Бульдозеры уничтожают польские яблоки по всей России, а молодые ребята из Питера и Москвы призывают делиться едой на безвозмездной основе. Главная миссия фудшеринга — забота об окружающей среде и борьба с перепотреблением
У российского фудшеринга немецкие корни. В 2011 году кельнский журналист и режиссер Валентин Турн выпустил документальный фильм «Попробуй отбросы» («Taste the Waste»). Картина тогда наделала много шума — ее показали по центральному телевидению, а затем по заказу ООН и Стокгольмского международного института воды вышло продолжение фильма.
Главная мысль Турна заключается в том, что ежедневно человечество выбрасывает тонны продуктов, разбазаривая не только драгоценное питание, но и ресурсы, необходимые для производства продовольствия — воду, почву, труд, энергию, инвестиции. Только в Европе отправляется на помойку еда, которой можно было бы дважды накормить всех голодающих в мире.
«C каждым выброшенным яблоком мы теряем такое количество воды, которого хватило бы на семь спусков воды в туалете, на один гамбургер уходит 2400 литров воды (только его мясная часть уносит 2200 литров воды). Двести граммов стейка требуют пахотную площадь в семь квадратных метров, а это означает, что с каждым выброшенным стейком мы транжирим почву, на которой можно было бы вырастить двадцать семь килограмм картофеля», — говорится в фильме.
Кроме того, пищевые отходы, гниющие на свалках, являются богатым источником метана — одного из парниковых газов. Они влияют на глобальное потепление в два раза сильнее, чем вся мировая авиация. «Сельское хозяйство несет ответственность более чем за треть выбросов парниковых газов во всем мире (они, например, образуются при применении синтетических удобрений и в результате использования энергии). Следовательно, когда мы отправляем еду на помойку, мы оказываем катастрофическое влияние на мировой климат», — отмечает Турн.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ежегодно 1,3 миллиарда тонн еды выбрасывается на помойку — треть всего произведенного продовольствия, а ежегодный экономический ущерб от продовольственных потерь составляет 750 миллиардов долларов. В США этот показатель достигает 40%, в России, согласно Росстату, объем отходов при производстве пищевых продуктов и напитков в 2015 году составил 19,5 миллиона тонн. При этом большая часть этих продуктов уничтожается на стадии сбора урожая и хранения, заведения общепита, супермаркеты и простые граждане также щедро заполняют мусорные баки едой.
Борьба с нерациональным расходованием продуктов уже переходит на государственный уровень. Во Франции в начале этого года был принят закон, запрещающий крупным супермаркетам выбрасывать еду, а также утилизировать нераспроданные продукты питания до окончания срока годности. Теперь они обязаны передавать продукты благотворительным организациям, которые распределят их между нуждающимися. В противном случае администрации магазина грозит штраф в размере до 75 тысяч евро или лишение свободы на срок до двух лет.
Активисты, добившиеся принятия закона, надеются на одобрение аналогичных мер на уровне Евросоюза.
Во время работы над фильмом Турн решил создать сообщество, где люди смогут делиться лишними, недоеденными или просто не понравившимися продуктами. Режиссер-документалист решил сплотить людей вокруг идеи удовлетворения базовой потребности и личной ответственности за будущее планеты. Так возникла интернет-платформа foodsharing.de.
На сайте немецкого фудшеринга висит счетчик, который сообщает, что местные фудсейверы спасли уже пять тысяч тонн еды. Почти девятнадцать тысяч активистов-спасателей перераспределяют еду каждый день, а три тысячи компаний ее предоставляют. Протест против всеобщего расточительства перекинулся и на соседние страны — Австрию и Швейцарию.
Группу «Фудшеринг в Москве» во «ВКонтакте» основала компьютерный лингвист Анна Успенская. Идея перенести социально-экологический проект в российскую действительность родилась в прошлом году. Двадцатишестилетняя девушка, как и многие другие пользователи рунета, узнала о существовании немецкого фудшеринга из дневника Яны Франк — популярного блогера, иллюстратора студии Артемия Лебедева, живущей в Берлине. Франк — фудсейвер со стажем — за последний год спасла четыре тонны еды. Она практически ничего не покупает в супермаркете, завтракает продуктами, оставшимися со шведского стола пятизвездочного отеля, ходит в турецкий магазин за ящиками фруктов, а в тайский ресторан — за соусами и курицей с овощами.
«Москва — это крупный город, и здесь есть все условия для спасения еды, в частности, огромное количество точек, связанных с продовольствием», — говорит Успенская. Вместе с единомышленниками она связалась с немецкими коллегами, изучила их документацию («из сорока странниц правил мы сделали четыре листа»), получила разрешение на использование логотипа и в январе этого года запустила фудшеринг в России — Москве и Санкт-Петербурге.
Анна УспенскаяФото: Екатерина ДеликишкинаРоссийский фудшеринг практически ничем не отличается от немецкого «прародителя». Цель проекта — связать магазины и кафе, желающие максимально быстро и эффективно освободить полки, витрины и холодильники для свежей партии еды, с волонтерами, готовыми, следуя определенным правилам, ответственно и профессионально спасти еду, которой грозит помойка.
«Когда человек забирает нераспроданные продукты и спасает их от помойки, — говорит Успенская, — он помогает нашей планете и делает жизнь более рациональной, не допуская утечки полезных ресурсов. В Германии фудшеринг более развит. Там участие организации в проекте почетно и социально одобряемо. У них даже стикеры висят на двери, которые сообщают, что они разделяют идею фудшеринга и борются с перепотреблением. Не переклеивают этикетки, а всегда предлагают своим клиентам свежую продукцию».
Стать участником российского фудшеринга может каждый. Надо только ознакомиться с правилами движения, пройти тест на их знание, отметиться на карте и ждать, пока на электронную почту не придет рассылка об излишках еды и продуктов «на районе». Точки и время вывоза могут узнать только участники движения. Это сделано для того, чтобы не вызывать ажиотаж у дверей заведения.
Зарегистрированных участников в Москве пока немного — около ста человек. Они, по словам основательницы проекта, делятся на две категории. Во-первых, это многодетные мамы за сорок, у которых всегда есть потребность в еде и какое-то количество свободного времени в промежутках между различными хозяйственными делами. Во-вторых, молодежь – люди, которые любят новые социальные проекты и интересуются экологической составляющей.
На фудсейвера накладывается ряд ограничений и требований. Он должен быть пунктуальным и надежным (забирать еду вовремя и записываться только на те вывозы, на которые точно сможет прийти), соблюдать чистоту (оставлять место вывоза и сортировки продуктов в том же состоянии, что и до прихода) и уносить с собой всю еду, что предложат. Продажа спасенных продуктов строго запрещена — еда не продается, не обменивается, а раздается совершенно бесплатно.
Безусловно, ключевой мотивацией активистов-спасателей является личная экономия. Однако, как отмечает Успенская, фудшеринг — это не заявка на благотворительную помощь и возможность получать еду бесплатно. «Это такая система, — объясняет она, — которая позволяет вложить некоторые усилия, получить за это еду, которой потом приятно поделиться с окружающими — скажем так, волонтерская работа за еду».
«В первую очередь мы стараемся спасти еду, приготовленную сегодня, но которую через короткий отрезок времени выбросят, потому что завтра ее уже нельзя предлагать покупателю. Речь идет, например, о приготовленной в отеле на завтрак еде, распакованной и разложенной на блюдах нарезке, хлебе, а также каше, омлетах, салатах. То, что в любой семье убирается обратно в холодильник «до завтра», в общепите выбрасывается. Также мы можем спасать витринные блюда на фудкортах в торговых центрах, сегодняшнюю выпечку из булочных, пиццу, сэндвичи», — рассказывает Успенская.
Фото: участники движения Фудшеринг в МосквеСреди московских организаций, проникнувшихся идеей фудшеринга — пекарни, маленькие магазины и кондитерские. Всего — около 20 заведений. Для тех, кто опасается получить какие-либо претензии по поводу еды, у движения есть специально приготовленный документ о дарении. Там говорится, что организация безвозмездно предоставляет свою продукцию и не несет никакой ответственности за ее качество. Впрочем, до сих пор этот документ никому не пригодился.
Есть во «ВКонтакте» и другая группа, занимающаяся перераспределением еды и спасением ресурсов нашей планеты — «Фудшеринг. Отдам даром еду». Этот проект собрал вокруг себя более двадцати тысяч человек и распространился на всю страну. Здесь также можно совершенно бесплатно пополнить свой холодильник блюдами из общепита и поделиться добычей с друзьями, однако наибольшей популярностью пользуются частные объявления такого содержания (орфография и пунктуация сохранены):
«Приготовила баклажановую икру пару часов назад, еще горячая. Приготовила очень много (двум женщинам просто не съесть за два дня). Потом уезжаем на дачу. есть желающие ? Адрес напишу в личку».
«Москва, м. Коньково, заберите кто-нибудь окару) чуть больше 4кг, взяла родным на пробу, а передать не получается, жалко, если пропадёт!((
Гости уехали и оставили после себя пачку крекеров целую и одну начатую. Также отдам начинающий заветриваться сыр, для пиццы в самый раз сгодится. Отдам первому человеку, кто доберется
«Питер, м. СРОЧНО! Уезжаю 25, до этого надо всё раздать.Страшненький сельдерей (потемнел, но есть можно), пачку соли, кило муки, фасоль стручковая замороженная, капусточки чуток(китайская или пекинская)».
Отдам две пачки спагетти (перешла на цельнозерновые), овсяные макароны (не поняла прелести), льняную кашу (тоже что-то странное), рис (кончилась диета, больше не нужен), овсянка (та же причина) и аджику (стоит без дела). все сроки в норме. забирать из дома, никуда не пойду и не поеду :)
Несмотря на то что товар «штучный», спрос на него среди пользователей «ВКонтакте» всегда есть. Излишки провианта достаются тому, кто первым откликнется на пост — все публично и в порядке живой очереди. Отличие «Фудшеринг. Отдам даром еду» от других групп заключается в том, что все объявления — как частников, так и представителей кафе и магазинов — публикуются прямо на ее стене — под каждым постом выстраивается очередь минимум в пять человек.
Саша ЛегкаяФото: Павел Токарев«Бывает, что за едой приходят уже через 15-20 минут после публикации поста», — сообщает основательница проекта двадцатишестилетняя Саша Легкая, клинический психолог по образованию и веган по убеждениям. Из целей безопасности, а также этических соображений в группе делятся только вегетарианскими продуктами. Несмотря на то что проект молодой (группа была создана в декабре прошлого года), уже шестьдесят заведений — практически все вегетарианские магазины Питера — сотрудничают с ним.
«У нас есть свой сайт, пока еще, правда, не до конца оформленный. Но зачем он нам? Сегодня вся страна сидит во «ВКонтакте», — отмечает Легкая. — Когда люди впервые слышат о фудшеринге, они с недоверием относятся к идее о бесплатной еде. Просто в их головах прочно засела мысль: бесплатный сыр — только в мышеловке. Но все, кто приходят в группу и читают наши посты, понимают: мы занимаемся не подачками неимущим, а спасением пригодной еды от уничтожения, порчи и утилизации. Делиться едой — абсолютно нормальная вещь».
Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»