Такие дела

«Чему могут научить соха с топором?»

Ина Герасимова с сыном Егором

Родители учеников московской школы пожаловались в Генпрокуратуру на то, что их детям навязывают религиозную идеологию. «Такие дела» поговорили об этом с инициатором жалобы Инной Герасимовой

***

Вернувшись из школы в начале учебного года, одиннадцатилетний сын Инны Егор, спросил:

— Мама, у нас что, обязательно должны быть дома иконы?

— Нет, с чего ты взял?

Егор достал из рюкзака учебник «Истоки», который ему только что выдали. Автор учебника обращается к школьникам: «Ты же знаешь, что иконы сопровождают русского человека и в будни, и в праздники, и в дальней дороге, и на войне. К ним обращаются и в радости, и в горе, а особенно почитаются иконы чудотворные».

— Что-то не припомню, чтобы мы брали с собой иконы в путешествия, — усмехнулся Егор.

Инна — атеистка, и икон в доме никогда не было. Она попыталась объяснить Егору, что все это, конечно, необязательно, хотя он и сам прекрасно это понимает.

на тему «Соха и топор» отведено пять уроков

Егор Герасимов учится в пятом классе школы №2065 в Новой Москве. Почти половина его одноклассников из мусульманских семей, есть дети из семей иудеев и католиков. В сентябре 2015 года в обязательную школьную программу ввели предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Учебник «Истоки» используется еще в 62 регионах страны. По словам руководителя информационной службы синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ иеромонаха Геннадия (Войтишко), программа «Истоки» — это «некий прообраз светской этики с учетом региональных особенностей и традиций». Чиновники считают, что ОДНКНР не пытается приобщить детей к религии, но у родителей из школы 2065 сложилось совсем другое впечатление.

***

О том, что с этого учебного года у ее сына будет новый предмет, Инна узнала на родительском собрании в августе. Завуч школы тогда не смог объяснить, чем конкретно будут заниматься пятиклассники на этом уроке, однако название «Истоки» не вызвало у родителей никаких подозрений. Изумились они, только увидев учебник по этому предмету. Сначала попробовали выяснить у завуча, как он вообще мог попасть в школу. Завуч обещал во всем разобраться. Потом начались письма директору школы с жалобами на навязывание религии и просьбой поменять учебник. На все письма директор отвечал: «Выбора нет», «Департамент образования выдал программу», «Ничего сделать/поменять не можем».

Инна решила, что ее жалоба на то, что учебник не светский, должна быть обоснована и занялась тщательным анализом «Истоков»: сопоставляла его содержание с законом и нормативными актами, подсчитывала, сколько раз в нем упоминаются слова «Бог» (60), «чудеса» (66), «нечистая сила» и так далее. При этом в учебнике всего из 126 страниц, треть — иллюстрации.

почувствуй сердцем, душой своей, не кажется ли тебе, что Соборная площадь Кремля напоминает гигантскую общероссийскую свечницу?

Основная претензия родителей к «Истокам» в том, что в учебнике отсутствует какая-либо научная составляющая. Автор издания Александр Камкин не ссылается на конкретные источники, а исторические события и культурные памятники описывает, прибегая к помощи то инфернальных, то небесных сил. Например, в главе, посвященной Соловкам, строительство лагеря особого назначения и разрушение монастыря описывается как наступление «великого зла»: «Беда пришла в двадцатом году… Монастырь был закрыт, монастырские святыни были осквернены, уничтожены, храмы поруганы». Автор не уточняет, кем именно были «поруганы» и «осквернены» святыни, единственное историческое действующее лицо в этой главе — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который посетил Соловки в 1992 году.

Страницы из учебника пятого класса по предмету «Истоки»Фото: Антон Карлинер/SCHSCHI для ТД

Наряду с этим автор предлагает пятиклассникам по-новому взглянуть на московский Кремль: «Посмотри внимательно, не только глазами, но и почувствуй сердцем, душой своей, не кажется ли тебе, что Соборная площадь Кремля напоминает гигантскую общероссийскую свечницу?»

Учебник начинается с темы «Соха и топор», на которую отведено пять уроков:

— Дети писали контрольную на тему «Чему могут научить соха с топором?» Как можно после программирования, уроков химии и биологии говорить про соху и топор пять уроков подряд? Через предложение в учебнике говорится, что все возможно только с Богом, с его помощью, что «молитва и труд все перетрут», в учебнике приводится эта «пословица», — рассказывает Инна.

Как можно после программирования, уроков химии и биологии говорить про соху и топор пять уроков подряд?Твитнуть эту цитату

На следующем родительском собрании завуч предложил недовольным родителям сдать учебники, а остальные дети пусть продолжают учиться по «Истокам». Тогда родители всех 24 детей написали заявления на имя директора школы с просьбой освободить класс от изучения «Истоков». После этого учебники у пятиклассников забрали, но изучать предмет они все равно продолжили. Произошло это только в одном пятом классе, остальные четыре класса в параллели продолжают учиться по «Истокам», однако никакой разницы нет. Инна уже знает наизусть программу курса и говорит, что те задания, которые преподаватель дает ее сыну сейчас, полностью совпадают с программой учебника. «А преподаватель ничего не может сделать с этим, он же на 100% зависит от системы, от департамента, как и все остальные».

Инна отправила жалобу, подписанную всеми родителями класса, в прокуратуру, откуда полтора месяца не было ответа. Потом жалобу спустили сначала в Департамент образования, а оттуда обратно директору.

***

«Мы совершенно не против, чтобы наши дети узнавали что-то новое про православие, — объясняет Инна. — Но только не из этого учебника, потому что нельзя говорить только о православии и не сказать ничего о том, что когда-то было язычество, а параллельно с христианством сейчас существует мусульманство, и что вообще-то мы живем в многонациональной стране. Нельзя так однобоко преподносить одну религию, при этом пользуясь манипуляциями, когда речь идет об учебнике для детей. Мы не против религии, мы просто против подачи материала в таком формате, когда о православии говорится как о единственно возможной религии».

Exit mobile version