Если собрать 270 тысяч рублей, 15 незрячих получат собак-поводырей, и жизнь их станет намного свободнее. Потому что передвигаться им будет намного проще. И намного счастливее — потому что в ней будет собака. На самом деле, собрать осталось совсем немного — всего девять тысяч рублей.
Здравствуйте, меня зовут Сеня, мне 33 года и я ни разу в жизни не видел собаки-поводыря.
Сказать по чести, я и инвалидов по зрению видел очень мало. В основном, это были люди, ходившие с белой тростью и просившие денег в метро.Честно говоря, эта история вызывает стыд и гнев, именно в этой последовательности. Жизнь таких людей могла бы быть намного лучше. Ведь нужно для этого совсем мало. Но, с другой стороны, мы просто привыкли — еще с послевоенных времен инвалиды в России на публике появляются очень редко. От этой привычки стоит избавляться, не хочется даже объяснять почему. Есть отличный способ сделать жизнь человека, лишенного зрения, полноценной. Называется он — собака-поводырь.
«еще с послевоенных времен инвалиды в России на публике появляются очень редко»
Выученная собака ведет своего хозяина, предупреждает его об опасностях, придает ему определенную уверенность, сама останавливается на красный свет на светофоре (сколько пешеходных светофоров в Москве оснащены этими раздражающими трещотками? Ничтожное количество, между прочим), помогает ему идти по лестнице — работает, короче говоря, его глазами.
Но даже не это самое главное. Собака и в жизни обычного-то человека — невероятная радость и постоянный источник тактильного удовольствия. Гладить собачку, обниматься с собачкой, просто трогать, чтобы удостовериться, что она рядом. А каково это должно быть человеку с ограниченными возможностями? Вот я сейчас в очередной раз отвлекся и пошел щупать принцессу Одри, невероятно аристократичную дворняжку неясных кровей. Подумал, что если бы я был слепой, я бы вообще ничем другим не занимался.
«Собака и в жизни обычного-то человека — невероятная радость и постоянный источник тактильного удовольствия»
Ну и, кроме того, это собака. Собака — значит, мотивация. Значит, что два раза в день, в любую погоду, надо будет выйти из квартиры и пойти с ней гулять. Дождь, снег, ураган, ямы в асфальте, корни деревьев, люди, шарахающиеся от тебя. Ты, шарахающийся от людей. Даже если страшно, непривычно, если настроение плохое или его вообще нет. Все равно ты должен выйти на улицу. Со своей собакой.
И тут возникает проблема. В России примерно триста тысяч незрячих и две школы, в которых дрессируют собак-поводырей. Одна в Екатеринбурге и одна, самая старая и до недавнего времени единственная, в Москве. Обе эти школы выпускают 80 собак в год. Очередь на них растягивается на годы. В России сейчас в среднем всего одна собака на триста незрячих. Для сравнения, в Великобритании — одна на десятерых.
«В России сейчас в среднем всего одна собака на триста незрячих. Для сравнения, в Великобритании — одна на десятерых»
Воспитать поводыря — трудная и штучная работа. Сначала, до года, щенков выращивают в семьях волонтеров. Потом их начинают тщательно дрессировать. Потом приучают к новому хозяину и дрессируют уже обоих — учат слепого контролировать собаку, ухаживать за ней, любить ее. Это, в общем, тоже наука. И на нее, вы будете смеяться, нужны деньги. Для инвалидов и сама собака, и ее подготовка бесплатны. Но инструкторам тоже нужно на что-то жить.
Сейчас центр Центр «Собаки-помощники инвалидов» собирает деньги именно на это обучение. 270 тысяч рублей, которыми можно будет оплатить 150 занятий. Одной паре — незрячий и его собака-поводырь — нужно в среднем десять занятий. Пятнадцать человек смогут получить свободу передвижения и невероятно умного, доброго и приятного на ощупь друга. Нам всего лишь нужно скинуться и собрать сумму, эквивалентную цене подержанной иномарки в неважном состоянии. По-моему, счастье стоит много дороже.