Мы привыкаем и, наверное, уже привыкли защищать себя от излишней привязанности к чему-то или кому-то. Нас можно понять. Таковы условия выживания даже не в гигантском, демонизируемом, по правде говоря, городе, сколько в своем целецентристском мире. Слишком большой поток негативных новостей, слишком быстро меняется все вокруг, слишком дорого иногда обходятся разного рода привязанности: работа, окружение, партнеры и люди. Не успел сгруппироваться, как при прыжке, вовремя эмоционально отстроиться — и ты уже уязвим. Но еще страшнее увидеть чью-то уязвимость. На чужую незащищенность придется как-то отвечать, помогать, реагировать — и привязываться. Проще перевести денег в благотворительные фонды, чем потратить свое время на поездку в детдом, больницу, дом престарелых и общение с теми, кто в этом нуждается. Мы говорим или пишем «потратить время», на самом деле мы боимся «потратить себя» — развести себя на незапланированные эмоции. Нам страшно, нас, наверное, можно за это простить.
«…говорим или пишем «потратить время», на самом деле мы боимся «потратить себя»
Но есть люди, которые это не только не боятся делать, но и распространяют идею личной, эмоциональной вовлеченности в жизнь тех, которым это нужно. Сделать вместе уроки с ребенком из интерната не менее важно, чем прислать ему игрушки. И то и другое помогает ему вырасти более сохранным психически. Добровольческое движение «Даниловцы» — 14 волонтерских групп, две тысячи человек, помогающих 7500 подопечных ежегодно. Они занимаются теми, кто нуждается во внимании и поддержке в детских домах, больницах, колониях, домах престарелых. Играют с детьми, организуют праздники, творческие мастер-классы, театральные представления, прогулки, экскурсии.
«Сделать вместе уроки с ребенком из интерната не менее важно, чем прислать ему игрушки»
Чтобы сделать встречи волонтеров и подопечных регулярными, постоянными и эффективными, нужны деньги. Волонтеры участвуют в проектах бесплатно, это их служение и миссия, они готовы тратить на это время примерно раз в неделю или чаще — у кого как получается. Но есть люди, которые постоянно работают в «Даниловцах» — это координаторы волонтерских групп и специалисты. Они делают то, что не могут делать волонтеры. Они работают! Поэтому основные средства идут на организацию труда в волонтерских группах, на программы по приему и обучению новичков, учебные и психологические — волонтеров со стажем, работу с сайтом и рекламу.
Мне стыдно, что у меня не всегда получается проявить внимание и любовь даже к самым близким людям. Когда я в последний раз собиралась посреди недели и летела на день рождения к маме или бабушке в другой город, как снег на голову, позабыв про работу, обязательства и свои дела тут, в Москве? Все чаще — поставить напоминание в телефон — заказать в интернете доставку цветов или какой-то другой подарок. И какой-то чужой человек принесет отпечатанные на клочке бумаги поздравления. То есть я доверяю другому выполнить за меня мои эмоциональные и социальные функции. Но это лучше, чем если бы я не сделала вообще ничего. И сейчас я доверяю «Даниловцам», и хочу, чтобы они продолжали делать то, что делают. За меня и за нас.