— А ты придешь еще? – вопрос, который задают сироты почти каждому волонтеру, который приходит в детский дом.
Детям остро не хватает общения с внешним миром. И не обязательно потому, что в детдомах так уж сильно плохо. В некоторых, особенно в Москве и других больших городах, детей и в театры вывозят, и на экскурсии отправляют, и в каникулы они отдыхают в летних лагерях. Но все эти выезды гурьбой никак не могут заменить семьи и того общения, которое доступно только лишь в семье.
Не так давно в России обратили внимание на проблемы адаптации сирот. Части из них нужно особенное внимание, чтобы при усыновлении они могли быстрее влиться в новую жизнь. Чтобы они могли, даже если их не усыновят, не пропасть в этой взрослой жизни. Полтора десятка лет назад я впервые столкнулся с волонтерством в детских домах. Хорошо помню эту первую встречу с сиротами. Было страшно – не очень понимаешь, как реагировать и что делать, что говорить и что не говорить. Понимаешь, что нельзя ничего обещать, что нужно просто вот эти полтора часа, три часа отдать сколько можешь своей радости, участия. Мы занимались спортом, устраивали концерты, участвовали в программах по адаптации взрослых сирот к будущей взрослой жизни.
«…чтобы они могли, даже если их не усыновят, не пропасть в этой взрослой жизни»
С того времени прошло много времени и в России волонтерство поднялось на более качественный уровень. Пришло осознание того факта, что даже в детском доме ребенку нужны старшие товарищи, кто-то, кто хотя бы в какой-то степени заменит пока отсутствующую маму или отца, будет в хорошем смысле ролевой моделью поведения для него.
Нам даже трудно представить, как много мы узнаем только в семье. И как пришить пуговицу, и что такое деньги и как ими расплачиваться в магазине, и что такое квитанция и как ее оплатить, и что такое график движения общественного транспорта, и как найти работу, и даже как решать конфликты в семье или вне семьи. Слушайте, даже такая мелочь как объятие, улыбка – даже это имеет значение для маленького человечка. Какие бы ни были чудесные воспитатели – им трудно восполнить то, что может дать именно семья. Группы в детских домах слишком большие, чтобы для каждого сироты воспитатель смогла стать мамой. И здесь незаменимо участие волонтеров. Не только для социализации, но и просто — для развития.
Есть замечательный фильм «Блеф, или с Новым годом!», рассказывающий о жизни сирот в детских домах. Там есть, например, такой фрагмент – волонтер берет на руки ребенка. И это первый раз в жизни ребенка, когда его держат на руках. Потому что у воспитателей на это просто нет времени, даже у самых лучших. Они не могут укачивать малышей столько, сколько это нужно самим малышам для того чтобы наконец-то почувствовать себя нужным, защищенным. Если волонтера нет, то дети укачивают себя сами, и смотреть на это просто невыносимо. Это называется «кризис привязанности», нехватка которой приводит к самым страшным последствиям — дети перестают развиваться умственно, каждый день теряют в весе, несмотря на то, что много едят и продолжают есть даже тогда, когда уже сыты.
«…это первый раз в жизни ребенка, когда его держат на руках»
Кроме того, дети в социальных учреждениях привыкают, что взрослые определяют все в их жизни и просто не понимают, что такое самостоятельность. Всегда в группе, всегда по расписанию, всегда как все. Все усредняется, все упрощается, все уничтожает инициативу.
Россия только начала осознавать, как работать с сиротами, как им помогать. Шанс на лучшее будущее для сирот есть только в том случае, если кто-то даст им этот шанс в настоящем. Конечно, волонтер не заменит папу и маму, но он может повысить шансы, что для этого приветливого и счастливого ребенка папа и мама обязательно найдутся.
Поэтому уже несколько лет в Нижегородской области работает программа «Шаг навстречу» благотворительного фонда «Дети Наши«. Она рассчитана на детей до четырех лет. Волонтеры уже четыре года опекают сирот из домов ребенка Нижнего Новгорода, Выксы, Дзержинска — всего 152 ребенка. Ежегодный мониторинг показывает — у 20 из 24 детей, которые участвовали в исследовании, появились очевидные позитивные изменения. Например, больше чем у половины сократилось отставание показателя веса к возрастной норме, наблюдался также прогресс в психомоторном развитии.
И для того, чтобы таких детей, которые кому-то нужны, стало больше, осталось собрать всего 318 тысяч рублей. Деньги пойдут на оплату труда координаторов программы, бухгалтера, печатные материалы, тренинги для волонтеров. Они, разумеется, приезжают к детям бесплатно, но тренинги нужны для того, чтобы волонтеры знали, как вести себя. Не терялись, как я в тот, первый приезд в детский дом. И знали, что обязательно ответят «да» на тот самый вопрос: «А ты придешь еще?».