданные деньги могут пойти или в карман мошенников, или на обогрев космического пространства.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких Дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Материалы по теме

Помогаем

Дом слепоглухих Собрано 1 293 158 r Нужно 1 351 750 r
Последняя помощь Собрано 27 555 427 r Нужно 30 020 000 r
Центр «Сёстры» Собрано 7 367 301 r Нужно 8 999 294 r
Гостевой дом Собрано 2 105 736 r Нужно 2 988 672 r
МойМио Собрано 7 504 849 r Нужно 11 055 000 r
Защити себя сам Собрано 157 550 r Нужно 259 800 r
Живой Собрано 6 036 392 r Нужно 10 026 109 r
Такие дела Собрано 42 095 428 r Нужно 83 714 000 r
Право матери Собрано 1 081 356 r Нужно 3 277 371 r
Всего собрано
343 173 345 R
Все отчеты
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: