О чем кричат участники конференции по профилактике социального сиротства, и почему их не слышат

20 декабря в Москве открылась Всероссийская конференция по профилактике социального сиротства и защите прав детства «Время вперед». Организатор — Фонд профилактики социального сиротства. Основная задача мероприятия — обсудить проблемы реформы детских домов, запущенной Постановлением правительства РФ № 481, и выяснить, что можно сделать на федеральном уровне для их решения. С этого и началась конференция. Первое ее заседание закончилось криками

***

В зале отеля Best Western Plus Vega с названием «Кандинский. Шагал» нет свободных мест. Сотрудники благотворительных фондов, органов опеки, детских домов и больниц приехали со всей России. Вначале главный специалист Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Российской Федерации Мария Максимова говорила о том, как важно держать в фокусе всех действий самого ребенка. «Вопрос не в коридорном или квартирном типе устройства детдома, а в личности ребенка и в том, чтобы она правильно развивалась».

Следом Елена Береговая, директор Фонда Владимира Смирнова призвала собравшихся не делать поспешных выводов о ходе реформы, начатой постановлением № 481. «Это не переключатель с одной системы на другую, а долгий процесс, — заметила Береговая. — Мы не ждем от ее участников невозможного, мы только в начале пути. В США, к примеру, подобная реформа началась в 1990-х годах, и все еще продолжается.

Открытие конференции в отеле Best Western Plus VegaФото: Мария Бобылёва

Мы не можем и не должны двигаться семимильными шагами. Намного важнее осмысленно подходить к внедрению реформы».

Руководитель проекта «Ванечка.рф» Юлия Зимова говорила о том, как важно в регионах обучать персонал работе с детьми-сиротами, и что к этому обучению нужно активнее привлекать местные НКО, чей практический опыт огромен и часто недооценен. В зале началось шушуканье, — все и так это делают.

Затем затронули тему выпускников детских домов. Выяснилось, что у многих присутствующих есть нерешенные вопросы о том, как с ними быть. С одной стороны, выпускники — это молодые люди от 18 до 23 лет, то есть имеют право сами решать, куда идти и что делать. С другой, часто они продолжают жить в детских домах, так как им некуда идти, и, по идее, должны соблюдать правила детского дома, чего часто не делают.

Полдюжины присутствующих поделились самым разнообразным опытом и попросили единой рекомендации от представителя Минздрава. Максимова посоветовала решать проблему индивидуально и на местах. Последовали разочарованные вздохи.

Некоторые плакали

Чем дальше, тем чаще из зала звучали вопросы «о наболевшем». Представитель дома ребенка в Костроме сказала, что у нее 80% детей от нуля до четырех лет — здоровые и родительские. Органы опеки подписывают с мамами трехсторонние соглашения, в результате дети, не считающиеся сиротами, по факту становятся таковыми.

Максимова сказала, что это не дело, и нужно либо возвращать малышей в семью, либо лишать мамаш родительских прав и передавать ребенка в детский дом. Представитель дома ребенка ответила, что органам опеки это невыгодно, на что Максимова посоветовала опеке написать в Минздрав.

Я не могу, у меня больше нет сил бороться с властью! Мы тут кричим, а они нас не слышат

Затем встал вопрос дошкольного образования детей-сирот. Оказалось, что во многих регионах этим вообще никто не занимается, и неясно, кто за это должен отвечать. «А вы не пробовали отдавать таких детей в обычный детский сад?» — ответила вопросом на вопрос  Максимова. В зале поднялся гул, что воспитатели детских садов не готовы к такой «инклюзии», что надо сначала их обучить работе с детьми-сиротами, но неясно, кто это может делать. «А чем отличаются сироты от обычных детей? Они ничем не хуже и могут ходить в детский сад наравне с другими», — удивилась Максимова. Тут уже в зале поднялись крики: «Это у вас в мечтах!» — «Конечно, они особенные!» — «Инклюзия — это хорошо, но надо ее подготовить». «А как мы обучим воспитателей, если не попробуем?» — парировала Максимова. «Вы что, предлагаете взять нескольких сирот и, как подопытных кроликов, просто отправить их в детские сады?» — возмутился Александр Невзоров из Центра развития семейной формы устройства детей-сирот в Новосибирске. Снова крики, гул и возгласы одобрения из зала.

После заседания многие участники выглядели разочарованными. Некоторые плакали. «Я не могу, у меня больше нет сил бороться с властью, — отчаянно вздыхала директор благотворительного фонда «Доброе дело» из Ростова-на-Дону Татьяна Аладашвили. — Мы тут кричим, а они нас не слышат. Органы опеки приходят и уговаривают мам в сложных жизненных ситуациях отдавать малышей в учреждения. А то, что детям там хуже, никого не волнует».

Расстроенные представители региональных НКО говорили, что им нужна профессиональная поддержка из центра, а ее нет. Что у многих наступает профессиональное выгорание. Что никто не занимается ведением детей после размещения в семьях, из-за этого огромное число детей повторно возвращают в детские дома. Что постановление приняли, а регионам толком не объяснили, что делать.

Договаривайтесь сами

«Мне кажется, на заседании мы говорили не о том, — высказалась Светлана Миллер из детского благотворительного фонда «Солнечный город». — Каждый твердил о своей проблеме, вместо того чтобы обсудить неточности постановления. Например, что такое семейно-воспитательный подход? Каждый понимает это по-своему, и таких моментов в постановлении много. Нет целостной системы. Нам здесь представитель Минздрава говорит, мол, идите и договаривайтесь на местах. А мы должны прийти к своему губернатору и сказать, что нам в Москве разрешили то-то и то-то? Нет, так это не делается. На беду, без федеральной помощи мы бессильны. А нам на все один ответ — решайте сами».

Марина Аксенова проводит мастер-класс по фандрайзингуФото: Мария Бобылёва

Александр Невзоров из Новосибирска примерно такого же мнения: «Дети-сироты — это межведомственная проблема. Надо наладить общение, чтобы медицина слышала образование, образование слышало соцзащиту и так далее. Пока этого нет, и часто невозможно найти ответственного. В регионах миллион проблем, у каждого свои. И вот, мы приезжаем в Москву, а нам в очередной раз говорят: «Ну, давайте, вы молодцы, у вас все круто». Нам не нужны эти слова, нам нужно, чтобы нам дали рычаги воздействия. А мне советуют делиться опытом с коллегами. Это я и так делаю, а сюда я приехал за ответами. Я приехал сказать: «Вот тут болит»— и хочу, чтобы меня услышали. Но меня не слышат. Вот, например, у меня конкретная проблема — нужно, чтобы кандидаты, замещающие родителей, проходили обязательное психологическое обследование. Потому что детей усыновляет кто попало. Раздать немудрено — мудрено потом собирать их назад. А мне говорят — решите сами как-нибудь. А у меня нет полномочий».

Без денег, но с пользой

На конференции прошло несколько мастер-классов. Тот, что посвящен искусству привлекать пожертвования от частных лиц и бизнеса, провела директор Детского благотворительного фонда «Солнечный город» Марина Аксенова. Она рассказала, как сделать так, чтобы компаниям самим было интересно сотрудничать. И что даже, когда у компаний нет бюджета на благотворительность, не все потеряно. Аксенова привела примеры, как создавать совместные программы, не тратя на это денег. Например, благотворительность вместо сувенирной продукции. Или схему Pro Bono, то есть бесплатное оказание профессиональных услуг в интересах НКО. Дизайн, продвижение, создание сайта, юридическая помощь, реклама — эти и многие другие услуги можно получить от бизнеса бесплатно вместо денег. «Я не беру денег у власти, я привлекаю частные деньги, поэтому наш фонд не зависит ни от кого, — говорит Марина. — Если грамотно заниматься фандрайзингом, можно спокойно обходиться без государственных грантов».

Конференция продлится до 22 декабря. В программе запланированы тренинги, семинары и так называемые проектные сессии, на которых практики и эксперты будут делиться опытом и моделировать реальные ситуации и схемы решения проблем.


Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!