Новое постановление московского правительства об опеке над детьми нарушает массу российских и международных законов. Перечисляем все
В декабре 2015 года московское правительство приняло Постановление №932, которое лишает семьи, опекающие сирот из регионов, положенного им пособия. Речь в постановлении идет именно об опекунах, в отличие от усыновителей они заключают договор с государством и получают деньги за то, что воспитывают ребенка в своей семье. У экспертов инициатива вызвала недоумение: документ не только лишает многих сирот шанса найти семью, но и нарушает как минимум семь разных законов.
«Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».
Комментарий ТД: Согласно Конституции, сироты из регионов могут свободно переехать в другой город, и их права все равно будут соблюдаться. На деле их опекуны (если они из Москвы) лишатся выплат, так что о свободе передвижения речи не идет.
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от <…> места жительства, а также других обстоятельств».
Комментарий ТД: В реальности самарская семья, взявшая под опеку сироту из самарского детдома, получит пособие, а московская семья, взявшая того же ребенка, — нет. Это дискриминация.
«Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными».
Комментарий ТД: У ребенка и опекуна должно быть одно место жительства. Московские власти лишают сирот из регионов этого права.
«При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору <…> права и обязанности опекуна или попечителя <…> возникают с момента принятия акта <…>. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора».
Комментарий ТД: После подписания договора об опеке или попечительстве опекун, согласно Семейному кодексу, сразу получает право на денежную выплату.
«Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: воспитание в семье опекуна (попечителя), <…> совместное с ним проживание; <…> причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты».
Комментарий ТД: Семейный кодекс защищает сироту. Ребенок имеет право жить с опекуном и получать пособия вне зависимости от того, о каком регионе идет речь.
«Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации».
Комментарий ТД: Институт прописки был отменен еще в 1993 году. Теперь московские власти фактически вынуждают сирот из регионов получать постоянную регистрацию в Москве. Опекун может оформить ребенку такую регистрацию, чтобы не попадать под действие постановления, но тогда в 18 лет ребенок не получит предоставляемое сиротам жилье: его снимут с очереди, посчитав, что ему есть, где жить.
«Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения <…> и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права».
Комментарий ТД: Наша страна присоединилась к Конвенции в 1990 году. Ключевая фраза здесь — «за каждым ребенком». В понимании столичного правительства она относится только к сиротам, родившимся в Москве.
«Из-за урезания бюджетов регионы начинают вспоминать про советский институт прописки, при котором без штампа в паспорте нельзя было ни обратиться в поликлинику, ни зарегистрировать рождение ребенка. Из законодательства прописка исчезла, а в жизни осталась. Сейчас чиновники вновь пытаются поставить в зависимость от штампа льготы и выплаты, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей. Это вызывает оторопь. Место жительства не равняется месту прописки, как бы этого ни хотелось чиновникам.
Речь фактически идет о закрепощении детей, оставшихся без попечения родителей. Эта инициатива касается только детей, переданных на опеку в семью. Дети, которые остаются в сиротском учреждении, получают от государства все положенное, ведь финансирование детдома не зависит от прописки его воспитанников».
«В регионах детей редко берут в семьи и особенно плохо забирают детей с особенностями в развитии. Для них единственный шанс попасть в семью — это опекуны из крупных городов, в первую очередь из Москвы. Новое постановление делает мизерные шансы этих детей совсем призрачными.
Конечно, выплаты в Москве больше, чем в регионах. Например, в Ивановской области — восемь тысяч рублей, а в Москве — около 15 тысяч. Но и жить в Москве дороже».
Мы не всегда можем повлиять на законы в России, но в наших силах сделать так, чтобы сирот в стране стало меньше. Нижегородский фонд «Детский проект» работает с кризисными семьями, в которых родители отчаялись и готовы отдать детей в интернат. Шести месяцев хватает, чтобы спасти одну семью, а ста рублей с человека хватит на дальнейшую работу «Детского проекта».
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»