Социальная сеть DonorSearch помогает найти донорскую кровь тогда, когда обычные способы уже исчерпаны.

Один знакомый как-то рассказал мне, почему в студенчестве был донором крови. “Дело в том, что за каждую сдачу крови выплачивали деньги — уже не помню, какие, но у нас не было ничего, а этой выплаты хватало на одну, а то и две бутылки вина. А о том, что мы делаем доброе дело,  кажется, никто не задумывался”. В ответ я фыркала – смешные, но и завидовала, конечно, потому что мне всю сознательную жизнь кровь было сдавать нельзя: сначала из-за отсутствия прописки, потом по показаниям здоровья.  Но на самом деле, какая разница, что двигает человеком, который идет сдавать кровь, если это может кому-то помочь?

Основной показатель состояния донорства в стране — число донорства на 1000 человек.  По данным ВОЗ, для нужд здравоохранения нужно 40 доноров на 1000 человек населения. В России эта цифра ниже в два раза (20 на 1000 человек), и то —  всего в нескольких “продвинутых” регионах, а в целом по стране этот показатель гораздо ниже. Из-за нехватки донорской крови больным не проводят необходимое лечение и срочные операции. Мы постоянно становимся свидетелями этого, когда видим очередной призыв о помощи в социальных сетях: знакомый друзей попал в аварию, чей-то ребенок заболел, родным нужна операция…

По данным ВОЗ, для нужд здравоохранения нужно 40 доноров на 1000 человек населения. В России эта цифра ниже в два раза (20 на 1000 человек), и то —  всего в нескольких “продвинутых” регионах…

Эту проблему не первый год пытается решить проект DonorSearch — сервис для поиска доноров. На площадке регистрируются как те, кто ищет кровь, так и потенциальные доноры. Все, что нужно сделать, если вам нужна кровь,  – это создать заявку на сайте на поиск доноров, указав все необходимые данные (город, группу, резус и тип кроводачи, причину поиска, и сроки, в которые нужно сдать кровь в конкретном центре крови). Донор получает уведомления и может согласиться сдать кровь или отказаться, если ему это по каким-то причинам неудобно.

DonorSearch был основан Русланом Шекуровым почти пять лет назад. Постепенно проект оброс единомышленниками, сформировался костяк команды, появились многочисленные волонтеры со всего бывшего СНГ. Сегодня основу команды составляет шесть человек, все они работают на добровольных началах. На сегодняшний день в системе зарегистрированы 30 тысяч доноров, количество новых регистраций в день — 30-40.

Команда проекта дважды выигрывала грант поддержки соцсетью ВКонтакте стартапов Start Fellows — в марте 2013 года и в декабре 2014 года. Первый грант позволил запустить сайт, создать текущую версию, волонтерские приложения и некоторое время его поддерживать, второй был выдан в виде рекламы ВКонтакте, и пока, по словам Шекурова, не потрачен. В феврале 2015 года проект вошел в список 100 лучших социальных IT-проектов, меняющих мир к лучшему.

Признание со стороны бизнеса важно, но гораздо сильнее впечатляют благодарные отзывы тех, кто нашел доноров с помощью этой системы. Человеку из Уфы с диагнозом “лейкоз”, которому были нужны постоянные переливания, вызвались помочь 16 человек. Человеку из Новосибирска с ранением живота сдали кровь несколько человек. Кровь для недоношенных тройняшек из Екатеринбурга. Для двухлетнего мальчика с ожогами 75% тела. Для пожилой женщины с диагнозом “апластическая анемия”.

Адресный поиск доноров — решение лишь малой части проблем, связанных с донорством в России, считает Руслан Шекуров. Он рассказывает: в его планах — создание полноценного сообщества для доноров: как тех, кто регулярно сдает кровь, так и тех, кто делал это пару раз или просто пока еще просто хочет попробовать сделать доброе дело. “Если центр приема крови может принять кровь у 50 человек в день, именно 50 человек должны приходить в него ежедневно”, — говорит он.

Если центр приема крови может принять кровь у 50 человек в день, именно 50 человек должны приходить в него ежедневно.

Для этого нужно, во-первых, вкладываться в маркетинг самого донорства как явления. Потому что далеко не все понимают, могут ли они сдавать кровь и нет ли противопоказаний. Например, могла ли я предположить, что сильная близорукость — серьезное противопоказание? Не понимают и того, как это сделать и зачем это нужно.

“Зачем это нужно” — это, как раз, во-вторых. Когда представляешь, что кому-то из твоих близких, не дай Бог, может понадобиться переливание крови, или когда видишь отзывы и истории вроде перечисленных выше, хочется агитировать всех друзей пойти немедленно сдать кровь в ближайшую больницу, и поставить себе напоминание в телефоне делать это регулярно. Но человек так устроен, что просто не может постоянно думать о плохом и отгораживается от пугающей информации. Вспомните, многие крики о помощи в социальных сетях мы пролистываем, так как “всем не поможешь”.

Шекуров уверен, что мотивацией к регулярному донорству может стать геймификация его проекта: рейтинг доноров, бейджи, возможность наращивать в онлайне свой авторитет как донора…  А ведь даже та бутылка вина, которую мой знакомый покупал на компенсацию за сдачу крови — тоже вполне себе мотивация. И пусть денежные выплаты донорам официально отменили, но это не отменяет саму возможность материальной компенсации. В планах Руслана — выстроить партнерскую программу, за счет которой доноры смогут получать неденежные поощрения: билеты в кино, скидки на услуги, бонусы в интернет-проектах. Пока эта программа в зачаточном сочетании: с DonorSearch сотрудничает сервис изучения языков Lingualeo, сеть развлекательных центров “Созведие развлечений” и еще несколько компаний. Но полноценно система заработает только в том случае, если к ней присоединятся со своими программами лояльности десятки проектов, региональных и федеральных.

Хорошие и важные планы, не правда ли? Но есть нюанс. Чтобы все это реализовать и чтобы вывести DonorSearch  — а вместе с ним и донорство в стране — на новый виток развития, нужны деньги. Например, на команду, которая будет работать над развитием проекта в режиме полной занятости, а не только в свободное от основной работы время. Для этого члены команды ищут спонсоров, участвуют в грантах… Но тем временем нужны средства и на поддержание текущей работы самой системы. Причем, все, что для этого нужно – 62,5 тысяч рублей в месяц. Смета проекта (на поддержание ресурса, администрирование и обновления) — 750 000 рублей. Собрано на момент написания этого текста — 94 651 рубль. И если не собрать оставшиеся 655 тысяч, не факт, что DonorSearch продолжит свое существование.

А ведь помочь DonorSearch – это помочь, по сути, самим себе.


Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!