Мы ежедневно, ежечасно, и даже ежеминутно пользуемся большим количеством гаджетов. Это не просто стало для нас привычно – это уже необходимость. Сломался айфон – беда, не работает компьютер – катастрофа. Планшет, на котором мы читаем новости, работаем, пишем тексты, отправляем за день по сто писем и сообщений, – это наша жизнь.
Мы уже не удивляемся, когда наши бабушки и дедушки комментируют и лайкуют наши статусы в фейсбуке, – вполне естественно, что им тоже хочется идти в ногу со временем.
Даже малые дети с двух-трех лет сами включают себе мультики на планшете, играют в игрушки и норовят залезть в нашу почту и социальные сети. Всем нам нужны компьютеры для работы, но, без фейсбука и твитера, наверное, мы протянем. Как-то же мы жили без них раньше…
Но есть люди, для которых компьютер – чуть ли единственная возможность общения, единственное окно в мир, где они могут почувствовать себя не такими одинокими. Эти люди плохо видят и слышат или совсем ничего не видят и не слышат…
Сложно представить, что они чувствуют. Когда нам рассказывают о слепоглухих, чей мир погружен в постоянную темноту и тишину, мы не совсем понимаем, как они живут. Из чего состоит их день? Чему они могут радоваться? О чем мечтать? Когда вокруг – только мрак и тишина…
О чем мечтать? Когда вокруг – только мрак и тишина…
Я, к своему стыду, даже не знала, что у этих людей есть возможность освоить компьютерную грамотность и не просто научиться включать и выключать компьютер, но и работать за ним, писать тексты, читать – словом, делать все то, что мы с вами. Опять же, к стыду своему, я даже толком не знала, что такое шрифт Брайля, который был изобретен в 1824 году! И до сих пор ничего лучше и удобнее его не придумали. Эта уникальная система, рельефно-точечный шрифт, позволяющий слепым читать и писать. С помощью этой системы слепые могут научиться работать за компьютером. Для них сразу открываются множество дверей – в мир зрячих и слышащих, во всемирную паутину, в мир книг, научных статей, новостей, в мир социальных сетей, форумов, чатов.
Как это вообще возможно? Просто к компьютеру подключается брайлевский дисплей – специальное устройство, на котором отображаются символы шрифта Брайля. Вертикальные небольшие штыри выдвигаются из ячеек на дисплее, и слепой человек по ним распознает текст – он ощущает его под пальцами. Помимо, брайлевского дисплея (БД), существует еще и брайлевская клавиатура, но многие слепоглухие обходятся и без нее.
Для них сразу открываются множество дверей – в мир зрячих и слышащих, во всемирную паутину, в мир книг, научных статей, новостей, в мир социальных сетей, форумов, чатов.
Главная и основная проблема на пути к освоению компьютера – это процесс обучения. Для того, чтобы научить слепоглухого им пользоваться, нужны не просто специальные знания, нужен особый, очень деликатный подход. И таких педагогов в России единицы. Дело в том, что для слепых, но слышащих людей сейчас разработаны речевые программы управления компьютером, им обучиться проще, чем системе Брайля, а слепоглухие могут работать только по этой системе. Вторая существенная проблема – недостаток средств на покупку необходимой техники и оплаты работы специалиста.
Совсем недавно, в августе 2014 года, в Москве открылся Благотворительный фонд ТОК (Творческое объединение «Круг»), который занимается реабилитацией слепоглухих.
Руководят им люди, знающие об этих проблемах не понаслышке. Директор Сергей Флейтин, слепоглухой, генеральный секретарь Европейского союза слепоглухих. Он прошел через все трудности и преграды, лежащие на пути слепого человека, который хочет жить как все. Получать знания, работать, читать и писать. Сергей всему научился сам, и теперь посвятил свою жизнь помощи другим людям. ТОК помогает абсолютно всем категориям слепоглухим, причем в течение всей жизни. Главным направлением его работы является обучение компьютерной грамотности. Специалисты проводят занятия, как у себя в центре, так и на дому. И просто творят чудеса.
Сам Сергей может научить слепоглухого пользоваться самыми навороченными гаджетами – и даже смартфонами с сенсорным дисплеем. Говорят, что он обладает совершенно уникальными знаниями и витуозно обращается с техникой. Помимо этого, ТОК устраивает для слепоглухих прогулки, экскурсии, танцевальные студии, театральные занятия, ярмарки, мастерские по производству изделий ручной работы. Для слепоглухих людей подобные мероприятия не просто развлечение – это жизненная необходимость.
Нам кажется невероятным тот факт, что слепоглухие могут совершать научные открытия, писать диссертации, быть в каких-то вопросах прозорливее, находчивее, чем обычные люди…
Нам кажется невероятным тот факт, что слепоглухие могут совершать научные открытия, писать диссертации…
Любопытство и жажда знаний творят чудеса. Приведу всего лишь несколько примеров. Александр Суворов ослеп, когда ему было 3 года, а оглох – в 9 лет. Сейчас ему 61 год. Он доктор психологических наук, им написано и опубликовано свыше 50 научных статей и монографий, он поэт и педагог. Всю свою жизнь он посвятил психологии слепоглухих. Когда в центре при ВОСе Александр впервые научился пользоваться компьютером, его жизнь стала совсем другой. «Творчество мое рванулось вперед с фантастической скоростью, – рассказывает он. – За неполных полтора года я подготовил к защите докторскую диссертацию. Отредактировал большую книгу, ранее введенную в компьютер моими друзьями, и сдал ее в издательство». Но дело не только в том, что Александр смог быстрее закончить свою диссертацию, по сути не прибегая к помощи друзей и коллег:
«Но самое главное — я почувствовал себя полноценным зрячим, если и не слышащим, автором. Я смог избавиться от вечного проклятия — сдавать в печать, по существу, черновики. Уровень моей творческой самостоятельности стал почти равен уровню творческой самостоятельности зрячих».
«Но самое главное — я почувствовал себя полноценным зрячим…»
В какой-то момент Александр уже не мог каждый день ездить в Центр при ВОС – он разрывался между работой и домом – тяжело заболела его мать, ей нужны были уход и забота. Денег же на покупку собственного ноутбука у Александра не было. И вдруг –счастье! Нашлись люди, которые помогли. Генеральный директор корпорации «Эдванс» Николай Никитенко по тем временам за баснословные деньги купил ноутбук Александру. Это случилось в 1996 году.
Сейчас технический прогресс ушел далеко вперед. Теперь слепоглухие могут не только сами писать и редактировать собственные тексты, находить необходимую им информацию в интернете. Они могут использовать Skype, сидеть в чатах, с помощью специальной «программы-говорилки» радоваться такому чуду, как айфон или любой другой смартфон.
«Меня научили пользоваться чатом «WhatsApp» и другими новыми программами… Конечно, пока всё делаю медленно, но, надеюсь, со временем у меня будет получаться быстрее, – признается Наталья Залевская, слепоглухая, которую всему научил Сергей Флейтин, директор ТОКа — способная ученица называет его «компьютерным гением». Наталья не собирается останавливаться на достигнутом: «Теперь меня интересует, как с помощью айфона и GPS-навигации можно самостоятельно ориентироваться и передвигаться в любой местности…»
«Теперь меня интересует, как с помощью айфона и GPS-навигации можно самостоятельно ориентироваться и передвигаться в любой местности…»
Какими радужными кажутся эти перспективы, не правда ли? Какой осмысленной представляется нам жизнь людей, лишенных зрения и слуха, но успешно управляющихся с компьютером. Однако только в очень редких, я бы сказала – в редчайших случаях – слепоглухие имеют возможность научиться им пользоваться. Мы с трудом себе представляем, сколько в России слепоглухих: несмотря на проект фонда поддержки слепоглухих при Агентстве стратегических инициатив по их поиску и анкетированию, скорее всего их затея обречена на провал – о многих инвалидах информации просто нет.
И все-таки мы можем помочь тем, кто так хочет бороться и добиваться результатов. Тем, кто стремится узнать этот мир при помощи компьютера. Творческому объединению «Круг» не хватает денег на покупку необходимой техники. Ноутбук стоит 26 000 рублей, брайлевский дисплей – 129 000 рублей, а ведь еще нужно оплатить и работу специалиста. Всего для ТОК мы собираем 783 000 рублей. На эти деньги центр сможет за год обучить множество человек работе за компьютером: один курс состоит из 20 занятий. За один урок преподаватель получает 500 рублей, его ежемесячная зарплата – 35 000. Даже самое небольшое пожертвование – например, оплата одного часа занятия со специалистом – будет очень весомой, очень нужной поддержкой для всех тех, кто так ждет этой помощи и так надеется на нее. Этот «подвешенный час» станет для слепоглухого шагом в совсем другую новую жизнь, где будет не так страшно и одиноко.
А без нашей помощи они никогда не сделают этот шаг.