По случаю начала учебного года мы решили посмотреть на российские школы с необычного ракурса и выяснили, как в них обстоят дела с туалетами
Митя, 10 лет, школа 1520, Москва
В туалетах у нас есть двери, они запираются, но туалетной бумаги нету. Точнее, она иногда бывает, ее приносит уборщица, кладет в держатель, но приходят ребята с третьего этажа и ее зачем-то уносят, а иногда просто весь рулон рвут и выбрасывают в помойку. Они иногда бегают по этажам и доводят дежурных.
В классе хихикают, когда кто-то идет за туалетной бумагой к шкафчику у учительницы. Я один раз на продленке брал туалетную бумагу, когда никого не было. Девочки тоже стараются это делать незаметно. У нас мальчишки даже над друзьями смеются, могут под стол забраться и оттуда хихикать. Я тоже немножко хихикал. Что смешного — не знаю. Ну смешно, что девочки посреди урока идут за туалетной бумагой.
Иллюстрация: Ольга ХалецкаяА однажды мой одноклассник во время урока увидел, что кто-то идет за туалетной бумагой, и на весь класс закричал: «Аааа, он срать пошел!»
Никита, 13 лет, школа 945, Москва
Мыло у нас в туалете всегда есть, но лично я не могу вспомнить, чтобы в туалете когда-либо была туалетная бумага. Я стараюсь не ходить в школе в туалет. Если очень надо, то у учителя всегда есть бумага, в самом классе, в шкафчике, — можно попросить и дадут. Но я этого никогда не делал. У нас дети друг над другом не смеются в этот момент.
То, что надо брать бумагу в классе, меня не удивляет, если честно. Наверное, я, как и все, привык. В туалетах у нас чисто, есть специальная комнатка для уборщика, обычно пахнет не то что бы свежестью, а хлоркой.
Эля, 10 лет, школа 956, Москва
У нас в школе нет туалетной бумаги. Это еще с первого класса. Где ее в школе взять — не знаю, ее у нас нет. Я ношу свою с собой из дома. Держателей для туалетной бумаги тоже нет. Двери на кабинках есть. Некоторые не запираются. В туалетах чисто. Меня это не смущает, можно из дома же взять. Так мы все и делаем.
Ася, 9 лет, школа 71, Санкт-Петербург
Нету бумаги. Мы вырываем листочки из черновиков. Но однажды девочка из соседнего класса просидела в туалете полчаса. Все эти полчаса она трясла, прошу прощения за выражение, попой, пыталась почиститься. А когда начался урок, она решила уйти домой. «Я пошла переодевать трусы» — сказала она. Так просто из школы не выйти, там охранник сидит. Но он отвернулся куда-то, и она выбежала. Она очень переживала, что такое случилось, возмущалась. Мы были то ли в первом, то ли во втором классе. Приду 1 сентября в школу, может, там будет бумага. Но, наверное, только на праздничный день.
Ксения, 10 лет, школа 20, Красногорск, Московская обл.
Учителя, как я замечаю, тоже парами ходят в туалет: одна сходит, а другая сторожитТвитнуть эту цитату У нас туалет так себе, не очень комфортный. Пахнет. Кто-то за собой не смывает. Я стараюсь ходить в туалет дома. В кабинках нет дверей. Мы друг друга сторожим, одна девочка заходит, другая у двери стоит. Стесняемся, но ничего.
Учителя, как я замечаю, тоже парами ходят в туалет: одна сходит, а другая сторожит, или у них есть ключ от входной двери, и ее можно полностью закрыть. Туалетная бумага бывает, но очень редко. Некоторые одноклассники с собой приносят.
Директор московской школы, анонимно
Есть школы, в которых педагоги боятся детей и не доверяют им. Считается, что дети — это дикие животные, и отношение к ним должно быть соответствующее, поэтому им нельзя давать туалетную бумагу. Они ее утопят в туалете и сожгут. Мне досталась убогая и убитая школа, можно сказать, кладбище надежд. Там не было никакой туалетной бумаги в туалете. Считалось, что она есть у классного руководителя. То есть какая-нибудь восьмиклассница должна была пойти к Марьиванне и сказать: «Марьиванна, дайте мне туалетную бумагу». Не знаю, как это назвать, это, по-моему, преступление против человечности.
Когда я это узнал, сказал: «так дело не пойдет». Учителя возмутились: «Ведь если мы дадим бумагу, то ее утопят и сожгут». Я сказал: «Да, дети так и сделают, но потом им это надоест. И мы будем ее вешать до тех пор, пока эта достаточно нехитрая развлекаловка не потеряет свой эффект новизны».
Я заставил закупить гигантское количество бумаги, и мы ее стали вешать. Я это называл туалетной революцией. У меня был завхоз, который решил, что он каждый день должен мне докладывать, что все нормально, туалетная бумага везде развешана.
Действительно, школьники ее жгли. Но вяло, нельзя сказать, чтобы прямо война шла. Я обсуждал это со старшеклассниками. Я говорил: «Вы понимаете, что если в туалете нет туалетной бумаги, то это чудовищно?». А они мне отвечали: «Да нет, нормально все. У нас всегда с собой, если чё».
Сказать что дети страдают, нельзя — они приспосабливаются. Есть забитые ребята, вот они страдают, им точно это нужно. Двери я сделал раньше, когда был ремонт, но мало того, что двери, я заставил сделать изнутри щеколды. Мне говорят: «Они будут запираться, курить в туалетах». Но у меня тяжелые школьные воспоминания, я не могу себе представить ситуацию, когда дверь есть, а она не запирается.
В классе хихикают, когда кто-то идет за туалетной бумагой к шкафчику у учительницыТвитнуть эту цитату Я считаю, что это очень важная тема, любой нормальный человечный директор с ней справляется на раз-два. Нужны правильные диспенсеры, потому что, если это простой пластмассовый диспенсер, то он действительно спровоцирует желание его сорвать. Это должен быть дорогой диспенсер на ключе, который нельзя вырвать, куда много бумаги помещается. Конечно, завхоз будет сопротивляться, он же экономит все, а как обидно, что с утра повесил, а вечером и нет ничего.
Надо признать, дети действительно тратят бумагу чудовищно, разматывают просто так или достают весь рулон, чтобы бросить его в кого-то. Так что за этим стоит культура не только педагогического коллектива, но и необходимость вырастить ответную детскую культуру.
Нет ничего страшнее, чем маленький ребенок в началке, оказавшийся без туалетной бумаги и плачущий. Это антипедагогично со всех сторон. На бумаге школа не разорится. Но приходится рационально использовать ресурс, все равно приходится экономить. За первым жестом щедрости дальше надо говорить с детьми на тему экономии, отношения к ресурсам, электроэнергии, к воде, которая течет, и о культуре использования туалетной бумаги.
Ефим Лазаревич Рачевский, директор ГАОУ ЦО № 548 «Царицыно»
Еще в стародавние советские времена, когда директора приходили на совещание в какую-нибудь школу, они оценивали ее уровень культуры, равно как и учебные достижения, по тому, что там происходило в туалетах. В каком состоянии канализация, проржавели ли трубы, есть ли запах табака. О туалетной бумаге тогда и не мечтали, это было недоступной роскошью, туалетная бумага была исключительно для партийно-хозяйственной элиты. А простые граждане использовали, как правило, газету. Не помню, какую именно, но по-моему, это была одна из московских газет, у нее была наиболее мягкая по своей консистенции бумага. Никто тогда не задумывался над тем, что из-за газеты в организм человека могут попасть какие-то вредные соединения, что это опасно.
Позже над туалетами стали задумываться. В то время, когда появилась мысль о конкурентности нашего образования, и вышел новый закон об образовании 1990 года, кем-то была написана статья примерно с таким названием: «Школьный туалет — системообразующий фактор качественного образования». И это действительно так.
Иллюстрация: Ольга ХалецкаяС нынешними туалетами проблема первая: конструкция. В старых зданиях, а большая часть школ — это именно старые здания, есть вестибюль. В нем расположены туалеты: в них есть второе фойе, где моют руки, и помещение с унитазами. Такой двухкомнатный вариант. К чему это раньше приводило — как правило, никто руки не мыл, все напрямую шли к унитазам и писсуарам, остальное свободное пространство использовалось как место публичных сходок и курения. Я учился в 60-е годы, и туалет располагался метрах в пятидесяти от школьного здания, даже в морозы все бегали туда покурить, пообщаться. Точно так же, как для советских граждан кухня стала своеобразным клубным местам, где можно было послушать Би-би-си и рассказать анекдот, для школьников таким местом стал школьный туалет. Сейчас ситуация изменилась: туалетная культура вышла на новый цивилизационный круг. На сегодняшний день в приличных школах не просто чистые туалеты, а они снабжены приспособлениями для жидкого мыла, есть сушка для рук, зеркало и так далее. Разумеется, в таком прикольном месте рука не поднимается использовать это все в гнусных целях.
Лет 17 назад, когда мы не жалели средств на покупку туалетной бумаги, с ней происходили разные метаморфозы: рулоны разматывались, из них делались невообразимые вещи, кто-то в отместку за поставленную двойку эти рулоны целиком запихивал в унитаз, школьная канализация захлебывалась, приходилось вызывать аварийную службу. Естественно, администрация догадывалась, кто это делал, но доказать что-либо было невозможно. Я знал одну школу, где этим занимался учитель музыки. Ему недодали часов, сократили его нагрузку.
Если вы помните, в период всеобщего вандализма уничтожались таксофоны, на свежепокрашенных заборах буквально через два часа появлялась незабываемое слово из трех букв. Постепенно, когда туалетная бумага и чистый туалет перестали быть предметами роскоши, а стали привычными, они перестали быть объектом для издевательств, все успокаивались.
Иллюстрация: Ольга ХалецкаяЕсть и вторая проблема, существенная — в России до сих пор существуют школы, которые не имеют канализации и снабжения горячей водой. Если не ошибаюсь, таких около 20%. Естественно, в этих школах туалет выглядит примерно как где-нибудь в военных лагерях. Или в сельской местности туалет находится в отдельном строении, где, разумеется, не может быть никакой туалетной бумаги, зимой холодно, летом мошки, запах.
Мы строим новое здание, и там будет пуританский туалет, почти как в самолете. Прямо в коридоре открывается дверь, за ней — небольшое помещение, в этом помещении: унитаз, небольшая раковина, ну и все остальное. Но туда может попасть только один человек, вдвоем поместиться невозможно. Таким образом туалет больше не может быть местом неформального общения. Нет необходимости делить туалеты на мужские и женские. Свободно — заходите, но их должно быть гораздо больше. Сейчас много дизайнерских возможностей, так что это не только не портит школьное здание, а наоборот его украшает.
Если мы возьмем рейтинг российских школ, сопоставим его с качеством туалетов указанных школ, то увидим почти стопроцентное совпадение. Чем комфортнее школьный туалет, тем выше рейтинг школы.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»