Светлана Сорокина о том, что еще нужно успеть прямо перед Новым годом

Несколько дней назад я познакомилась с волонтером, который последние два года был наставником у мальчишки-сироты из интерната. Общался, помогал, приглашал в свою семью как старший брат. И с его подопечным, Артемом, тоже познакомилась. Сейчас ему уже 18 лет, и весь последний год они вместе решали трудную задачу, — куда дальше идти учиться, кем быть? Листали справочники и сайты, звонили в самые разные учебные заведения, советовались, спорили…

Ваши дети еще учатся в школе? Вы уже знаете, куда они будут поступать? Хорошо, если так. Вы можете посмотреть на своего ребенка и вместе решить, что ему интересно, чего он хочет, есть ли у него какие-нибудь профессиональные склонности. Вы можете пригласить репетиторов, записать ребенка на подготовительные курсы, можете подключиться самим: мотивировать, заинтересовывать, подталкивать…

Как же трудно делать этот выбор! Моя дочь сейчас в восьмом классе, но уже требует от меня совета: к чему, на мой взгляд, она способна более всего?

А теперь представьте, что выбор за вашего ребенка делает система, не думая о том, что ему интересно, к чему он больше способен и какой он вообще. Ну, например, мечтает ваш ребенок стать ветеринаром, а система направляет его в столярный техникум. Просто потому, что системе так удобней.

У вас нет права ничего возразить системеТвитнуть эту цитатуА теперь представьте, что у вас нет права ничего возразить системе, — обсудить не с кем, репетиторов тоже нет, подготовительные курсы где-то далеко в больших городах, да и самому подготовиться нет никакой возможности. Есть только один путь для вашего ребенка, мечтающего стать ветеринаром, — в столяры.

Это я обо всех детях, которые живут в сиротских учреждениях во всех уголках нашей громадной родины. Интернаты пристраивают своих выпускников в училища, с которыми смогли договориться о сотрудничестве. Так и идут всем классом в столяры, маляры или трактористы. Хорошие специальности, но ведь не все подряд хотят работать именно трактористами. А выбора у них нет.

Кстати, Артем сейчас учится на повара-кондитера. Артем понял главное: человек может сам принимать решения, делать свой выбор! Но это в Москве, с наставником.

В регионах гонят детей в удобные для детского дома техникумы, да и в тех они не задерживаются. Попробуйте заставить своего ребенка в подростковом возрасте учиться там, где ему не хочется,  и посмотрите, что будет. Среди выпускников детских домов есть ребята, которые могли бы учиться в высших учебных заведениях. Могли бы, да никто не дает, — другие стартовые условия, неравные возможности.

Нет, я не предлагаю в каждом городке или деревне, где есть интернат или приют, оплачивать штат репетиторов по всем предметам! И не надеюсь, что в ближайшие годы каждому ребенку найдется мудрый наставник. Но мы уже можем сделать огромный шаг. Мы можем поддержать проект «Дистанционное образование детей-сирот», и у старшеклассников появится возможность хотя бы двинуться в сторону своих интересов, обсудить с кем-то свои планы, получить дополнительные занятия по скайпу, получить помощь в подаче документов, выборе и сдаче экзаменов! Для этого нужен быстрый Интернет, координаторы и учителя, которые знают, как проводить занятия с учениками интернатов, они помогут и правильно сориентироваться, и уточнить свои возможности.

На это нужны деньги. Не слишком большие для начала решения такой грандиозной задачи. И дети смогут сделать свой свободный выбор.
И у детей появится шанс стать не только маляром, который потом будет с ненавистью белить ваш потолок, а ветеринаром по призванию, который потом спасет вашу кошку.

Поможем?