Одна солидная книга по социологии называется «Бредущие мимо». Это исследование посвящено бездомным – людям, живущим на улице. Несколько десятков интервью с людьми, мимо которых мы проходим каждый день – с людьми, у которых сейчас нет дома. Обычно их презрительно называют бомжами – сокращение от «без определенного места жительства». Сокращения для именования людей вообще удобная штука – она превращает их вещи, в столбцы в каком-то перечне учета.
Вещи нельзя сочувствовать и сопереживать, ей не нужна помощь. Мы путаем бездомных с профессиональными нищими, хотя они ничего у нас не просят, с пьяницами, которые могут жить и в сталинке неподалеку. Слишком много нужно себе объяснять – зимой самый простой и очевидный способ согреться выпить алкоголь, помыться и постирать вещи на улице негде. И вообще – все виноваты сами – у нас хорошая страна, все зависит от человека – они сами выбирают жизнь на улице. «Не хотели бы – жили бы дома – им уже не помочь», — сказали, и прошли мимо. А улица – это верная смерть, от холода, жары, болезней, нападения подростков или просто садистов, драка за теплое место. Проще определить человека как вещь и со спокойным сердцем отвернуться, вещи ведь не умирают.
Мы путаем бездомных с профессиональными нищими, хотя они ничего у нас не просят
Я часто вспоминаю один короткий эпизод: вечер, вокзал в одном из областных городов, до моего поезда примерно полчаса. В зале ожидания сидит опрятно одетая старушка, дома у нее нет – это видно по стоящим у ее ног огромным тюкам и одежде теплее, чем по погоде. Она разгадывает кроссворды, читает газеты, оставленные пассажирами тут же. Потом она достает из сумки икону, простую, бумажную, с улыбкой смотрит на нее – понятно, что это самый дорогой для нее предмет. Внезапно старушка начинает плакать – о доме ли напоминает эта икона, о детях, о родителях, о родном городе или деревне? Я не спросил – достал из кармана первую попавшуюся купюру, всучил ей и быстро вышел из зала.
Историю этой жизни мне не узнать теперь никогда, я часто бывал на том вокзале – в городе живут мои родственники, а этой бабушки не видел. Помогли ли ей тогда мои деньги? Мог ли я сделать больше? Не знаю. В Москве чувства и вовсе притупляются – сколько бездомных на улицах, разве всем поможешь?
В большинстве случаев – помощь и спасение вполне реальное дело. Дом у многих есть, и семья тоже есть – где-то далеко, там ждут мужа, отца, сына или дочь, а, может, и не ждут, но не потому что не нужен, а потому что человека в мыслях уже похоронили.
Помощь и спасение вполне реальное дело
Истории оказавшихся на улице такие разные и такие похожие. Приехал на заработки – у себя в городе работы нет, или платят копейки – не проживешь, а знаешь, двое детей, в школу собрать, то, се… Объявление увидел – нужны рабочие на стройку (водители, охранники), я мужик рукастый – вот и сорвался с места. Дальше развилка – встретился на вокзале с мужиками, ну выпили, украли сумку, там деньги на первое время были и паспорт, пару дней кантовался у школьного приятеля, неделю у двоюродного брата – потом его жена меня прогнала, куда теперь – дома с деньгами ждут, а не оборванца, может, высижу еще удачи, вернусь на щите.
Возможно, этап встречи с «земляками» человеку удается миновать – но «посидеть с мужиками» можно и после заработков — конец один, улица.
Документы могут забрать и не вернуть работодатели – чаще всего так происходит с мигрантами. Финал чаще всего один – быстрое угасание на улице. Есть и более сложные ситуация – люди верят черным риэлторам, покупают у них квартиры или пытаются обменять свое жилье. Пока есть работа – можно снимать, нет ее – улица.
Чем быстрее приходит помощь, тем больше шансов уберечь человека от смерти. Кому-то нужен только билет, но на него нет денег, паспорт, слава Богу удалось сохранить. Кому-то нужны и документы – ведь без них билет не купишь. Почти всех без исключения нужно уговаривать принять помощь – люди очень часто боятся возвращаться домой в таком виде – «Кому я теперь такой оборванный и ободранный нужен?». А самое главное, необходим человек, который всем этим займется – а это самое сложное. Честно скажем друг другу – мы ведь к бездомному даже ближе, чем на пять метров не пойдем – «запах, грязь, заболеем и умрем». А чтобы тратить время?
Чем быстрее приходит помощь, тем больше шансов уберечь человека от смерти
Не проходящие мимо, нечерствые люди есть. Уже десять лет работает служба помощи бездомным «Милосердие». Только за прошедший год ей удалось спасти с улицы около 1500 человек – отправить домой, найти родственников, которые могли надолго приютить человека и помочь ему встать на ноги, тех, у кого совсем не было выхода определили в приют. Были куплены почти 600 железнодорожных, 76 автобусных билета – билета в жизнь. И это при том, что целенаправленной работой службы возвращение людей домой не было.
В этом году «Милосердие» запустило проект «Возвращение», это было в марте – за этот срок было собрано 352 тысячи рублей, отправлено домой 160 человек, куплено две инвалидные коляски. Но в очереди на отправку домой стоят уже 553 скитающихся по улицам – только за прошлый месяц в службу обратились 363 человека, сказалась ситуация на Украине. Их даже не надо убеждать – билет на поезд, и вот она спасенная жизнь.
Только за прошлый месяц в службу обратились 363 человека, сказалась ситуация на Украине
Этот билет можете купить лично вы – здесь все четко, перечислил хотя бы пятьсот рублей – один человек отправился домой, не замерз на улице, не отравился просроченной едой, не убит из пьяной злости подростками. Сдал сто рублей – и это хорошо, из таких сотен соберется билет. Отдал «Милосердию» старые вещи – тоже важно, многие не хотят ехать домой из-за неопрятного вида, а почти новые брюки или куртка могут повлиять на решение.
Каждый месяц служба на своем сайте публикует отчет – сколько билетов домой приобретено, что куплено.
Как можно помочь – очень просто. Перечислить ту сумму, что считаете нужной. Даже приходить никуда не нужно – пара кликов и кто-то, благодаря именно вашему пожертвованию будет спасен от смерти, а вы сами покинете ряды идущих мимо. Людям в них нечего делать, согласны?