«Этой школой мы хотим разорвать шаблон. Инвалид не должен восприниматься как тот, кому нужно давать, — говорит Татьяна Трушова, руководитель проекта «ХоМоНа». — Он должен восприниматься как человек активный, который хочет работать и обладает для этого всеми профессиональными компетенциями». Нет разницы между человеком с инвалидностью и человеком с бородой или же с грудным ребенком — работодателям хорошо бы научиться брать на работу не инвалидов, а специалистов, уверена Трушова. Именно таких специалистов она и хочет готовить, а мы можем ей в этом помочь.

«Школа удаленных профессий» задумана как образовательная часть большого социального проекта для людей с ограниченными возможностями «ХоМоНа» («Хочешь? Можешь. Начинай!») и потому серьезно отличается от других дистанционных программ. Ее создатель Татьяна Трушова, уже запустившая собственную студию публицистики, и большинство преподавателей знают особенности обучения инвалидов изнутри: они сами живут с инвалидностью.

Во время нашей беседы Татьяна вспоминает фразу, которую приписывают братьям Стругацким: «Каждый делает, что в его силах. Один – революцию, другой – свистульку». «Если мы можем делать свистульки, это же не значит, что мы не нужны обществу?» – спрашивает она меня. Ведь образование дает не только знания и умения, но и кое-что еще – уверенность в себе и своем будущем, понимание своих возможностей и прав. Такая вера очень помогает искать и находить работу и профессиональное признание.

Образование дает не только знания и умения, но и кое-что еще – уверенность в себе и своем будущем, понимание своих возможностей и прав

Специфика «Школы дистанционных профессий» заключается не столько в методиках преподавания, сколько в понимании нужных результатов такого обучения. Основная задача школы – социализация. Ученики должны сначала познакомиться и завязать общение друг с другом: это позволит им выработать навыки деловой коммуникации. Только после этого начнется обучение. Оно будет проходить в форме вебинаров, после которых участники самостоятельно выполнят серию заданий и итоговый проект. Сами преподаватели готовы не только к групповой, но и индивидуальной работе с каждым учащимся. Кроме того, с учениками школы будут работать психолог и юрист.

Группы в школе небольшие, но сильные и мотивированные: из 100 претендентов взяли 16 человек, по 8 для каждого курса. «Я рассказала, почему мне интересно и важно это направление», — говорит Диана Халикова из Рязанской области, прошедшая отбор на курс «Создание сайтов». Диане 27 лет, она замужем, растит пятилетнюю дочку. То, что молодая женщина в инвалидной коляске с семи лет, не помешало ей закончить университет и найти работу.

С помощью школы Диана сможет сделать следующий шаг к профессиональной самореализации и помочь другим. «Сайт моей мечты – это сайт, в котором будет полезная информация для людей с ограниченными возможностями и для мам, так как я отношусь и к тем, и к другим, – объясняет Диана. – Я бы хотела создать для них что-то подобное бирже труда и тренингового центра. Многие из нас хотят работать, но не знают, как и где эту работу искать».

«Многие из нас хотят работать, но не знают, как и где эту работу искать»

Будущий преподаватель Дианы Сергей Дубров обещает научить на своих вебинарах основам работы в системе WordPress, которая предназначена для создания блогов и сайтов. В качестве итогового проекта каждый ученик должен будет создать блог на одной из хостинговых платформ с удобной навигацией, красивым дизайном и уникальным контентом. Поскольку навыки ведения блога, как и в целом технологии визуализации контента в сети сейчас очень востребованы, то выпускники курса смогут вести официальные страницы компаний, работать контент-менеджерами и наполнять электронные базы данных.

Второй курс посвящен работе в программе Photoshop. Им руководит Ольга Нефагина – инвалид I группы, дизайнер-верстальщик, фотограф, преподаватель МГГЭИ – института высшего инклюзивного образования. Ольга даст базовые технологии обработки фотографии. По окончании программы ее участники смогут сотрудничать с фотостудиями, фотослужбами печатных и Интернет-изданий, ассистировать дизайнерам и профессиональным фотографам. Поблажек участникам курса не будет: как опытный преподаватель, Ольга считает, что люди с инвалидностью должны работать наравне со всеми, и относиться к себе даже с большей требовательностью.

Ольга считает, что люди с инвалидностью должны работать наравне со всеми, и относиться к себе даже с большей требовательностью

Ольга инвалид с 7 лет: травма детства. В свои сегодняшние тридцать она уверена, что травма предопределила ее постоянное стремление к профессиональному развитию. В семье ей с детства внушали, что она должна много работать, чтобы быть полезной обществу. Сначала у Ольги появились увлечения, потом они стали работой. «Мне самой кажется, что я очень ленивый человек: прихожу домой, думаю, сейчас лягу на диван и буду смотреть кино. Но посмотрю минут пятнадцать и начинаю что-то делать — обрабатывать фотографии, например, — признается Ольга. — Мне приятно, что людям нравится то, что я делаю. Мне хочется заниматься этим и дальше». Уверенность в себе и своем профессионализме — залог успеха в общении с работодателями, которые никогда Ольге не отказывают. Более того, она имеет возможность выбирать себе проекты.

Организаторы «Школы удаленных профессий» держат в разработке еще как минимум семь курсов, среди которых самый важный — «Как найти работу самому». Можно дополнить его название: «…и преодолеть предубеждение работодателей». Много лет назад Татьяне Трушовой удалось переубедить преподавательницу по иностранному языку, которая считала Татьяну не способной к учебе и просила ее перейти на другой факультет. Татьяна показала самостоятельно переведенную книгу, и вопросов к ней больше не было.

Курс позволит избежать типовых ошибок в деловой коммуникации, даст понимание, где искать и находить работу, как презентовать свои знания и умения. Остальные программы, как и две первые студии, сосредоточены на получении базовых практических навыков – это технологии hand-made — дизайна, литературная корректура и редактура, иностранные языки. У Татьяны Трушовой много идей, поэтому в итоге ей хочется найти регулярное финансирование, с помощью которого она сможет запустить работу всей «ХоМоНы» на полную мощность и организовать постоянные рабочие места.

Получение профессии дает возможность взрослым инвалидам жить самостоятельной активной жизнью. «На пенсию человек с инвалидностью живет пассивно и скромно. А если он научится зарабатывать, то захочет и тратить: одеваться, отдыхать, путешествовать, — объясняет Татьяна, добавляя, что нельзя дать денег, чтобы изменить жизнь к лучшему — вообще, абстрактно.  — Но можно дать денег, чтобы мы раскачали лодку и изменили жизнь этих 16 людей. У нас будет 16 побед. 16 историй успеха. 16 профессионалов. В этом главное отличие нашей школы. Мы изменим жизнь этих 16 людей».

Каждый из нас может стать попечителем «Школы удаленных профессий». 100 рублей – это день работы площадки для вебинара. 1000 рублей – это неделя работы куратора занятий. А 1500 рублей – это зарплата преподавателя за полноценный урок, во время которого его ученики сделают еще несколько виртуальных шагов до своей мечты.

У нас будет 16 побед. 16 историй успеха. Мы изменим жизнь этих 16 людей.


Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!