Все дети мечтают уехать из детского дома в настоящую семью. А о чем мечтают взрослые? Семнадцатилетние сироты, перед которыми открыты все дороги? Половина из них хотела бы остаться дома, в интернате.
48% воспитанников детских домов, готовящихся к выпускному, указывают в анкетах-опросниках, что боятся новой самостоятельной жизни, не чувствуют себя готовыми к ответственности за собственную судьбу. Адаптированными к социальной жизни, — способными учиться, работать, создавать семью, просто жить в отдельной квартире без надзора воспитателей и нянечек, самому стирать и готовить — оказывается всего 25-30% выпускников интернатов. Более 60 000 подростков не могут пожарить себе яичницу, выбрать профессию по душе и устроиться на работу.
«Более 60 000 подростков не могут пожарить себе яичницу, выбрать профессию по душе и устроиться на работу»
Вспомните, кто научил вас кататься на велосипеде в пять лет? Кто посоветовал «Трёх товарищей» в 13? Кто сводил в театр на авангардную постановку в 16? Кто объяснил, в чём смысл «Чёрного квадрата»? Ну, хотя бы попытался объяснить. Кто сказал, что любой спор можно решить словами и оказался прав? Вероятно, родители. Сироты лишены возможности получить такие важные жизненные уроки. Их не всегда широкий кругозор и непонимание многих социальных норм — результат отсутствия близкого взрослого. Из-за недостатка выразительного примера для подражания дети не получают мотивации к учёбе и работе. Им не от кого получить совет о будущей профессии, им даже неоткуда толком узнать, какие бывают профессии, ведь единственные взрослые перед их глазами работают в интернате.
«им не от кого получить совет о будущей профессии, им даже неоткуда толком узнать, какие бывают профессии»
Государство в лице администрации детдомов ведёт подробную статистику: сколько наркозависимых среди выпускников разных лет, сколько вчерашних детдомовцев оказалось в местах лишения свободы, сколько сирот поступило в колледжи и ПТУ, и сколько из них закончили образование. Цифры редко оказываются на стороне состоявшихся людей. Несостоятельность — вот проблема, которую нужно решать не после того, как человек покидает интернат, а в то время, пока он в нём ещё живёт. Фонд «Волонтёры в помощь сиротам» занимается этим c 2010 года, когда была запущена программа «Быть рядом».
Экскурсия в МЧС, которую волонтёры фонда организовали год назад для воспитанников Запрудненского интерната, длилась целый день. Разрешали всё: примерять каску, крутить руль пожарной машины, разгуливать по пожарной части. Теперь, во-первых, все выпускники знают, что такое краги и кевлар, во-вторых, многие решили стать пожарными и готовятся к поступлению в пожарно-спасательный колледж — пожарный должен хорошо знать физику и анатомию. При достаточном упорстве, кто-то из детей сможет получить высшее образование и работать пожарным-дознавателем — расследовать обстоятельства возгораний. До экскурсии, организованной фондом, никто из воспитанников интерната не думал о таком будущем. А еще их знакомили с работой парикмахера и повара — и не из заводской столовой, а из хорошего ресторана.
Сейчас волонтёры фонда увлечены идеей создания для воспитанников интерната интернет-курсов для подготовки к экзаменам — ЕГЭ и ГИА. Дистанционные занятия с профессиональными репетиторами дадут более глубокие знания по предметам и помогут лучше адаптироваться к жизни после выпускного, ведь им придётся устанавливать социальные отношения с волонтёрами фонда. Фонд готов создать инфраструктуру под этот проект для 10 учреждений, то есть не менее 250 детей получат доступ к качественному образованию и смогут чётко определиться с жизненными планами.
То есть будущее 250 детей мы можем обменять на 1 млн. 737 тыс. рублей, меньше 150 тыс. рублей в месяц. Хотя то, что им может дать этот проект, вряд ли вообще можно измерить любыми деньгами.