Публичная деятельность

Фото: Влад Чиженков

Художник из Санкт-Петербурга Вика Бегальская рассказала о том, как ей удалось поставить спектакль с питерскими секс-работниками и о том, почему она поддерживает легализацию проституции

Кажется, что Санкт-Петербург весь состоит из «салонов». Здесь невероятное количество индивидуальных секс-работников — девушек и не только. Есть те, кто стоят на заправках, — это, в основном девушки, которые нуждаются в дозе наркотиков и готовы на все, лишь бы выжить.

Вика БегальскаяФото: Александр Вилкин

«Я ездила с автобусом «Гуманитарное действие», общалась с ними», — рассказывает петербургская художница Вика Бегальская. — «Волонтеры раздают девушкам на заправках шприцы, презервативы и смазку. Эти люди на грани выживания, их цель — это сегодня не умереть в ломках, сегодня найти дозу, сегодня быть избавленными от страданий».

Вика Бегальская известна тем, что писала портреты петербургских проституток, а затем поставила с ними кукольный спектакль, номинированный в 2015 году на главную независимую премию в области современного искусства «Инновация».

«Все началось с «Серебряной розы» — это ассоциация секс-работников», — рассказывает Вика. — «Мы связались с их президентом Ириной Масловой и договорились о том, что проведем для секс-работников несколько воркшопов. Девушки рисовали сами, было создано около десяти произведений, и все это было показано 17 декабря, в Международный день защиты секс-работников, в Сахаровском центре.

Александр ВилкинФото: Вика Бегальская

А через год у меня возникла идея создания кукольного спектакля на основе их интервью. Я пригласила Александра Вилкина, художника из Санкт-Петербурга, мы стали привлекать секс-работников к совместной работе над спектаклем. Я просила их рассказывать грустные и смешные истории из их опыта. Описывать, как им кажется, их видит общество, и как они сами себя позиционируют. Себя они описывают такими словами: «добрая», «веселая», «контактная», «аккуратная», «нежная». А общество по отношению к ним употребляет слова: «злодейка», «бездельница», «необразованная» и похлеще. Такие очень контрастные вещи.

Сценарий спектакля «Пояс Афродиты» был написан на основе историй проституток. Мы просили их делать эскизы кукол. Потом Вилкин сделал объекты — скульптуры и куклы. Дальше мы подготовили спектакль, в процессе работы организовался коллектив».

Как быть хорошей проституткой

Алла — ее история про четырехчасовую огуречную анальную пенетрацию открывает спектакль — работает в «студии». По ее собственным словам, на работе она колет, режет, зашивает, ставит катеттеры и делает фистинг лодыжкой. У ее матери кошачий приют на Украине, и Алла каждое утро отправляет им деньги. «Это сплошное колесо, которое никогда не заканчивается, и проклинаю тот день, когда я начала этим заниматься», —говорит она.

Оля — администратор в салоне, ее история в спектакле — про Скунса. Так она звала одного клиента, которого даже бесполезно было мыть — он все равно вонял. Но только в спектакле она могла сказать клиенту, что от него воняет. Оля — за легализацию: «Случись у меня какая-то проблема, куда мне идти? К дядьке-крышке? Он мне скажет: «Это ваша внутренняя проблема, разбирайтесь сами». А так я бы пошла в организацию, которая курирует этот момент. Сейчас ты не вызовешь ни полицию, ни ту же элементарную скорую помощь. У меня у знакомой девочки в салоне приступ эпилепсии начался, и никто не знал, что с ней делать. И в результате они ее выкинули просто во двор. Что с ней дальше будет, это никого не волновало, ни хозяина, ни полицию, ни скорую помощь. Защищенности никакой нету».

От Веры в спектакль вошла история про старика: «Понимаешь, наступает такое время, когда уже не надо спрашивать, сколько человеку лет — видно же, когда дедушке семьдесят или восемьдесят. Ему ничего не было надо, только полежать с ней. Он заплатил за час — сначала полчаса раздевался, потом полчаса одевался».

Лена В. одна воспитывает троих детей. Она участвует в благотворительных забегах «Адресная помощь детским домам» и мечтает открыть домашний детский дом. У нее есть коллега, которая уже воспитывает приемного ребенка.

Ольга написала для спектакля монолог «Как быть хорошей проституткой», — о том, как совмещать роли жены, секс-работницы и матери. Она говорит, что многие попали в эту профессию случайно. По ее мнению, когда проституцию легализуют, в Петербурге должно остаться пятьдесят салонов, где будут работать настоящие «лэди», как она, а остальные пусть идут в продавщицы. Сейчас в Санкт-Петербурге, по некоторым данным, около двух тысяч публичных домов. Официальной статистики нет.

Феминистки против

Премьера спектакля «Пояс Афродиты» состоялась 31 октября 2014 года в галерее «Люда». После спектакля был круглый стол, посвященный проблеме стигматизации работников секс-индустрии.

Петербургские феминистки этот круглый стол запомнили надолго — дискуссия после спектакля длилась 5 часов, и все в итоге перессорились. С позицией Вики — за легализацию проституции — большинство феминисток не согласны. Многие считают, что необходимо запретить проституцию и наказывать клиентов, которые ходят к проституткам. Но позиция «нужно запретить проституцию» хороша в теории, а в нашем обществе она есть, в ней заняты тысячи людей в одном только Петербурге, и на практике у этих людей сейчас нет никаких прав.

«Ужасно, что в наше время общество стигматизирует тебя из-за рода твоей деятельности», — говорит Вика. — «Общество считает эту профессию недостойной — я считаю, это несправедливо. Любой человек вправе распоряжаться своим телом и выбирать свою судьбу, и никто не вправе его осуждать за это. Чем грузчик или балерина лучше проститутки? Они тоже зарабатывают деньги своим телом. Но из-за того, что общество считает тебя недостойным, ты оказываешься из него вычеркнутым, и тебя готовы заплевать, растерзать — мне кажется, это нехорошо. Нужно менять эту ситуацию. Я сама в каком-то смысле стигматизирована — я художница, достаточно низко оплачиваемая, коммерчески не успешная. Я не продаю свои работы задорого, не делаю коммерческого искусства. Я тоже многим не нравлюсь. И нахожусь вне прагматически настроенной части общества.

Карина Кэт Вумэн Дулина открывает спектакль стихотворением Дмитрия Пименова «Молитва Афродите».Фото: Влад Чиженков

Но я могу постоять за себя и не могу сказать, что не включена в общественные процессы. Посредством искусства я могу рассказать о своей точке зрения. Большинство секс-работников не имеют доступа ни к информационным ресурсам, ни к культуре, и многие с этим смирились».

Спектакль был показан в Москве, живьем на сцене ГЦСИ, был аншлаг. А дальше все вернулись в Петербург и занялись своей привычной деятельностью. Вика Бегальская затеяла следующий проект: начала собирать истории проституток, чтобы потом их могли обработать и проанализировать социологи.

Марина выступает с монологом «Творческая самореализация в рамках профессии секс-работницы».Фото: Влад Чиженков

«Мы собираем уже два месяца такие интервью», — рассказывает Вика. — «Я привлекла социолога Александра Кондакова из ЦНСИ, мы создали опросник, там баллы, подсчеты, глубинные развернутые интервью. Саша предложил немного изменить схему: чтобы интервью секс-работники брали сами друг у друга. У нас прошла встреча, и он им раздал опросные листы. После этой встречи секс-работники сами предложили внести еще несколько вопросов, очень важных. Например: получаете ли вы удовольствие от своей работы? Испытывали ли вы насилие? Есть ли у вас мечта? Помогает ли вам владелец салона выпутываться из ситуаций с полицией? Есть ли на вашем рабочем месте «красная кнопка», чтобы в случае опасности вызвать охрану? Заботится ли владелец салона о гигиене? Участвует ли он ли в охране здоровья работников?»

Все люди — секс-работники

В 2013 году Вика Бегальская и другая художница Оксана Саркисян создали «Профсоюз сексуальных работников». Его основная идея в том, что все члены капиталистического общества — секс-работники, потому что они все эксплуатируются, в том числе и сексуально. Кроме того, Вика открыла группу «Тереза» — творческий союз, в который может вступить каждый: «У меня захватывает дух, когда людей, которые очень далеки от современного искусства, удается заинтересовать творчеством», — говорит она. — «Я очень горжусь тем, что один из участников спектакля — он там в красном платье, его зовут Коля, сценический псевдоним Тайра Дэнс, — сам написал сценарий и сам поставил на сцене ГЭЗ-21 (Пушкинская, 10) спектакль о любви русского и французского секс-работников.

Танец Тайры ДенсФото: Влад Чиженков

Француз по имени Тьери приехал на спектакль «Пояс Афродиты», Тара влюбилась и написала целое произведение и в танце его показала. По-моему, я была счастлива больше, чем сама Тара. В любом случае, это странная ситуация, когда весь город оклеен рекламой секс-услуг, но при этом секс-работники как бы отсутствуют в нашем обществе. Мне дико интересно из ничего делать что-то. Получается, что из пустоты возникает и сам герой, и художественное произведение».

P.S.

Стихотворение Дмитрия Пименова, давшее название спектаклю:

«Молитва Афродите»

Пеной тебя породившей
Из океана вечного живущего
Созданием волн
Пеной омой наши встречи
Встречи с подбитыми
Твоей артиллерией
Смой с нас измену
На счёт раз-два-три
Медом забвения
Смажь стрелы Эрота
Твоего молний дателя
Забывать научи об узах
Плотской любви
Мужа своего ты медоблестящая
Вулкана кузнеца с Олимпа величественного
Как цепи ковать так и расковывать
Мы бы могли в дар оставляя
Наслаждениями тел своих
Приюти в дикую нежную боль
Все страдания наши.

Редакция сайта «Такие дела» благодарит Вику Бегальскую за предоставленные материалы.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких Дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Материалы по теме

Помогаем

Всего собрано
354 472 060 R
Все отчеты
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: