Она приходит домой, ложится на диван, накрывается с головой одеялом, слушает музыку и плачет. «Мам, ничего не случилось, все хорошо, не трогай меня, ладно?» Лежит в обнимку с ноутбуком, переписывается с кем-то. Только приоткроешь дверь, и крышка захлопывается. С кем она ведет диалог кроме себя самой? О чем думает? Что закрывает на замок, выключая компьютер? 15 лет, хорошая гимназия, одни пятерки, никаких замечаний. Откуда тогда эти слезы каждый день, от которых становится страшно?
Он возвращается домой, бросает рюкзак, закрывается в ванной и не выходит оттуда часами. Не реагирует, не отвечает, иногда просто грубит. На прошлой неделе соседка увидела его сидящим в окне 15 этажа, он свесил ноги, смотрел вниз и смеялся. Как, зачем, для чего он там оказался? И какие вопросы он задает сам себе, на что ищет ответ?
Он только что из школы, стоит в коридоре, как-то странно смотрит и спрашивает: «Мама, а ты хотела бы жить на другой планете? Ну, на той, где все люди были бы добрыми?» Кто его обидел, он так и не скажет, да и вообще никогда не жалуется.
он сидел в окне 15 этажа, свесил ноги, смотрел вниз и смеялся. Как, зачем, для чего он там оказался?Твитнуть эту цитатуЭто реальные истории от родителей подростков. Родителей, которые растерялись. «Мы были не такими, — говорят они сами себе и пишут на форумах: С нами было проще. А их, как их уберечь от ошибок? Как узнать, о чем они думают, о чем говорят сами с собой?»
Внутренний разговор, который некоторые родители тщетно пытаются ухватить и вытащить на поверхность, а некоторые даже не замечают, не прекращается в тот момент, когда подросток раздраженно захлопывает крышку компьютера. Он идет всегда: утром, во время завтрака, по дороге в школу, в спортзале, в столовой, на уроках, во дворе, в соцсетях.
И иногда он приводит к прощанию с жизнью. Разговор обрывается вместе с жизнью, а мы так и не понимаем, что стало причиной. Подземная река, протекающая под, казалось бы, хорошо знакомым маршрутом, так и остается подземной.
Россия на одном из первых мест в мире по подростковым самоубийствам и депрессии. Только в прошлом году было больше шестисот (600!) суицидов. Несчастная любовь, школьная травля, равнодушие вокруг (ну, попинали рюкзак, ерунда какая, пусть сам разбирается). А еще — слишком долгий разговор с самим собой, тот самый разговор, которым не с кем поделиться.
Россия на одном из первых мест в мире по подростковым самоубийствам. За прошлый год больше 600Твитнуть эту цитатуВ Швеции подросток может не захлопывать крышку ноутбука: он может попробовать «расшифровать» свои мысли и отправить вопрос на горячую линию под названием «Права детей в обществе». Поговорить, получить совет. В России такой формат тоже есть, но слишком мало людей о нем знают. Фонд «Твоя территория» создавался как раз с учетом шведского опыта. Всего за год — с июля 2014 по июль 2015 — в чат за помощью обратились больше трех тысяч подростков. Возможно, кого-то из них этот онлайн-разговор спас от страшного шага, — виртуальный собеседник взял за руку, перехватил у самого края.
И виртуальность здесь — очень важная характеристика. Рядом с отчаявшимся подростком оказывается незнакомец, человек-маска, которому можно выложить все анонимно, не боясь ничего. И который при этом может помочь. Он одновременно и на твоей территории, и не покушается на нее.
Сейчас фонд может проводить 400 консультаций в месяц. Но вообще-то требуется гораздо больше, а финансирования не хватает. Нужны деньги на работу персонала, на обучение новых сотрудников и нескольких десятков волонтеров. Да, общая сумма кажется неподъемной: два миллиона 335 тысяч 188 рублей.
Но ведь никто и не говорит, что все должно получиться одним рывком. Постепенно, шаг за шагом, и наберется.
До Нового года остается чуть больше двух недель. Вспомните, сколько вы обычно тратите на подарок другу или коллеге, и подарите эту сумму фонду «Твоя территория». Может быть, каждый такой перевод в следующем году остановит подростка от шага в пропасть.