Такие дела

Пространство особенного общения

Маше 8 лет, у нее Синдром Вильямса. Маша исполнила главную роль в инклюзивной театральной постановке про необычного слона Элмера.

Обычные дети и дети с особенностями развития могут познакомиться друг с другом в песочнице, в детском саду, в школе или в кружке самодеятельности — ситуаций, в которых может произойти встреча, множество. Как вести себя при этом родителям, как отвечать на вопрос ребенка: «А что такое с этим мальчиком? Почему он не такой, как я?» Точных ответов на эти вопросы нет. Однако ТД совместно с центром «Пространство общения» и родителями обычных детей и детей с особенностями развития составили несколько рекомендаций, которые помогут мамам и папам разных детей.

Не замалчивать. Нужно постепенно вводить тему различий, рассказывать о том, что дети разные. В этом помогут мультфильмы («Про Диму»,  «Анатоль и кастрюлька»), книги (Бирта Мюллер, «Планета Вилли» — о мальчике с синдромом Дауна, Пернилла Стальфельт,  «Одного поля ягоды» — на примере различных жизненных ситуаций, проиллюстрированных цветными картинками, дети учатся уважать чувства других людей, правильно вести себя со своими сверстниками).

Сопровождать ребенка. Если обычному малышу очень хочется играть с особенным ребенком, но он не знает как, нужно искать способ. Например, спросить у родителей, как поиграть с их ребенком, что ему нравится.  Поддержать своего ребенка и показать, как играть.  Если ребенок не хочет играть, заставлять его не надо.

Дать ребенку время для наблюдения. Ему нужно испытать любопытство по поводу непохожести и странности окружающих его людей и высказывать свои мысли об этом.

Обращать внимание на личные качества особенного ребенка, а не на его нарушения.  Например, обратить внимание на то, что он добрый и делится игрушками, а не на то, что он не может самостоятельно передвигаться.

Не нагнетать, вести себя естественно. Иногда особенные и обычные дети могут без труда наладить коммуникацию и даже не заметить разницы между собой. В таком случае в общение детей не нужно вмешиваться.

Обеспечить безопасность взаимодействия. Для некоторых особенных детей обычная игра со сверстниками может быть опасна. Например, у ребенка несовершенный остеогенез — заболевание, из-за которого кости становятся очень хрупкими и могут сломаться от легкого толчка в плечо. В таком случае детей стоит предупредить заранее о том, что толкать нового друга нельзя.

Инклюзивный театр. Обычные дети и дети с особенностями развития показали родителям спектакль про необычного слона ЭлмераФото: Ольга Павлова

Быть готовым к ощущению неловкости. Родителям обычного ребенка может быть стыдно из-за его чрезмерного любопытства, а родителям особенного малыша — из-за того, что он не такой, как все. Дети очень тонко чувствуют эмоции,  могут считывать и проецировать их.

Рефлексировать по поводу собственных реакций на особенных детей. Важно, что взрослый сам чувствует, увидев особенного ребенка.

Детям важны не слова, а действия. В качестве примера следующая ситуация: в группе детского сада один особенный малыш. Воспитатель задала тон и показала действием, что ребенок нуждается в помощи — ему нужно надеть куртку или снять ее. При этом родители обычных детей были против того, что воспитатель выделяет одного ребенка. Однако эмоциональное поведение родителей никак не отразилось на детях.  Они по-прежнему принимали  особенного ребенка в свой круг. Таким образом, благодаря действиям педагога в группе была задана концепция взаимодействия.

Exit mobile version