Сегодня Госдума декриминализовала побои в семье. Как вы считаете, зачем?
Поправки о декриминализации побоев, которые приняла сегодня в третьем чтении Государственная Дума, несколько демонизированы прогрессивной общественностью. На самом деле речь идет всего лишь о том, что нанесение синяков и царапин отныне не будет считаться уголовным преступлением. Даже нашим депутатам не приходит в голову декриминализировать избиение жен и детей до полусмерти, пытки, переламывание рук и удушение. Подобные преступления продолжают считаться преступлениями. Тем не менее сам факт декриминализации побоев в семье как бы говорит россиянам, что жен и детей не то чтобы нельзя бить совсем, а вроде как если немножко, то можно. Кому и зачем понадобилось утвердить эту варварскую мысль законодательно – понять нельзя. «Такие дела» предлагают несколько безумных версий, из которых читатель может выбрать наименее, на его взгляд, безумную.
В современном российском законодательстве нет легального определения побоев, однако суды обычно руководствуются вот этим определением из Приказа Минздрава (24 апреля 2008 г. N 194н): «Поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека».
Теперь если эти повреждения будут нанесены близкими родственниками (супругами, родителями, бабушками-дедушками), они не повлекут за собой уголовной ответственности, только административную. Однако и раньше это были редкие для нашего уголовного кодекса дела частного обвинения, которые возбуждались органом дознания только по заявлению потерпевшего и подлежали прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (что чаще всего и происходило). В переводе с юридического волапюка на русский это означало, что жене надо было найти в себе смелость подать заявление на избившего ее мужа, зафиксировать побои, не помириться с ним и довести дело до суда, который чаще всего присуждал штраф. Очень редки случаи, когда за побои — именно побои, а не причинение легкой или средней тяжести вреда здоровью – человек бы получал реальный срок. Сейчас будет все то же самое, только у обвиняемого не будет судимости (что в общем-то мало кого волнует).
Так в чем смысл нынешней декриминализации побоев в семье? Мы собрали все версии, пытающиеся объяснить логику законодателей, какими бы безумными и нелепыми они ни казались. Предлагаем вам выбрать ту, которая кажется вам наиболее правдоподобной.
Улучшить статистику
Побои в семье перестанут быть уголовно наказуемым деянием, преступлением. Таким образом, выведя их в разряд исключительно административно наказуемых действий, можно существенно снизить количество преступлений на душу населения, то есть улучшить статистику. К концу года это позволит правоохранительным органам отрапортовать, что «преступность у нас существенно снизилась».
Некоторые законодатели хотят заявить о себе
У федерального закона о внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса РФ 10 соавторов, все они состоят в партии «Единая Россия», о многих из них вы наверняка еще не слышали. Это их звездный час. Ольга Баталина, один из соавторов законопроекта, комментируя критику в адрес предыдущей версии поправок ответила: «У людей вызвало объективное недоумение, почему конфликты внутри семьи, нанесение побоев родственникам являются преступлением, а такие же действия, совершенные на улице, — административным правонарушением». Ольга Окунева, еще один соавтор законопроекта, в свою очередь признает, что проблема домашнего насилия действительно существует, но бороться с ней стоит исключительно «профилактическими методами». Слава Яровой и Мизулиной не дает им покоя.
РПЦ возвращает Домострой
В июне 2016 года Госдума внесла в 116 статью поправки, запрещающие родителям применять телесные наказания. Тогда представители РПЦ заявили, что родители не должны подвергаться уголовному преследованию за применение «добросовестных умеренных наказаний» и предложили расценивать побои как воспитательные меры. Поправки, которые Госдума обсуждает сейчас, ни что иное, как попытка угодить РПЦ.
Пополнить бюджет
Административная ответственность за первый случай домашнего насилия — штраф от 5 до 30 тысяч рублей либо арест от 10 до 15 суток, либо обязательные общественные работы от 60 до 120 часов. Возможно, авторы законопроекта считают, что непредвиденные траты семейного бюджета страшнее, чем уголовная ответственность, и, потратившись на штраф, муж в следующий раз немного подумает, прежде чем поднять руку на жену или детей.
Свести с ума российскую судебную систему
Теперь за одно и то же правонарушение будет следовать и административное, и уголовное наказание. Статьей 116.1 УК при повторных случаях домашнего насилия все же предусмотрена уголовная ответственность. По идее, работать это должно так: допустим, муж избил жену, она подала заявление, и 1 марта 2017 года ему назначили за это штраф. Если он опять изобьет жену 28 февраля 2018 года, его могут привлечь к уголовной ответственности, а если он потерпит и изобьет ее только 2 марта 2018 года — то опять отделается штрафом (ст. 4.6 КоАП).
Декриминализация побоев приведет к снижению уровня домашнего насилия
Согласно опросу ВЦИОМ, идею о смягчении наказания за семейное насилие поддерживают 59% россиян. 41% опрошенных парадоксальным образом считают, что в результате смягчения наказания за домашнее насилие число побоев в семье даже снизится.
Укрепить семьи
Спикер Госдумы Вячеслав Володин, к примеру, всерьез считает, что декриминализация побоев в отношении близких лиц способствует созданию крепкой семьи: «Нам важно, чтобы не было вмешательства в семью, нам важно, чтобы эти вопросы воспринимались обществом [так], что государство создает условия для создания крепких семей».
Во всем виноват Орлуша
26 января поэт Андрей Орлов опубликовал на свой странице в Facebook стихотворение «Орлуша женится на Мизулиной»:
Я решил разогнать холостяцкую скуку,
Я Кирилла прошу меня благословить:
Предлагаю Мизулиной сердце и руку,
И хотел бы Милонова усыновить.
Их, принявших закон о семейных побоях,
Я в семейные узы влеку для того,
Чтобы их каждый вечер мудохать обоих,
И за это бы не было мне ничего.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»