У кого что болид
Жара, грязища, грохот дизельных двигателей — Безумный Макс пришел бы в восторг, но мы не в обезвоженной Австралии, а в полях под Ростовом-на-Дону. 14 лет подряд здесь собираются трактористы со всей страны: и тут они не механизаторы, а пилоты гоночных тракторов.
«Бизон-Трек-Шоу» впервые провели в 2002 году, тогда набралось лишь десять участников. В нынешнем турнире участвовали 28 гонщиков, а за тем, как тракторы «Беларус» на немыслимых для сельхозтехники скоростях прыгали на трамплинах, зарывались носом в ямы с грязью и таранили горящие ворота, наблюдали 35 тысяч зрителей.
Пилотов на соревнования выставляют колхозные хозяйства — в мае-июне на полях как раз нет серьезной работы. Механизаторы начинают готовить тракторы за два-три месяца — ставят турбокомпрессоры, накручивают топливные насосы высокого давления, модернизируют трансмиссию. В качестве топлива — смесь бензина с авиационным керосином. Вокруг кабины монтируют металлический каркас — чтобы пилот не разбился вдребезги, если машина рухнет набок. Полируют диски, красят корпус. Гонки на тракторах — это, в первую очередь, красиво.
Турнир состоит из восьми этапов, каждый из них — отдельная трасса. Суммарная длина всех трасс — 11 километров. Тракторы стартуют парами с интервалом в полминуты. Некоторые трассы — это просто грунтовые дороги, засыпанные гравием, на некоторых заранее роют ямы с водой и грязью, насыпают трамплины и препятствия. На втором этапе вообще есть горящие ворота, в которые надо втиснуться во время гонки.
К концу соревнований на трассе остаются только два пилота — в суперфинале они бьются до двух побед. В этом году верх одержал Али Ахметов из хозяйства ЗАО «Имени Ленина». 25 лет он за рулем трактора в качестве механизатора, а в последнее время — еще и гонщик. В 2013 году Али взял бронзу, в 2014 — серебро, и вот в этом наконец-то победил.
«Страха чтоб не было — это самое главное. Такой трактор на скорости удержать — это очень жестко, — говорит Али. — Все ж таки габарит большой, и никакой амортизации нет. Трясет капитально, по кабине летаешь — это что-то! Но ничё — первые два заезда страшно, а потом в азарт входишь».
Ахметов рассказывает, что несколько месяцев до старта он вместе с другими механизаторами готовил свой «болид»: утром работал в поле, а после этого до двух-трех часов ночи лежал под брюхом трактора.
«Все-таки в этом году я заслужил победу, — рассуждает Али. — На трассе нелегко было — очень достойные соперники. Вообще, мы там друг к другу очень хорошо относимся, все ребята молодцы».
Кабина трактора — это герметично запаянная со всех сторон коробка — так внутрь не попадает грязь и вода. На тридцатиградусной жаре «Беларус» превращается в адскую печку, ревущий крематорий на колесах.
«Просто нужно быть без башки, чтобы в этом участвовать», — разъясняет тракторист Вадим Бокша, который вместе с Али вышел на трассу от ЗАО «Имени Ленина». Бокша — дебютант, и, хотя он не взял призовое место, его заезд вышел самым ярким.
На одном из этапов Бокша шел первым к финишу, и, когда до него оставалось несколько метров, трактор приземлился на одно колесо, стойка треснула, и машина рухнула на бок. Фотограф Михаил Доможилов, снимавший гонку для ТД, даже побоялся подойти ближе к вылезшему из кабины Бокше:
«У него была дикая злость — он же мог быть в пятерке лучших. Он вылез весь в крови, озверевший, снял шлем и швырнул с такой силой, что тот разлетелся на части».
На праздник грязи и бензина местные жители приходят с семьями: «Бизон-Трек-Шоу» — это уже не просто местечковое соревнование механизаторов. Помимо гонок на огромном поле дюжина развлечений: от перетягивания каната и метания гирь до гонок на педальных тракторах для детей.
За первые два места хозяйства-победители получают по трактору, за третье и четвертое — разбрасыватели удобрений. Организаторы отдельно награждают каждого пилота, например, Бокша за экстремальное вождение получил бензопилу, набор гаечных ключей и кубок.
Пилоты вернутся на ростовское поле через год, чтобы снова нырять в грязь, взлетать в воздух и быть не просто механизаторами, а безумными гонщиками российского бездорожья.
Текст: Евгений Берг