Мне 10 лет. Я стою в паре со своей одноклассницей, которая завязывает мне глаза, берет меня за руку и ведет по коридорам школы. Я ничего не вижу и я «играю в доверие». Звучит ужасно пошло и цинично, но так называл это наш школьный психолог. Это было его любимым упражнением детского тимбилдинга, который нас заставляли проходить в гимназии. Суть веселья — дети разбиваются на пары, одному из участников завязывают глаза, другой остается «зрячим» в этой странной команде. И ты, слепой котенок, должен послушно доверять партнеру, держать его за руку, ходить по школе, обходить препятствия, слушать команды поводыря. Выигрывала пара, которая первой добиралась до финиша.
Одни из самых сложных уроков в жизни. Трудно полностью доверится человеку, а еще труднее жить в этой полной темноте. Конечно, ты можешь передвигаться в пространстве. Даже когда ненадолго напарник отпускает твою ладонь, ты идешь. Но первые минуты темноты раздражают особенно. Ты помнишь, что здесь стена, а тут раньше стоял стул, а сейчас ты наткнешься на дверной косяк. Ты даже зрячим на него натыкаешься. Но я не представляю, как это — провести в темноте и абсолютном доверии всю свою жизнь. Мне хватило этих игр и пары выходов на улицу без контактных линз: полная дезориентация и цветные пятна, которые прыгают у тебя перед глазами. И спасительная рука подруги, которая ведет тебя до метро.
«я не представляю, как это — провести в темноте и абсолютном доверии всю свою жизнь»
Когда ты теряешь ориентиры, нужен друг. Когда ты теряешь зрение – нужен поводырь. Тот, который подаст лапу и свою холку, на которую можно опереться. В России инвалидов по зрению – около 300 тысяч, из которых большинство мечтает о своей собственной «третьей руке» — я слышала, что так слабовидящие иногда называют своих собак-поводырей. Однако получить такого особенного питомца очень непросто. Очередь может растянуться минимум на два года. В нашей стране вообще всего две школы подготовки собак-поводырей. и выпускают они, в общей сложности, около 80 специально обученных животных в год.
«Когда ты теряешь ориентиры, нужен друг. Когда ты теряешь зрение – нужен поводырь»
Только представьте, в результате на 300 инвалидов по зрению приходится всего одна собака-поводырь. Для сравнения: в Великобритании — одна собака на 10 человек, в США одна на 12 человек. Но даже если ты выстоял свою очередь, чтобы получить поводыря, тебе нужно самому научиться работать с ним на улице и выйти из дома. То есть, нужен хороший тренинг.
Один из российских центров дрессировки мохнатых помощников и их будущих хозяев называется «Собаки – помощники инвалидов» . Он вырос из самой первой российской школы поводырей, основанной еще в Советском Союзе. Сейчас в центре работают квалифицированные дрессировщики, которые больше 25 лет готовят собак для незрячих. Помощь такого центра абсолютно бесплатна для самих инвалидов, поэтому центр очень нуждается в помощи, деньгах.
Воспитать щенка – непростая и недешевая задача. Самых умных в помете трехмесячных щенков учат вести себя на улице, обращаться со своим хозяином, водят их по специальным маршрутам и вообще объясняют малышам, что от них требуется. Раз в месяц щенков навещает тренер, который показывает основы дрессировки. Как только собаке исполняется год, ее отправляют на интенсивный курс обучения. Через полгода тренировки пес сдает экзамен и, если он сдал на «отлично», то встречается с хозяином.
Для незрячих, которые хотят получить себе проводника, есть специальный тренер по пространственному ориентированию Наталья Громова. Она учит не только уверенных в себе незрячих, но и тех, кто никогда не выходил из дома, кто не умеет ориентироваться на улице. Иногда только этого бывает достаточно. Один раз даже был случай, когда девушка после занятий с Натальей выписалась из очереди на получение собаки-поводыря. Ей оказалось достаточно научиться ориентироваться на улице, чтобы самостоятельно перемещаться. Во время передачи собаки слепому Наталья читает лекции об освоении новых маршрутов — это что-то вроде инструкции, как в дальнейшем самостоятельно исследовать новые пути вместе с поводырем. В среднем, тренер по пространственному ориентированию проводит 10 занятий с одним человеком. Собрав 270 000 рублей, центр сможет оплатить 150 занятий.
«Наталья читает лекции об освоении новых маршрутов — это что-то вроде инструкции, как в дальнейшем самостоятельно исследовать новые пути вместе с поводырем»
В последнее время в центру обращается особенно много молодых незрячих. Например, была студентка Юля, которая учится в Саратове и самостоятельно живет в общежитии, или Денис, который живет в Одинцово с семьей и работает в Москве юристом. Таких историй довольно много. Для молодых и активных людей помощь особенно важна, ведь у них вся жизнь впереди – но им нужна опора и поддержка для того, чтобы идти по ней уверенно. Собаки-поводыри действительно служат надежной поддержкой, а иногда и кардинально меняют жизнь своих хозяев.
Ослепнуть можно из-за любой трагической случайности, никто из нас не застрахован от этого. Мир, который ты знал, больше не существует и в нем нужно учится передвигаться заново. В таком состоянии можно легко потерять ориентиры. Когда я читала или слышала такие истории, я отмечала горечь некоторых людей: в первую очередь им нужны друзья, которые по объективным причинам не могут проводить с ними все свое даже свободное время. Если кто-то сможет пройти занятия в центре или получить свою собаку поводыря – он не просто получит свободу передвижения. Он получит надежного друга, который все время будет с ним рядом.