Педагог берет музыкальную шкатулку и по очереди передает ее каждому из ребят, расположившихся в тесном кругу на пластиковых стульях. Это значит, что сейчас будет составлено расписание занятий на этот день. После шкатулки он передает по кругу игрушку из шерсти: день начнется с занятия по рукоделию. Резиновый мячик – это физкультура. Детский сандалик – прогулка. Игрушечная машинка – возвращение домой. Потом все берутся за руки и желают друг другу доброго утра. Кто как может. Педагоги устно. Дети, к сожалению, нет. В этой группе ни один из них не говорит.
Впрочем, «обычных» детей в этом месте и нет. Центр «Пространство общения» МОО «Дорога в мир» создан для детей особенных, с нарушениями развития. Для тех, кому в этом мире не справиться без нашей помощи.
Вова
«Круг», так называется это вводное занятие, заканчивается, и пока те, кто помладше, отдыхают, Вова, высокий парень, самый старший и самый крепкий из всей группы, помогает педагогам убрать стулья. В программах «Дороги в мир» он уже много лет, у него аутизм и умственная отсталость. Он частично понимает речь. Если ему что-то нужно, он берет за руку и ведет, например, к магнитофону или на кухню.
Как только все стулья убраны, Вова идет к двери, за которой проходит класс рукоделия и очень огорчается, когда понимает, что там еще идет занятие у предыдущей группы. Алексей, педагог центра, подходит к парню:
— Погоди немного, Владимир! Мы тоже скоро пойдем валять цветочки!
Сегодня у группы особое задание – сделать подарок к дню рождения одной из мам, Юлии. Она просила, чтобы цветы были обязательно розовыми. Вова с помощью педагога усердно валяет большой розовый цветок. И не догадывается, что и его самого ждет сегодня подарок. У Вовы день рождения. Ему исполнилось 19 лет.
Вова с помощью педагога усердно валяет из шерсти большой цветок. И не догадывается, что и его самого ждет сегодня подарок. У Вовы день рождения. Ему исполнилось 19 лет.
Никита
На занятии по кулинарии Никита старательно режет овощи — самостоятельно, без помощи педагога. Это, казалось бы, простое занятие дается ему не без труда: порой что-то выпадает, порой куски получаются слишком крупными… Но готовить без помощи педагога – это уже большое достижение.
Никите 12 лет. Он очень любит смотреть мультики, ездить в машине и путешествовать. Мальчик числится на домашнем обучении: 2 раза в неделю к нему приходит учительница, которая занимается с ним по полтора часа.
— Школа считает, что этого достаточно, — рассказывает мне мама Никиты Алена. — Если придерживаться только государственной программы, мой ребенок должен сидеть дома, два раза в неделю получать индивидуальные уроки и больше ни с кем не общаться. Да, мы не очень вписываемся в жизнь современного мира. А сюда мы ходим с удовольствием, во-первых, потому что здесь есть дети с особенностями. Никита видит других детей и пытается установить с ними контакт на том уровне, на который он способен. Здесь его любят, его никто не боится, поэтому он чувствует себя комфортно.
В домашних условиях Алена не может обеспечить ему таких занятий, хотя бы потому, что у нее просто не хватает времени и знаний. Потому что ее сын в принципе не умеет играть, как все. Дома он просто сидит и смотрит мультики. И этот Центр – их последняя надежда, то самое «Пространство общения».
Никита видит других детей и пытается установить с ними контакт на том уровне, на который он способен. Здесь его любят, его никто не боится, поэтому он чувствует себя комфортно.
Слава
В группе, которая занимается в «Пространстве общения» по субботам, все ребята уже достаточно самостоятельные: они говорят, читают, некоторые из них даже сами добираются в Центр из дома. Здесь им стараются привить социальные и бытовые навыки: ребята учатся планировать свой бюджет и составлять список покупок, выходят на прогулки, в магазины, музеи… Как раз сегодня нужно решить, куда группа отправится в этом месяце. Варианта два: поездка в океанариум или прогулка по Воробьевым горам.
— Я бы поехал на Воробьевы горы, — улыбается Слава, — там панорама очень красивая.
Слава скоро окончит школу и пойдет в колледж. Он многое знает и умеет, а еще очень любит открывать для себя новые места: составляет для себя маршрут и едет посмотреть, например, на станцию метро, на которой он еще ни разу не был.
Со Славой соглашается большая часть группы, теперь надо решить, что делать сегодня.
— Хорошая погода, может быть, погуляем? – предлагает Антон, педагог группы.
Ребята оживляются и поддерживают идею, а заодно решают купить фрукты и сладкое к чаю. Мы идем в Лефортовский парк, и по пути Антон покупает хлеб, чтобы покормить уток. Мы спускаемся к еще не оттаявшему пруду, и Никита, один из ребят, подходит совсем близко ко льду и бросает хлеб, пока его аккуратно придерживает один из педагогов. В это же время неподалеку от нас молодая мама кричит на ребенка:
— Ты что, ненормальный? Куда ты лезешь? Давай, упади в воду, а мне потом вещи твои стирать придется! Доводишь меня вечно до белого каления! – мать резко одергивает ребенка за капюшон, он начинает плакать. Какой резкий контраст в отношении родной матери к своему ребенку и педагога к подопечному…
Утки накормлены, и мы направляемся к магазину. Пока ребята и педагоги выбирают пирог, мы со Славой отправляемся за фруктами. Слава старательно выбирает фрукты, складывает их по пакетам и отдает взвешивать, рассуждая:
— А ты знаешь, почему нужно есть фрукты? Они полезные. В них есть витамины. А еще они вкусные, сладкие. Ты любишь фрукты?
Потом ребята накрывали на стол, разговаривали, смотрели видео с новогоднего бала: тогда не все прошло гладко, но это событие осталось в их памяти очень ярким и красочным. А потом Сережа, который очень любит читать стихи, решается прочитать нам стихотворение Сергея Есенина, которое нашел для него Антон, и обещает выучить его наизусть.
Занятия в группе на сегодня окончены. Ребята собираются домой, когда Антон спрашивает Славу, поедет ли он сегодня смотреть на какую-нибудь станцию?
— Конечно! – улыбается парень. – Я еду на «Пятницкое шоссе», там я еще не был.
Слава скоро окончит школу и пойдет в колледж. Он многое знает и умеет, а еще очень любит открывать для себя новые места: едет посмотреть, например, на станцию метро, на которой он еще ни разу не был.
Малые победы
Вам кажется все происходящее малозначительным? Ведь другие дети их возраста выигрывают школьные олимпиады или делают что-то еще, от чего их родителей переполняет заслуженная гордость? Но знаете, что я вам скажу? Родители детей из «Пространства общения» также гордятся успехами своих чад. Ведь почти про каждого из них говорили, что они необучаемы и бесперспективны. Их место в интернете, и лучше сдать бракованного ребенка государству, а самим родить еще одного, получше. Те, кто решают ребенка оставить, сами превращаются в изгоев. В единоличной борьбе с тяжелым состоянием малыша, они все больше замыкаются в себе, в своих проблемах, и стена между обычным миром и семьями с особыми детьми становится все выше и прочнее.
«Пространство общения» эту стену разрушает. Здесь доказывают, что все дети обучаемы. Вопрос, чему. Ведь обучаемость – это не только академические знания. Для одного ребенка научиться есть самостоятельно и быть в состоянии сходить в магазин — это большая победа, чем для другого – победить в математической олимпиаде. Для некоторых подопечных Центра награда за эту победу — самостоятельная жизнь, а не погребение заживо в стенах специнтерната в случае, если с родителями что-то случится.
Для некоторых подопечных Центра награда за успешную учебу — самостоятельная жизнь, а не погребение заживо в стенах специнтерната.
«Пространство общения» помогает понять и детям, и родителям, что каждый ребенок может стать счастливее и сделать мир вокруг себя чуточку лучше. Для каждого ребенка здесь составляется индивидуальная программа, которая учитывает его возможности и трудности, и позволяет достигать максимальных результатов в его развитии. Здесь приучают ребенка к различным бытовым делам, дают ребятам основные навыки общения, модели поведения в различных повседневных ситуациях и делах, позволят им заботиться о себе. А родителям таких детей дают знания и поддержку.
Этому Центру необходима наша помощь. Программа растет и развивается, в ней занимается все больше детей, а это значит, что требуется больше преподавателей и больше денег на их зарплаты. Сейчас «Пространство общения» частично финансируют несколько благотворительных фондов, юридических и частных лиц, часть расходов оплачивают родители. Это все позволяет покрыть аренду помещения, частично покупку оборудования и часть оплаты труда педагогов, но этого, к сожалению, все равно недостаточно. Центр хочет нанять фандрайзера, который сможет заниматься привлечением средств на постоянной основе. Тогда программа, такая нужная и важная, сможет работать. А родители смогут быть уверенными, что их и их детей не выбросят за борт этой жизни. Но до этого момента Центру надо собрать деньги на оплату первых шести месяцев работы фандрайзера. Потом он сможет привлекать финансирование на все нужды Центра, и на свои зарплату тоже. Необходима сумма в 547,4 тысяч рублей, из которых 100,6 тысяч уже собраны.
Родители смогут быть уверенными, что их и их детей не выбросят за борт этой жизни.
Остается 447 тысяч рублей. Это много или мало? Для 40 детей, которые сейчас занимаются в Центре, а также для их родителей – это все. Эта сумма откроет им ту самую дорогу в мир. В наш мир. Если вы, прочитав мою колонку, переведете на счет программы ту сумму, что потратите сегодня на кофе или обед, то вся сумму будет собрана. Специалист будет нанят на работу и сделает свое дело. 40 семей не окажутся снова за стеной непонимания и отчуждения.
Мы оставим для этих детей дорогу в наш мир открытой. Я не сомневаюсь. А вы?
Все имена по просьбе координатора программы изменены.