В одной из подмосковных школ-интернатов для детей с умственной отсталостью живет маленький боец, и зовут этого человечка Кристина. Ей всего 14 лет, а ее уже два раза предали люди, которые должны были ее защищать и оберегать. Сначала ее бросила родная семья, потом от нее отказались приемные родители. Большинство из нас в такой ситуации опустили бы руки – часто мы не умеем бороться с проблемами и расклеиваемся из-за малейших неудач. Но только не Кристина. Она не может сдаться, ведь у нее есть цель – стать дизайнером.
А теперь представьте себе: чтобы поступить в дизайнерский колледж, Кристине нужен аттестат об окончании девяти классов общеобразовательной школы. Но ее коррекционный интернат дает выпускникам аттестат лишь об окончании четырех классов. С ним, конечно, тоже можно пойти учиться – в такое же специализированное ПТУ. Единственный шанс Кристины – закончить вечернюю школу и получить обычный аттестат. Но для этого ей необходима помощь репетиторов — их услуги оплачивает для девочки фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Мы живем как будто в разных мирах: дети, выросшие в семьях, и сироты. У нас были семейные ужины, воскресные прогулки и поощрения за успехи в учебе. Да-да, последнее мы не умеем ценить, но ведь именно родители закладывают в нас стремление учиться и искать свое место в этом мире.
Чтобы поступить в колледж, Кристине нужен аттестат об окончании девяти классов. Но ее коррекционный интернат дает выпускникам аттестат лишь об окончании четырех классов.
В мире, в котором я живу, я с детства знала, что я хочу стать журналистом и учиться именно в МГУ. И мои родители делали все для того, чтобы моя мечта осуществилась: в сложный переходный возраст помогали расставлять приоритеты и порой заставляли учиться, поддерживали меня, радовались моим победам, нанимали самых лучших репетиторов и записывали на самые качественные курсы. В моей вселенной я всегда могла быть уверена в том, что моя мечта рано или поздно осуществится, и самой главной трагедией оказались низкие, как я тогда считала, баллы, полученные за ЕГЭ по литературе. Мне казалось, что не может быть ничего хуже. Но давайте заглянем в соседную вселенную.
В том мире у детей никогда не было семьи, а если и была, то все воспоминания о ней окрашены темными тонами: кто-то помнит пьющую мать, кто-то кулак отца, который заносится над хрупкой сестрой, а кто-то предпочитает даже не вспоминать все те ужасы, которые представали перед детскими глазами. Желания и переживания этих детей никому не важны — как личность ни одного из них никогда и не рассматривали.
Кому какое дело, что Саша рисует потрясающие пейзажи и мог бы стать знаменитым художником, если все, что ждет его в будущем, это училище? И какая разница, что Настя мечтает стать врачом, если она никогда не сможет сдать ЕГЭ по биологии и химии на проходной балл, потому что знаний, получаемых в школе недостаточно, а денег на репетиторов нет? И никому нет дела до того, что эти дети могут быть талантливы, что будь у них шанс достойно сдать экзамены, они смогли бы реализоваться в жизни, что им нужна хотя бы небольшая поддержка? Поддержка, которой никогда нет? И постепенно и Саша, и Настя, и тысячи других ребят из детских домов по всей стране начинают отставать от своих сверстников в эмоциональном и интеллектуальном развитии, теряют интерес к жизни и учебе. Что происходит с ними после выхода из детского дома?
И какая разница, что Настя мечтает стать врачом, если она никогда не сможет сдать ЕГЭ на проходной балл, потому что знаний, получаемых в школе недостаточно, а денег на репетиторов нет?
По данным доклада Ассоциации адвокатов России по правам человека, 40% выпускников в первые же годы попадают в тюрьму, еще 40% становятся бездомными, а 10% кончают жизнь самоубийством. И лишь оставшиеся 10% стараются устроить свою жизнь иначе.
В этом нет их вины: выпускнику интерната или детского дома сложно собрать себя и свою жизнь во что-то целостное и успешное. Да, государство не дает сиротам погибнуть: детдомовцам предоставляется жилье и льготы для поступления в университет, но на этом помощь заканчивается. А ведь должны быть созданы условия, позволяющие не выживать, а жить. И начинать нужно именно с образования, чтобы у каждого ребенка из детского дома был шанс успешно сдать экзамены, получить профессию и реализоваться в жизни. Чтобы у каждого из них появился выбор, который они смогут сделать самостоятельно.
И в этом ребятам из детских домов помогает Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», который совместно с Центром равных возможностей «Вверх» разработал проект «Дистанционное образование воспитанников детских домов». Старшеклассники получают возможность заниматься по профильным предметам через скайп и готовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ. Занятия проводят высококвалифицированные педагоги, которые имеют многолетний опыт работы с детьми из подобных учреждений.
Сейчас в рамках проекта обучается 27 детей из Московской, Тульской и Кировской областей. Все эти дети проживают в учреждениях различного типа: в детских домах, приютах, коррекционных интернатах. Каждый из этих ребят имеет свою мечту, свои планы на будущее. Но это будущее подчинено множеству составляющих: допустят ли их до итоговых экзаменов, смогут ли они сдать ГИА и ЕГЭ, и получат ли они аттестат…
Задача перед педагогами зачастую стоит непростая: в дневниках детей в основном одни двойки, а мотивацию к учебе давно уже задавило безразличие окружающих и отсутствие поддержки. Но мотивацию можно легко вернуть, если интересоваться успехами ребенка.
— Кристина усиленно занимается с репетиторами русским языком, математикой, обществознанием, историей, – рассказывает о девочке Светлана Чальцева, координатор проекта «Дистанционное образование воспитанников детских домов». — По природе она гуманитарий, пишет стихи, любит сочинения на свободную тему. Кристина мечтает о путешествии в удивительный Китай, она даже начала составлять бюджет поездки, и попросила нас предоставить ей возможность учить английский. Мы не могли ей отказать!
Для Кристины очень важно, что с репетиторами она изучает программу общеобразовательной школы, для нее это стимул двигаться дальше. Она всегда спрашивает: «А эту тему проходят в обычной школе?» Ведь так хочется почувствовать себя обычным подростком, у которого может, и нет родителей, но все равно есть шанс на лучшее будущее.
Для Кристины очень важно, что с репетиторами она изучает программу общеобразовательной школы, для нее это стимул двигаться дальше.
И мы можем помочь Кристине и другим ребятам, оказавшейся в похожей ситуации. Один урок для одного ребенка стоит 420 рублей. Эти деньги идут на оплату преподавателей. Чтобы проект продолжал работать, нужна и техническая база — компьютеры, модемы, оплата интернета. На все это нужно более 1 миллиона 700 тысяч рублей. И, конечно, собрать эту сумму ребята из детских домов не смогут. Зато мы можем.
У нас с Кристиной много общего: одно имя, небольшая разница в возрасте и, что главное, у нас есть мечта. Но мы, такие похожие, живем в разных вселенных. Не потому, что кто-то из нас лучше или хуже, а лишь потому, что жизнь так сложилась. И мне, и Кристине нужно двигаться вперед к своей мечте, используя все возможности, которые есть в наших вселенных.
Сегодня я, человек из благополучной вселенной, снова нахожусь перед выбором. На этой неделе на моем факультете проходят отборы на модули, а значит, я должна выбрать направление журналистики, с которым свяжу свою жизнь. И знаете, чего я хочу? Чтобы перед таким же выбором мог встать каждый ребенок из детского дома. Чтобы больше не было никаких параллельных вселенных. Чтобы Кристина смогла получить аттестат и стать дизайнером. И чтобы у каждого из ребят из детских домов появилась возможность самостоятельно принять решение, а не пойти по проторенной государством дороге.
Мы можем помочь этому посильной суммой, заплатив хотя бы 420 рублей за одно занятие. А выбор они, наконец, смогут сделать сами.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»