Маленькая девочка с огромным голубым бантом на белых волосах нетерпеливо топнула ножкой. «Купи!» — читалось в возмущенных глазах, обращенных на немолодого уже мужчину в дорогом костюме, стоящего возле палатки с мороженым. Продавщица, прячущая улыбающиеся глаза и легкая растерянность на лице мужчины, которая, впрочем, быстро сменилась отеческой улыбкой.
— Верочка, — мужчина приобнял девочку за плечи, — давай я лучше куплю тебе эскимо.
Голубой бантик понуро опустился.
— Не хочу. Купи мне сестренку.
Мужчина поднял растерянные глаза и столкнулся со мной взглядом. Я уставился в пол и быстро прошел мимо.
В выходные в ГУМе бывает много народу; люди галдят едва ли не празднично, теряются в бутиках, ищут какие-то товары. Вокруг меня множество лиц – это лица, на которых через привычную для них маску столичного безразличия проступают эмоции – настолько живые и настоящие, что до них порой хочется дотронуться. Как приятно смотреть на этих людей.
Как на эту пару – немолодого мужчину и маленькую девочку. Они подошли к палатке с мороженым, девочка явно была чем-то обижена, а мужчина решил таким нехитрым образом поднять ей настроение.
Как её… Верочка.. Знаешь, Верочка, мне родители никогда не позволяли думать, что братика можно купить. Я помню, как когда-то бабушка читала мне «Маленького принца» перед сном, а на следующее утро я попросил папу нарисовать мне братика. Папа посадил меня на колени и состоялась первая в моей жизни беседа о том, что чудес не бывает и братика нарисовать нельзя.
«Папа посадил меня на колени и состоялась первая в моей жизни беседа о том, что чудес не бывает и братика нарисовать нельзя»
А хотелось… Например, когда дрался с хулиганами в школе, а потом дома, размазывая грязь по лицу, объяснял родителям, как поскользнулся на лестнице. Или когда провожал одноклассницу до дома и натолкнулся на её пьяного отца. Брату не зазорно было бы рассказать правду, потому что родителям – это же жаловаться, а брату… как-то совсем иначе. Я не мог объяснить, почему иначе, и вовсе не хотел себе брата с большими кулаками, решавшего за меня все проблемы – вовсе нет. Мне хотелось брата, с которым можно было бы играть в войнушку во дворе, с которым можно было бы спорить, с которым можно было бы даже подраться – но он же никуда не уйдет и не обидится, потому что это брат, а как-то так у них принято. Брата, который просто готов выслушать и оказаться рядом тогда, когда он так нужен.
«Брату не зазорно было бы рассказать правду, потому что родителям – это же жаловаться, а брату… как-то совсем иначе»
Но чудо всё-таки случилось. Когда я стал старше, такого брата нарисовал мне один очень известный фильм. И пусть я закончил институт, устроился на работу и по всем социальным меркам вырос, но, если мне трудно, то я всегда вспоминаю тихий, чуть насмешливый голос из этого фильма, говорящий мне, что сила — в правде.
А правда в том, что брата нельзя нарисовать или купить. Можно лишь помочь обрести своего брата тем, у кого нет даже родителей. Этим занимается программа «Старшие братья старшие сестры». Старшие Братья Старшие Сестры России (Big Brothers Big Sisters of Russia) — это часть международной волонтерской программы Big Brothers Big Sisters, одной из самых эффективных программ индивидуального наставничества для детей в трудной жизненной ситуации. Программа начала действовать в 1904 году в США и распространилась по всему миру благодаря людям, которые переживают за судьбы обездоленных детей. В настоящее время программа активно действует в 13 странах мира (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Германия, Нидерланды, Ирландия, Польша, Болгария, Израиль, Бермуды, Южная Африка, Россия).
Миссия программы наставничества состоит в том, чтобы помочь детям из неблагополучного окружения («Младшим») раскрыть свой жизненный потенциал через профессионально организованное общение с взрослым волонтером-наставником («Старшим»). Дружеские отношения специально подобранной пары взрослый-ребенок строятся под наблюдением профессионалов-кураторов и опытных психологов. Опыт программы показал, что, если уделять ребенку из неблагополучного окружения несколько часов в месяц, то у него появляется радость к жизни и к людям, повышается уверенность в себе, он становится более коммуникабельным, более заинтересованным в происходящем вокруг и склонен уделять большее внимание учебе, а занчит появляется шанс выбраться из круговорота несчастья, который окружает всех детдомовцев начиная с раннего детства.
И, хотя сила в правде, а не в деньгах, без денег, увы, в нашем мире нельзя снять фильм, нарисовать брата или дать возможность сотворить чудо тем, кто способен это сделать. Поэтому участникам программы нужна ваша помощь — для того, чтобы они нашли своих младших братьев и сестер из детских домов. А детям из детских домов — чтобы в их жизни появился кто-то, что расскажет им про правду. Про то, как все, так непохожее на их жизнь без родителей, должно быть. Помочь легко — просто пожертвовать деньги на эту программу — организацию работы волонтеров, психологов, какие-то мелкие, но очень важные бухгалтерские и бумажные вопросы.
Сопровожение одного ребенка в программе «Старшие Братья Старшие Сестры» в течение года стоит около 60 000 рублей. В месяц участие одного ребенка в программе стоит 5 000 рублей. Эта относительно небольшая сумма способна произвести долгосрочные позитивные изменения в жизни ребенка. Оценка эффективности программы за 2013/2014 учебный год показала, что у 46% детей появилось больше уверенности в себе; 36% детей стали более общительными, улучшили свои коммуникативные навыки; 45% стали более самостоятельными; 52% детей стали иметь более четкие представления о своем будущем; у 44% детей расширился круг социальных контактов, социальных связей; 42% детей стали более ответственно относится к своим обязанностям; у 33% детей появились новые увлечения и интерес к социальной жизни; 51% детей стали более организованными.
Ваше пожертвование, подарит одиноким детдомовцам шанс обрести будущее, докажет им, что на земле есть люди, которым не безразлична их судьба. Ведь каждому, чтобы он стал хорошим человеком, обязательно нужно показать хотя бы одно, пусть маленькое, но чудо.