Пока местные краеведы спорят, в каком именно доме в Курске жил Казимир Малевич, сами здания разваливаются, а на их месте собираются устроить парковку Следственного комитета
Мы с фотографом Андреем стоим на пересечении курских улиц Почтовой и Димитрова — до революции это был Католический квартал, где предпочитали селиться поляки и их потомки. Квартал быстро разросся — уже в конце XIX века тут построили храм Успения Божией матери. Именно в нем венчался курский железнодорожник Казимир Малевич, там же он крестил своих детей. Католический храм в Курске — одно из немногих мест в городе, где сохранился дух того «квартала». Впрочем, в один из апрельских будних дней 2016 года храм закрыт — католиков в городе мало, и держать его постоянно открытым нету смысла.
Андрей оглядывается по сторонам: «Ну, снимать здесь нечего». Мы идем дальше, к дому №17 на Почтовой, известному курянам, как «Дом Малевича». По городской легенде именно в нем жил автор «Черного квадрата». В середине нулевых дом признали аварийным. С тех пор он превратился в большой мусорный контейнер для местных жителей и ночлежку для бездомных. В марте этого года у него завалилась стена, и, видимо, стоять ему осталось совсем недолго. Впрочем, фасад дома выглядит еще очень крепким. Это одно из немногих зданий в Курске, хоть как-то сохранившееся с тех времен, когда в городе жил Малевич.
Прямо напротив дома №17, в окружении покосившихся перестроенных домов Католического квартала стоит отремонтированное здание Управления Следственного комитета по Курской области. Вокруг припарковано много машин сотрудников комитета, и защитники «дома Малевича» считают, что когда дом №17 разрушится окончательно, на его месте появится ведомственная стоянка.
Окружающее Андрею не нравится. Он приехал в Курск с заданием: снять современный город таким, каким его видел сам Малевич. А вокруг только весенний мусор и отваливающиеся кирпичи. На пересечении Димитрова и Почтовой экскаваторы крушат какой-то еще старый дом. «Прямо как в финале «Левиафана»», — заявляет Андрей и впервые за время визита в Курск достает камеру. От сносимого дома во все стороны летит пыль, и экран телефона, которым я пытаюсь сделать кадры для Instagram, полностью покрывается ею за пару секунд.
Весь последующий день мы рыщем по городу, и оказывается, что если не в историческом центре города, то в спальных районах дух Малевича в Курске еще можно разыскать.
***
Улица Почтовая, 17 — дом, в котором, как полагали ранее, жил Казимир МалевичФото: Radioaktive/Wikimedia Commons«Чтобы сразу было понятно. Малевич в своей автобиографии написал: «Семь лет, прожитые в Курске, определили мою творческую судьбу»», — рассказывает художник Олег Радин, показывая фотографию, на которой будущий создатель «Черного квадрата» снят в Курске.
Семья Малевичей переехала в Курск в 1896 году. Чтобы обеспечивать семью, Казимир устроился работать чертежником в Управление Курско-Московской железной дороги. Это был скучный заработок, а остальное время Малевич тратил на живопись. Он мечтал получить художественное образование, но в Курске это было невозможно. Тогда он пошел на один из своих первых радикальных творческих экспериментов — организовал в городе Товарищество художников.
Малевич утверждал, что в Курске он рисовал почти каждый день. В 1898 году он впервые устроил выставку своих работ. Впрочем, работ этого периода не осталось: Малевич их уничтожил, когда осознал их ученический характер и недостаточный авангардизм.
В Москву он уехал учиться живописи в 1904 году, но осел там только в конце 1900-х. В 1912 году он вступил в одно из первых объединений русского художественного авангарда — группу «Ослиный хвост».
Художник Олег Радин в своей галерееФото: Андрей Любимов для ТДНа фотографии 1911 года, которую показал нам Радин, приехавший из Москвы Малевич стоит в окружении своих друзей по Курскому товариществу художников. В коллекции Радина есть и другие интересные снимки, связанные с Малевичем. «Я как-то купил у старьевщика альбом семьи Киреевских 1913 года ради двух фотографий старого Курска, потому что собираю все исторические снимки города, — рассказывает Радин. — Купил его и отложил. А через два года решил полистать внимательнее. И вижу — фотографии с выставки картин Малевича. Я сначала не понял, что это: они ездили в Москву фотографировать его картины? Стал рассматривать зал, в котором они вывешены, и по люстре определил, что это зал второй курской женской гимназии. Сейчас этого здания уже нет. Я понял, что у меня в руках открытие: оказывается, Малевич привозил в Курск картины, показанные им в Москве на выставке «Ослиного хвоста»». Долгое время считалось, что никакой выставки не проходило, но благодаря случайной находке Радина удалось подтвердить: Малевич, уже будучи авангардистом, в Курске все-таки выставлялся в 1913 году.
Известная исследовательница творчества Малевича Александра Шатских приезжала в Курск посмотреть эти фотографии. После внимательного изучения снимков она заявила: на них сфотографированы несколько картин Малевича, которые исчезли и остались только в описании. Это делает эти три фотографии едва ли не главным открытием XXI века для изучающих творчество Малевича.
«Центр Малевича в Нью-Йорке издал большой двухтомник о художнике. Там было сделано объявление: если кто-то опубликует неизвестные данные о Малевиче, которых нет в наших книгах, а в них есть все, то получит грант — один миллион долларов. Мне это объявление показали спустя три года после его публикации. Так что я опоздал немного», — смеясь, рассказывает Радин, стоя у стены в галерее «АЯ», которую он называет «Музей «Казимир Малевич в Курске»».
На этой стене собраны описанные четыре уникальных снимка Малевича: один портрет художника в окружении курских друзей и три — с выставки. Первая из них датируется 1911-м, а остальные — 1913 годом. Остальное пространство «музея» занимают сканы архивных документов официальных заключений и распечатки материалов СМИ о доме №17 на улице Почтовой.
В 2011 году Радин со своими друзьями решил отметить столетие приезда в Курск Малевича: была устроена выставка одной фотографии. В качестве перформанса художники установили на доме №17 табличку «Здесь в начале XX века жил художник Казимир Малевич. Когда-нибудь на этом здании будет установлен памятный знак». К столетию выставки «Ослиного хвоста» в 2013 году в галерее «АЯ» и был открыт музей «Казимир Малевич в Курске».
Судьбы художников Казимира Малевича и Олега Радина похожи — оба на стыке столетий оказались организаторами культурной жизни города Курска. Радин — выходец из советского андеграундного искусства. Учась на третьем курсе местного Политеха, Олег решил бросить учебу, полностью посвятив себя живописи, которой, как и Малевич, учился самостоятельно. До Перестройки работал художником-оформителем в местном театре. В 1992 году он с товарищами основал галерею «АЯ», которая и сегодня остается единственным центром независимого искусства в Курске. В галерее, которая занимает две комнаты на первом этаже жилого дома в центре города, сейчас одновременно сосуществуют лавки антиквариата, выставки, музей «Казимир Малевич в Курске», продаются картины современных художников.
Усилия Радина привели к тому, что последние пять лет в Курске прошли в затяжных спорах о необходимости на официальном уровне увековечить память великого художника. Для местных властей это совершенно не очевидно. Тем более, что выяснилось, что в доме №17 на Почтовой Малевич никогда не жил.
***
Впервые дом №17 на Почтовой был объявлен местом жительства Малевича краеведом Юрием Бугровым, который в начале 1990-х годов изучал местное товарищество художников начала XX века. В документах об аренде жилья значилось, что семья Малевичей сняла дом №17, принадлежавший потомственной дворянке Анне Клейн. Ей принадлежала тогда чуть ли не вся современная улица Почтовая.
Эта версия оставалась общепринятой почти 20 лет. За это время исчезли остальные дома, в которых квартировал Малевич, и здание на Почтовой оказалось последним в Курске, непосредственно связанным с именем художника.
Когда в 2011 году Радин начал кампанию по увековечиванию памяти Малевича в Курске, выяснилось, что дом №17 заброшен, гниет и разрушается прямо на глазах. Активисты стали бить тревогу, ведь иначе здание будет непременно снесено, а на его месте возникнут стоянка, торговый центр, административные здания или элитное жилье.
Председатель комитета по культуре Курской области Валерий Рудской успокаивал общественность: «Вся эта ситуация напоминает мне бурю в стакане воды. Общественность кричит: «Держи вора!», но никакого «вора» на самом деле нет. Власти Курска никогда не собирались сносить дом Малевича, который с 1995 года охраняется, как культурный объект. Сейчас администрация города переводит здание в нежилой фонд, а потом примет решение, что там будет располагаться». Состояние дома ни в 2011 году, ни спустя пять лет никак не указывает на то, что он является «охраняемым культурным объектом».
Радин продолжал свою борьбу. Местные чиновники отказываются открывать официальный музей авангардиста в городе, мотивируя это тем, что не сохранилось ни личных вещей, ни картин художника того периода. «Зато есть четыре уникальные фотографии, собрание картин художников товарищества, которое основал сам Малевич. Этого достаточно, чтобы открыть не музей Малевича, а музей «Малевич в Курске». Центры Малевича есть в США, Канаде, Нидерландах, но его нет в Курске, где художник жил почти десять лет», — сетует Радин.
Но только не в Курске. В репортаже местного «46ТВ» фиксировалось: дом №17 стал главным рассадником крыс на улице Почтовой. Год назад на крыше дома были замечены люди, снимавшие с крыши шифер. «»Дом Малевича» сносят», — пронеслась новость по местным СМИ. Радин развернул фактически всемирную кампанию по спасению здания. «Я обратился к своему троюродному брату, поэту и переводчику Максиму Амелину, который по своим каналам распространил новость о готовящемся сносе дома. Были получены отклики из Голландии, Америки, Австралии. В Интернете собрали 36 тысяч подписей против разрушения дома», — рассказывает Радин. Когда стало очевидно, что история получает мировую огласку, губернатор области Александр Михайлов вслед за своими предшественниками в очередной раз признал «дом Малевича» памятником архитектуры. Кто разбирал дом, так и не выяснили.
Но к этому моменту у властей появился мощный козырь: оказалось, что Малевич жил не в доме №17. Краевед Юрий Озеров доказал, что до революции дома на Почтовой имели другую нумерацию. Эксперты из Воронежа, приглашенные курскими властями для исследования ситуации подтвердили: Малевич жил в доме №13. В отличие от дома №17 «новый дом Малевича» сильно перестроен. Сейчас в нем находится Единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ).
Но «переселение» Малевича никак не повлияло на желание Радина и других курян увековечить память художника в Курске. Весна 2015 года прошла в спорах: далеко не все согласились с выводами Озерова и воронежских специалистов. В апреле члены «Общероссийского народного фронта» устроили «круглый стол», на котором высказывались различные предложения о дальнейшей судьбе дома №17. Большинство сходились во мнении, что дом нуждается в реставрации, но у руководства области на это нет денег, а местный бизнес не заинтересован во вложении средств в подобные проекты. Переносить же ЕРКЦ из дома №13 для создания музея Малевича никто не собирается.
Итог круглого стола подвел член регионального штаба ОНФ Иван Самохвалов: «Лично я считаю, что проблема создана не сегодня. Дом разрушился, его никто не спасал. И если он раньше не был памятником архитектуры, может, зря мы поднимаем тут вопрос. Если это место отдадут под стоянку для машин, пользы для города будет больше. Предшественники наши сделали уже многое для увековечения памяти людей, связанных с Курском, и тащить сейчас Малевича, который не так долго в Курске жил, не совсем уместно. У нас столько курян, героев Советского Союза, лучше бы им внимание уделили».
На этом споры вокруг «дома Малевича» закончились. Властями было решено повесить мемориальную доску на доме №13.
***
Радин решил перепроверить данные воронежской экспертизы. Он был вынужден признать свою ошибку. Его исследование показало, что «№17» в документах, которыми пользовался краевед Бугров, был вписан туда позже. «Когда этими домами владела Клейн, она их нумеровала по порядку. И нынешний тринадцатый дом был для нее седьмым. Уже, видимо, в советское время кто-то исправил семь на 13, чтобы не было путаницы. Бугров решил, что эта тройка в тринадцати — это исправленное семерка. Так оно и было. Но он не додумался до того, что единица туда тоже вписана», — делится своими изысканиями художник.
Дом №13, в котором действительно жил Малевич, сильно перестроен. Сейчас в нем находится Единый рассчетно-кассовый центр (ЕРКЦ)Фото: Андрей Любимов для ТДНо несмотря на это, он уверен, что дом №17 важно сохранить: «Это единственное неперестроенное со времен Малевича здание на Почтовой. Именно там должен быть расположен музей. Достаточно сохранить только фасад».
Фактически в своей борьбе за «Дом Малевича» художник потерпел поражение. Он считает, что в этой ситуации победило обывательское отношение к искусству: «Ведь как считается: «Черный квадрат» любой сможет намалевать. А то, что Малевич — художник №1 XX века, а сама эта картина — икона того же столетия, никого не интересует. Главным художником у нас считается Шишкин с «Мишками в сосновом бору»». Но все это не поколебало его любви к родному городу и интереса к его истории. Он с друзьями учредил в Курске день художника в августе, на котором местным деятелям искусства за особые достижения вручается «Медаль Казимира Малевича».
«Курск — это пуп Земли, — утверждает Радин. — Мы живем в аномальной зоне. И дело не только в магнитной аномалии. В Курске огромная энергетика. Я уверен, что если бы тогда, в 1913 году, уже ставший авангардистом Малевич не привез бы в Курск свои картины, то он бы не зарядился той энергией, которая и позволила ему создать супрематизм. Если бы судьба не забросила Малевича сюда, то никакого бы «Черного квадрата» он бы не нарисовал».
Сейчас дом №17 рушится окончательно. На здании ЕРКЦ мемориальной доски с именем Малевича за год так и не появилось.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»