Фотограф Михаил Доможилов побывал на гонках тракторов, которые уже больше 10 лет проводятся неподалеку от Ростова-на-Дону

Гонка проходит по пересеченной местности — ямы, вода, щебень. Это не мешает пилотам тракторов развивать скорость до 70-80 километров в час.
Фото: Михаил Доможилов

Жара, грязища, грохот дизельных двигателей — Безумный Макс пришел бы в восторг, но мы не в обезвоженной Австралии, а в полях под Ростовом-на-Дону. 14 лет подряд здесь собираются трактористы со всей страны: и тут они не механизаторы, а пилоты гоночных тракторов.

«Бизон-Трек-Шоу» впервые провели в 2002 году, тогда набралось лишь десять участников. В нынешнем турнире участвовали 28 гонщиков, а за тем, как тракторы «Беларус» на немыслимых для сельхозтехники скоростях прыгали на трамплинах, зарывались носом в ямы с грязью и таранили горящие ворота, наблюдали 35 тысяч зрителей.

Пилотов на соревнования выставляют колхозные хозяйства — в мае-июне на полях как раз нет серьезной работы. Механизаторы начинают готовить тракторы за два-три месяца — ставят турбокомпрессоры, накручивают топливные насосы высокого давления, модернизируют трансмиссию. В качестве топлива — смесь бензина с авиационным керосином. Вокруг кабины монтируют металлический каркас — чтобы пилот не разбился вдребезги, если машина рухнет набок. Полируют диски, красят корпус. Гонки на тракторах — это, в первую очередь, красиво.

Турнир состоит из восьми этапов, каждый из них — отдельная трасса. Суммарная длина всех трасс — 11 километров. Тракторы стартуют парами с интервалом в полминуты. Некоторые трассы — это просто грунтовые дороги, засыпанные гравием, на некоторых заранее роют ямы с водой и грязью, насыпают трамплины и препятствия. На втором этапе вообще есть горящие ворота, в которые надо втиснуться во время гонки.

К концу соревнований на трассе остаются только два пилота — в суперфинале они бьются до двух побед. В этом году верх одержал Али Ахметов из хозяйства ЗАО «Имени Ленина». 25 лет он за рулем трактора в качестве механизатора, а в последнее время — еще и гонщик. В 2013 году Али взял бронзу, в 2014 — серебро, и вот в этом наконец-то победил.

«Страха чтоб не было — это самое главное. Такой трактор на скорости удержать — это очень жестко, — говорит Али. — Все ж таки габарит большой, и никакой амортизации нет. Трясет капитально, по кабине летаешь — это что-то! Но ничё — первые два заезда страшно, а потом в азарт входишь».

Ахметов рассказывает, что несколько месяцев до старта он вместе с другими механизаторами готовил свой «болид»: утром работал в поле, а после этого до двух-трех часов ночи лежал под брюхом трактора.

«Все-таки в этом году я заслужил победу, — рассуждает Али. — На трассе нелегко было — очень достойные соперники. Вообще, мы там друг к другу очень хорошо относимся, все ребята молодцы».

Кабина трактора — это герметично запаянная со всех сторон коробка — так внутрь не попадает грязь и вода. На тридцатиградусной жаре «Беларус» превращается в адскую печку, ревущий крематорий на колесах.

«Просто нужно быть без башки, чтобы в этом участвовать», — разъясняет тракторист Вадим Бокша, который вместе с Али вышел на трассу от ЗАО «Имени Ленина». Бокша — дебютант, и, хотя он не взял призовое место, его заезд вышел самым ярким.

На одном из этапов Бокша шел первым к финишу, и, когда до него оставалось несколько метров, трактор приземлился на одно колесо, стойка треснула, и машина рухнула на бок. Фотограф Михаил Доможилов, снимавший гонку для ТД, даже побоялся подойти ближе к вылезшему из кабины Бокше:

«У него была дикая злость — он же мог быть в пятерке лучших. Он вылез весь в крови, озверевший, снял шлем и швырнул с такой силой, что тот разлетелся на части».

На праздник грязи и бензина местные жители приходят с семьями: «Бизон-Трек-Шоу» — это уже не просто местечковое соревнование механизаторов. Помимо гонок на огромном поле дюжина развлечений: от перетягивания каната и метания гирь до гонок на педальных тракторах для детей.

За первые два места хозяйства-победители получают по трактору, за третье и четвертое — разбрасыватели удобрений. Организаторы отдельно награждают каждого пилота, например, Бокша за экстремальное вождение получил бензопилу, набор гаечных ключей и кубок.

Пилоты вернутся на ростовское поле через год, чтобы снова нырять в грязь, взлетать в воздух и быть не просто механизаторами, а безумными гонщиками российского бездорожья.

Текст: Евгений Берг

Большая часть тракторов принадлежит хозяйствам. В 2015 году здесь сражались механизаторы из Ростовской, Московской, Свердловской областей, Краснодарского и Ставропольского краев и Крыма.
Фото: Михаил Доможилов
Почти все эти тракторы в мирное время заняты на сельхозработах. Впрочем, есть и исключения — некоторые машины механизаторы берегут исключительно для гонок.
Фото: Михаил Доможилов
Фотограф Михаил Дорожилов, объехавший перед соревнованиями несколько хозяйств, рассказывает, что «у трактористов отменное чувство юмора, они очень много курят, не бухают, сидят на кортах. О женщинах — только с уважением. Едят цибулю, сало и мороженое, запивая лимонадом».
Фото: Михаил Доможилов
Трактористы тюнингуют машины на свой вкус. Единственное, что по регламенту запрещено трогать — это тормоза и рулевую систему. Перед стартом все тракторы обязательно проходят инспекцию Гостехнадзора.
Фото: Михаил Доможилов
Пилоты и механики тратят много времени, готовя машины к старту. Возраст некоторых тракторов переваливает за 30 лет, но пилотов это не смущает. «Это же неубиваемая техника», — говорят они.
Фото: Михаил Доможилов
Топливо тоже подвергается моддингу — бензин мешают с соляркой, керосином, добавляют различные присадки. Личный рекорд скорости самого быстрого участника гонок — 105 километров в час.
Фото: Михаил Доможилов
Кабину гоночного трактора монтируют так, чтобы внутрь не попадала грязь с трассы. Впрочем, как говорят гонщики, после пары рвов с водой вся кабина все равно насквозь мокрая.
Фото: Михаил Доможилов
Помимо инженерных решений — специальных дуг и ремней безопасности — организаторы страхуют каждого гонщика на миллион рублей.
Фото: Михаил Доможилов
На жаре — а температура в день соревнований подскочила до 30 градусов — кабина трактора превращается в парник.
Фото: Михаил Доможилов
Али Ахметов со своим трактором Кормильцем.
Фото: Михаил Доможилов
Среди участников шоу есть новички, а есть и матерые механизаторы, проработавшие за рулем по тридцать лет. Самому старшему участнику гонок — 65 лет.
Фото: Михаил Доможилов
Трасса не слишком отличается от российских проселочных дорог. Любой городской автомобиль тут не то что встанет намертво, а попросту утонет.
Фото: Михаил Доможилов
На соревнования съезжаются не только работники хозяйств, приезжают и городские жители. Последние четыре года аудитория шоу стабильно переваливает за 30 тысяч человек.
Фото: Михаил Доможилов
На этапе № 2 организаторы поставили горящие ворота — зрители обожают эту часть соревнований. Один из тракторов сшиб опору, но горящее крыло довольно быстро потушили.
Фото: Михаил Доможилов
Вадим Бокша вылезает из опрокинувшегося перед финишем трактора.
Фото: Михаил Доможилов
Бокша сетует на стойку переднего колеса: мол, он с командой сто раз перебрал трактор, а все равно попалась бракованная деталь.
Фото: Михаил Доможилов
Соревнования начинаются в 10 утра, а к двум часам дня все этапы завершаются.
Фото: Михаил Доможилов
Али Ахметов (слева) принимает поздравления от фанатов. Он говорит, что помимо работников его хозяйства, к нему подходили и совсем незнакомые люди — восхищались, выражали поддержку.
Фото: Михаил Доможилов
Хозяйство ЗАО «Имени Ленина», от которого выступали Бокша и Ахметов, каждый год обязательно устраивает праздник в честь гонок на тракторах — вне зависимости от результата.
Фото: Михаил Доможилов
В следующем году «Бизон-Трек-Шоу» снова пройдет на полях Придонья.
Фото: Михаил Доможилов

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Текст
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0

>

Фото: Михаил Доможилов
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: