Показ в «Манеже» задержали на тридцать пять минут. Кто-то из зрителей (а зал, надо сказать, был уж полон) даже не вытерпел и воскликнул в сердцах: «Ну, где там наши инвалиды?!» Инвалиды не обиделись: в самом зале их было немного. До места добрались восемь девушек-колясочниц, один молодой человек в самой компактной коляске и двое пожилых людей с палочками. Перед показом, пока все вместе ждали входа в зал в фойе с барной стойкой, ополаскивателем для белья и шляпами, публика почтительно оборачивалась на колясочников, однако те совершенно не смущались из-за такого внимания. Напротив, они активно делали селфи, шустро катались по периметру на своих колясках, в то время как за стеной вовсю бушевала репетиция показа коллекции «Новаторы», и какой-то парень истошно кричал: «Шире шаг! Шаг шире! Что ты скачешь, как главная балерина в Большом театре? На последнем выходе никто никуда не торопится и идет самым скромным и мелким шагом!» Трудно было поверить, что там, за фанерной стеной черного цвета, бодро маршируют инвалиды и, возможно, даже и инвалиды-колясочники, однако это было именно так.
Творческая fashion-группа Bezgraniz Couture — это 29 студентов British Higher School of Art & Design, которые под руководством своих также русскоговорящих «профессоров» (или же кураторов проекта) придумали особенную одежду для особенных людей, в том числе, для людей с протезами, на колясках или с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Каждый студент делал только один конкретный комплект для конкретного инвалида, однако собранное вместе (не только одежда, но и спортивная обувь, и бижутерия, в частности, крупные колье из проволоки) выстроилось в идеально сконструированную минималистическую линейку. Эта одежда учитывала не только особенности тех, для кого она была сшита, но еще и модные тенденции, хотя столь обыкновенного и привычного для моды варварского диктата здесь, разумеется, не было. «Новаторы» — это крайне деликатный, мужественный и одновременно романтичный минимализм в военном, спортивном и морском духе.
Сам показ был устроен следующим образом. Перед самим дефиле зрителям показали (под музыку Майкла Наймана к «Контракту рисовальщика» Питера Гринуэя) видеоролик с крупными планами одежды (застежками, карманами, капюшонами, защипками, фурнитурой). Но, конечно, героями этого пронзительного видеоряда стали модели-инвалиды. Речь идет не о модельных героях, не о людях с типовой модельной внешностью, а о моделях именно этого социального fashion-показа, людях с разнообразными ограниченными возможностями. Как и для обычного показа, для «Новаторов» выбрали молодых, если не сказать, совсем юных героев, однако одежда, которую они представили, подойдет людям любого возраста. Это модные, но парадоксальным образом вневременные вещи. Их, если честно, можем носить и мы с вами.
После демонстрации видеоролика на сцену вышел молодой человек с протезом вместо правой ноги. На нем был черного цвета комплект: что-то вроде сложного укороченного комбинезона, сшитого из ультрамодной стеганой болониевой ткани, той, из которой шьются пуховики, прославленные на осенних страницах классического международного глянца. Молодой человек дошел до конца подиумного «языка», где две девушки (высоченные и худосочные профессиональные модели, стоявшие в зрительских проходах) помогли ему расстегнуть капюшон. Все дефиле четко делилось на группы: вот колясочники, вот инвалиды на протезах, здесь молодые люди с синдромом Дауна, а также люди с ДЦП и ограниченными способностями к движению.
Интерес представляла и публика, которая приветствовала каждого участника обязательными аплодисментами и даже — в особо сентиментальных и трогательных случаях — криками «браво!», «молодец!» (особенно оглушительные приветствия доставались почему-то людям с ДЦП, хотя трогательными были абсолютно все).
В одежде были учтены нынешние модные тенденции Нью-Йорка, Лондона, Милана и Парижа, четырех главных городов, где дважды в год проходят традиционные fashion-показы. Это и ориентация на спортивный облик 1980-х годов (бомберы, пуховики, одежда с молниями и накладными карманами), это отчетливый минимализм 1990-х годов (однотонные или максимум двухцветные комплекты), а также ключевые морские и военные тренды. Обувь и украшения не были исполнены формально — как «довески», дополнения к одежде. Напротив, и они были остромодными: это спортивная обувь, кроссовки и столь популярные сейчас слипоны. Что же до украшений, которые носили иные девушки-инвалиды (все они были с очевидным, довольно ярким макияжем), то это были по большей части колье в духе космического десятилетия 1960-х годов, сделанные из цветной — белой, черной и серой — проволоки.
Всего на сцене появились 29 человек, которые в конце показа собрались на «языке» все вместе: впереди — колясочники, затем люди с синдромов Дауна, потом те, кто на протезах, и, наконец, люди с ДЦП. Публика встала и долго хлопала: цветы, поцелуи, объятия, и стало ясно, что в зале — родные и близкие инвалидов. Но не только они. По щекам профессиональной модели, одной из двух, что помогали инвалидам в показе, потекли слезы. Хотя понятно, что цель этого мероприятия — вовсе не желание выжать слезу, а желание жить и, по возможности, модно, удобно, спортивно.