Представьте, что однажды утром вы просыпаетесь, а рядом с вами лежит скрипач. Всемирно известный скрипач без сознания. Тут же перед вами появляются незнакомые люди, говорят, что они из Общества любителей музыки, и объясняют, что произошло. У скрипача была обнаружена смертельная болезнь почек, каким-то образом удалось выяснить, что вы — единственный человек на всем белом свете, чья кровь полностью совпадает с кровью скрипача. Так что люди из Общества любителей музыки выкрали вас, дали наркоз и уговорили врачей подключить скрипача к вашим почкам. Вы, конечно, можете встать, вырвать из себя капельницы и трубки и уйти, но тогда скрипач умрет. А можно подождать какое-то время, позволив скрипачу несколько месяцев пожить за счет ваших почек, пока не изобретут лекарство, которое поможет скрипачу.
Это один из самых известных в мире мысленных экспериментов, который придумала американский философ Джудит Джарвис Томсон. Если присмотреться, он не про скрипача, он про аборты.
В небольшом конференц-зале подмосковного отеля на Истре о нем рассказывает Кирилл Мартынов — преподаватель философии ВШЭ и редактор «Новой газеты». В зале около 50 человек — участников школы мысленных экспериментов «Китайская комната» фонда Inliberty. По сути все эти люди приехали на Истру, чтобы три дня говорить и думать. О свободе, этике, сознании, ответственности. Одним словом, не о самых практичных вещах на свете.
«Почти год назад мы запустили лекционный курс про этику и увидели, как на лекцию про мораль, про «что такое хорошо, а что такое плохо» пришла тысяча человек», — рассказывает Илья Венявкин, директор образовательных программ Inliberty.
справа: Кирилл Мартынов — преподаватель философии ВШЭ и редактор «Новой газеты»Фото: Александра Карелина
Мы поняли, что люди готовы тратить свое время и силы на то, чтобы разобраться в абстрактных категориях». Так появилась идея платной трехдневной школы, полностью посвященной известным философским мысленным экспериментам. Собственно, название школы «Китайская комната» — это название одноименного мысленного эксперимента философа Джона Серла. «У нас не было задачи заработать, а был вопрос — можно ли сделать еще на одну школу больше», — говорит Венявкин.
Начинается школа как раз с выступления Венявкина. Он рассказывает собравшимся об этическом мысленном эксперименте про вагонетку, подробно описанном в книге Дэвида Эдмондса «Убили бы вы толстяка?» Венявкин предлагает людям в зале выбрать, как бы они поступили, если бы у них возникла дилемма: вагонетка несется со страшной скоростью, перед ней развилка, по одну сторону которой привязаны к рельсам пятеро человек, а по другую — один. Стали бы вы переключать рычаг, чтобы пострадало меньше людей? А если вагонетка вот-вот раздавит пятерых, а на рельсы можно столкнуть человека с тяжелым рюкзаком? Вагонетка — эксперимент про этику, показывающий, что мораль устроена сложнее, чем простое «хорошо и плохо», задачка, как и все в этой школе, без ответа.
«А не может так получиться, что у вагонетки низкий клиренс, и она все-таки затормозит?» — спрашивают из зала.
справа: тренинг «Китайская комната»Фото: Александра Карелина
Андрей Бабицкий, журналист, редактор Secretmag.Ru и колумнист «Ведомостей», тоже преподаватель «Китайской комнаты», играет с аудиторией в «Марсианина». Правила простые. Нужно представить, что Бабицкий прилетел с Марса, загрузил в свой марсианский мозг все существующие словари: значение слов он понимает, а вот суть вещей — нет. На доске написано: «демократия», «искусство», «факт», «справедливость». Эти слова и нужно объяснить марсианину.
— Демократия — это власть большинства, при которой учтены и голоса меньшинства, — из зала звучит первое определение.
— А может так получиться, — спрашивает марсианин Бабицкий, — что большинство выберет монарха, который отменит голосование?
— Конечно нет, — отвечает прилежная девушка из первого ряда.
— Конечно да, — кричит строгий юноша из другого конца зала.