Совсем скоро наступит самый сиротский праздник страны — Новый год. Его ждут все — дети, персонал, спонсоры. Все на низком старте. Хотя в последнее время иногда все же поддерживают просто нуждающихся или многодетные семьи. Но, все равно, многие хотят в эти дни побыть рядом с наряженным казенной рукой сиротой. И вот уже у директора детского дома на столе бумажная простыня, в которой в квадратиках вписаны жертвователи. В подмосковных детских домах сироты получают до тридцати новогодних подарков. Но — праздник заканчивается, все уезжают домой. Сироты же слоняются без дела по детдому или уходят за забор. А там уже сами делают выбор — побег или просто поиски приключений и другой жизни.
«многие хотят в эти дни побыть рядом с наряженным казенной рукой сиротой»
Часто новогодние дни самые “побежные”, ибо заниматься детьми некому — коллектив наполовину в отпуске, никому нет дела ни до кого. Миссия выполнена, дары выданы, пора за домашний стол.
Есть и одна острая проблема, которая напрямую влияет на качество жизни детей-сирот. Директора детских домов, по сути говоря, часто манипулируют благотворителями, а точнее – просто разводят благотворителей на различные схемы, направленные не столько на помощь детям, сколько на укрепление сиротской системы. Разваленные, облезлые, нищие детские дома вызывают ужас и желание забрать детей оттуда. А нарядные, чистые комнаты, в которых живут хорошо одетые, заваленные подарками дети вроде бы уже и не так страшны.
Эта тенденция особенно видна в праздники, которые поставлены на поток. Здесь всегда ищут повод пригласить тех, кто может поднести системе свои щедрые дары. Ну, а Новый год — просто манна небесная, которая падает даже на тех, кто к системе никакого отношения не имеет. Потому что подарков столько, что их можно дарить проверяющим и прочим лицам. Все равно пропадут. Делать это достаточно легко, ведь большинство помогающих детским домам учреждений воспринимают такую помощь просто как повод для эффектной галочки. Эффективность галочки их не интересует. Часто благотворитель вообще не знает, во что или в кого он вложился, зато на ресепшен в его фирме висит слезливое благодарственное письмо, где написано, что детский дом благодарит за участие в жизни сирот того или иного менеджера. Важно, чтобы пришедший видел именно печать участия. Бизнесу часто реально некогда разбираться в тонкостях, делегировать это грамотным НКО. Они не хотят довериться благотворительным фондам, но хотят благодарственных писем.
«Часто благотворитель вообще не знает, во что или в кого он вложился, зато на ресепшен в его фирме висит слезливое благодарственное письмо, где написано, что детский дом благодарит за участие в жизни сирот»
К сожалению, главный критерий работы сиротского учреждения не качественный воспитательно-образовательный процесс, а оформленное пространство. Эффективность работы детского дома становится видна уже позже, когда его выпускники, не получившие ни знаний, ни представлений об окружающем мире, умения жить в нем, от безграмотности наламывают дров. Но детский дом уже за это не несет ответственности, он продолжает украшаться.
Такая практика давно уже стала нормой, так как в руках руководителей мощный рычаг – несчастные сироты. Недавно я пытался объяснить одному фонду, что лучше вложить два миллиона в образование сирот. Мне ответили – дети должны жить в детском доме хорошо, у них и кухня должна быть, и скалодром. Директор повторила то же самое.
Насколько было бы лучше, получи детский дом не праздники, а качественный образовательный процесс, если бы дарители везли не плазменные телевизоры, а необходимые для обучения и подготовки к самостоятельной жизни предметы, оплачивали специалистов, давали не рыбу а удочку. Помогающие должны понимать, отдают они свои деньги в копилку учреждений или на развитие сознания ребенка.
Кто может научить меценатов не выглядеть в этой ситуации глупыми? Безусловно НКО, которые не помогают этой системе жить жирно. СМИ, рассказывающие о качественных практиках помощи сиротам, которые как раз и дают то, что ребенку необходимо здесь и сейчас. Дают лично. И дарители просто обязаны биться за это личное. В противном случае система детских домов так и будет самовоспроизводиться. И, чем больше у нее будет ресурсов, тем легче семья, не имеющая возможности дать качественное проживание своим детям, будет с удовольствием отдавать их в эту систему.
Господа, думайте, что своими ресурсами вы скорее не столько поможете, сколько навредите. Опасайтесь своих намерений, которые не дают того главного, ради чего мы хотим быть полезными детям — стимула, который подтолкнет их к развитию, размышлениям, поискам сотрудничества, сформирует у них желание большого труда. Творческого и иногда нудного и трудного. Без этих трудностей у него сформируется потребительское сознание, и помочь ему уже не будет никакой возможности. А рамочка на респешен сменится другой, где будет конкретно написано, где и чему учились дети-сироты. Это и есть критерий умного участия в жизни сиротского детства.
С Новым годом! С новыми формами участия в жизни тех, ради кого открывается сердце и кошелек…