Такие дела

Не поведу тебя в музей

Депутаты у Исаакиевского собора. Встреча с избирателями.

Авторы: Мария Кингисепп (Петербург), Майя Соерова (Москва)

Завтра, 28 января, на Марсовом поле в Петербурге должен состояться второй митинг противников передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви на 49 лет. Митинг инициирован депутатами петербургского ЗАКСа от «Яблока», «Справедливой России» и «Партии роста». Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Смольного не согласовал проведение акции, ссылаясь на то, что активисты общественного «Национально-освободительного движения» первыми подали заявку на мероприятие за передачу собора там же, тогда же, а два мероприятия одновременно проводить нельзя. Но организаторы заявляют, что акция пройдет все равно: они подали новое информационное письмо в Смольный и готовы оплатить штраф за превышение числа митингующих из своего кармана.

***

Музейщики говорят, что процесс передачи, если таковой состоится, долгий и трудоемкий, и займет как минимум год или даже несколько лет, если, конечно, соблюдать все нормы музейного дела: имущество нужно описать, перевезти в специально подготовленные помещения, где будут соблюдены все требуемые условия хранения, и т. д. и т. п., не говоря уже о соблюдении всех бюрократических процедур, переформировании и сокращении штата сотрудников и прочих аспектов, относящихся к действующему российскому законодательству.

Николай МитрохинФото: из личного архива

Историк и публицист Николай Митрохин утверждает, что церковь не способна хранить музейные ценности: «В действующей церкви нет никакого специального помещения для музейных предметов. Музеи из храмов перемещают в какие-то бараки на окраинах, экспонаты живут там десятилетиями, прежде чем государство найдет отреставрированное помещение для музея. Так было с музеем в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре в Костроме, который «выгнали» из храма в середине 90-х. Так было с Рязанским кремлем, когда объект, никогда не принадлежавший РПЦ, передали в ее ведомство. И теперь туда можно попасть после службы, только если найти ключаря собора , который даст ключи, чтобы открыть помещение».

Ему возражает член патриаршего совета по культуре, протоирей Леонид Калинин. Выступая в эфире «Эха Москвы», он заявил, что «церковь готова к сотрудничеству с музейным сообществом и экспертами любых уровней, включая ЮНЕСКО; а также к обсуждению экономической составляющей этого проекта». Залогом успешного сотрудничества Калинину видится то, что в патриарший совет по культуре входят такие столпы музейного дела, как директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, заместитель директора по науке музеев Кремля Московского Андрей Баталов и другие.

«Такие дела» решили выяснить, в чем отличие работы государственного музея-храма от храма, находящегося в ведении РПЦ, на примере нескольких действующих храмов и музеев Москвы и Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург

Исаакиевский собор

Входит в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»», который называют «Музеем четырех соборов». Это четыре уникальных храма-памятника федерального значения: Сампсониевский и Смольный соборы (XVIII век), Исаакиевский собор (XIX век) и храм Воскресения Христова (Спас на крови) (начало XX века).

Исаакиевской собор в 1840 г. Литография с тоном. Бишбуа, В. Адам, по оригиналу О. Монферрана

Возведен архитектором Огюстом Монферраном. Памятник позднего русского классицизма середины XIX века. Одно из величайших купольных сооружений в мире. Во внутреннем убранстве представлены все виды монументально-декоративного искусства: монументальная живопись (более 150 произведений, в том числе работы Карла Брюллова и Федора Бруни), мозаика (более 60 произведений русских мастеров), скульптура (свыше 300 статуй, скульптурных групп и рельефов), витражи (в том числе один из крупнейших в мире витражей площадью почти 30 квадратных метров), цветной облицовочный камень.

По решению властей Исаакиевский собор будет передан в ведение РПЦ и станет местом проведения богослужений и церковных таинств, оставаясь в собственности города, в ведении и под охраной государства и профильных комитетов Смольного. Первыми из музеев комплекса переданы РПЦ несколько лет назад Сампсониевский и Смольный собор, а после Исаакия, как предполагает директор комплекса Николай Буров, очередь неизбежно дойдет до Спаса на крови, в передаче которого РПЦ пока отказано.

Вид на Исаакиевский соборФото: Сергей Коньков/ТАСС

Сейчас стоимость входного билета для взрослых 250 рублей, для посетителей до 18 лет, пенсионеров и студентов — 50 рублей. Посещение собора и колоннады — 400 рублей. Эти расценки действуют в дневное время (собор можно посещать и вечером, и ночью, когда он выглядит особенно красиво). Право бесплатного посещения имеют традиционные льготники: дети, многодетные семьи, инвалиды, военнослужащие, участники различных войн и боевых действий, блокадники, герои СССР и России, музейщики и прочие. Вариантов экскурсионного обслуживания множество, в их стоимости — цифры от одного до трех нулей. Билет на вокальные и органные концерты — 500 рублей.

Службы проходят в 9:00 и в 18:00, кассы и музей работают с 10:30 до 18:00. Во время службы в собор можно зайти через северный портик, со стороны Невы, в рабочие часы музея — через главный вход.

Петропавловский собор

Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Находится в ведении Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Закладка каменного собора произошла в 1712 году, строительство шло под руководством Доменико Трезини. Усыпальница русских императоров. Памятник архитектуры петровского барокко.
Собор был закрыт в 1919 году, в 1920-е годы находился в ведении Музея революции, превращен в самостоятельный музей в 1924 году. Большинство ценных предметов XVII-XVIII веков — иконы, облачения, книги, серебряная утварь, были переданы в другие музеи. В 1954 году собор был передан Государственному музею истории Ленинграда.

Горожане на фоне Петропавловского собораФото: Антон Ваганов/ТАСС

Среди главных достопримечательностей интерьера и внутреннего убранства — императорская усыпальница, отделка мрамором, яшмой, родонитом и известняком, роспись стен кисти известных русских художников, лепной декор, объемная скульптура, люстры из позолоченной бронзы, венецианского стекла и горного хрусталя и позолоченный резной иконостас, изготовленный в Оружейной палате Кремля.

Стоимость входного билета для взрослых — 450 рублей, для учащихся и пенсионеров — 250 рублей. Бесплатно могут пройти ветераны, блокадники, инвалиды, герои соцтруда, военнослужащие, дети-сироты и школьники, члены многодетных семей и музейщики.

Вход на утренние, вечерние и праздничные службы и панихиды по российским императорам разрешен только верующим (туристов не допускают).

Собор Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж».

Храм был возрожден и открыт к 250-летию Эрмитажа в 2014 году и стал частью музейной экспозиции «Русская культура второй половины XVIII века», где выставлены святыни царской семьи.

До революции церковь была домовым храмом семьи Романовых: там проводили обряды венчания и крещения и отмечали торжественные даты. В то время туда мог попасть любой желающий, а спустя сто лет — лишь избранные. Сейчас оказаться в соборе Спаса Нерукотворного возможно только в качестве посетителя Эрмитажа, в часы работы музея, по билету на общих основаниях. А вот оказаться на службе в этом зале теперь затруднительно. Ни один из специалистов музея (начиная от справочной службы, заканчивая экскурсионным бюро, где вообще не знали, что в соборе идут службы) не смог дать внятного ответа о том, как может так называемый простой человек принять участие в богослужении в соборе Спаса Нерукотворного.

Службы проходят редко, по особому расписанию, как правило, по утрам, когда сам музей еще закрыт, в закрытом от посетителей режиме.

Восстановленный придворный собор Спаса Нерукотворного в ЭрмитажеФото: Михаил Метцель/ТАСС

Вскоре после открытия собора была отслужена божественная литургия (впервые с 1918 года), во время которой молились сотрудники Эрмитажа. Регулярно проходит служба 7 декабря (официальный день рождения Эрмитажа и День святой Екатерины) в присутствии специальных гостей и лично директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. В феврале 2016 года состоялась торжественная лития в память 200-летия венчания великой княгини Анны Павловны с наследным нидерландским принцем Виллемом Оранским. Службу вели настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин и настоятель Русской Православной Церкви святой Марии Магдалины (Фондовой придворной капеллы королевы Анны Павловны в Гааге, Нидерланды) отец Никон.

Впрочем, теоретически можно сделать спецзаказ на службу в этом соборе. В этом случае вопрос может быть решен непосредственно с руководством Эрмитажа через секретаря по предварительному согласованию.

Казанский собор

Московский патриархат, Санкт-Петербургская епархия.

Гигантский храм с огромной колоннадой. Вход через крошечную двустворчатую дверь (причем открыта всего одна створка, сквозь которую сочится нешуточный людской поток).

При входе — стенды с информацией о расписании богослужений на текущий месяц, об экскурсиях, о расписании паломнических поездок. Тут же — тематические объявления: например, о программе подготовки к вступлению в брак и к таинству венчания.

В соборе — несколько ларьков-прилавков с крестиками, медальонами, свечами, иконами, книгами, CD и DVD дисками. На двух стойках — бесплатные газеты. Газета «Казанский собор» — 12 полос на плотной мелованной бумаге издается тиражом в две с половиной тысячи экземпляров. Главный редактор — настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов, редакторы, фотографы — протоиереи, иереи и диаконы, и лишь корректор — лицо светское. Тематика издания — церковные праздники и торжества, исторические материалы о людях церкви и репортажи о паломнических поездках. Настроение и подача материалов — «за здравие».

Вид на Казанский соборФото: Василий Кузьмиченок/ТАСС

Газета «С уважением к памяти» — издание Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона — выглядит скромнее и пишет, наоборот, «за упокой». Тематика и заголовки соответствующие («Он был символом…», «Ушел выдающийся человек…», «Скончался великий…», «Город не забудет…»). Тираж в пять тысяч экземпляров распространяется в ритуальных агентствах, на кладбищах, в больницах, в организации «Жители блокадного Ленинграда», в музее обороны и блокады Ленинграда и почему-то в городском комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка.

Экскурсии по собору проводятся с 12:00 до 17:00, по предварительной записи (на месте или по телефону). Пожертвование на билет — 150 рублей, льготникам — 100 рублей.

Никольская единоверческая церковь

(Единоверие — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстия, службы по старопечатным книгам и др.) признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата — ТД).

Пожалуй, самый загадочный храм Петербурга. В здании церкви располагается Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский государственный музей Арктики и Антарктики». Церковные и музейные служители ведут многолетнюю борьбу за помещение с переменным успехом, с 1920-х годов и до сих пор. Здание Никольской церкви на углу улицы Марата и Кузнечного переулка, построенное в 1820-1838 годах по проекту архитектора Мельникова, было отдано Арктическому институту по многочисленным просьбам советских ученых, по официальной информации — в 1933 году, с целью создания музея, который открылся для посетителей в январе 1937 года.

Здание Российского государственного музея Арктики и Антарктики, где ранее располагалась единоверческая Никольская церковьФото: Елена Пальм/Интерпресс/ ТАСС

В настоящее время музей находится в ведомстве Росгидромета. Единоверцы предпринимали очередные попытки вернуть себе церковь в начале 1990-х годов и в 2013 году, но не смогли доказать, что смогут содержать историческое здание в надлежащем состоянии и справятся с реставрационными работами. В 2014 году РПЦ заявляла свои права на здание и передачу его Православному единоверческому приходу Никольской церкви, но Росимущество заявку отклонило.

Сейчас в главном здании церкви по-прежнему располагается музей, в левой часовне — трансформаторная будка, а в правой, южной, идет ремонт: приход планирует там устройство крестильни.

В музее не дают никакой информации о церковных службах и советуют обратиться во Владимирский собор, «ибо это их юрисдикция сейчас». Владимирский собор это отрицает.
Прихожане единоверческой церкви пользуются помещением примерно в 20-25 квадратных метров, расположенном на первом этаже в соседнем со зданием храма (музея) жилом доме по улице Марата. До революции здесь была приходская школа. Попасть туда можно просто с улицы, как в магазин. При входе надлежит тщательно вытирать ноги (коврик и швабра с тряпкой встречают у порога, как и стопка головных платков для женщин).

Экскурсии не проводятся, но можно попросить отца Петра рассказать об иконах, иконостасе и истории храма.

Москва

Собор Казанской иконы Божией Матери,
расположенный на углу Красной площади и Никольской улицы, принадлежит Русской Православной церкви. Первое упоминание о храме (тогда еще деревянном) датируется 1625 годом. Позже храм сгорел, а в 1636 году на его месте возвели каменный собор. Несмотря на весьма скромные размеры, собор был одним из важнейших духовных мест города, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве. На сайте храма говорится, что он «выделялся, прежде всего, исключительной общецерковной, исторической и мемориальной значимостью, как главный монумент освободительной эпопеи Смутного времени».

Россия. Москва. Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площадиФото: Наталья Гарнелис/ТАСС

После революции 1917 года, уже в 20-е годы, архитектор Петр Барановский успел сделать замеры Казанского собора и на средства прихода отреставрировать его, вернув собору первоначальный исторический облик. Но в 1930 году Казанский собор закрыли, а затем устроили в нем столовую и склад.

В 1936 году храм был разрушен. На его месте построили павильон в честь III Интернационала, а позднее открыли общественный туалет. Собор полностью воссоздали в 1990—1993 годах. Строительство оплачивали за счет городского бюджета и народных пожертвований.

В наши дни храм официально не имеет статуса музея и находится в ведении РПЦ. Поскольку собор расположен на Красной площади, то туда кроме верующих часто заглядывают туристы.

Снос Казанского собора в 1936 годуФото: Wikimedia Commons

Справа от входа церковная лавка с традиционным ассортиментов товаров — свечи, иконы, церковная литература. На подоконнике лежат рекламные проспекты, предлагающие паломнические туры в Иерусалим.

У иконостаса перед алтарем несколько человек ставят свечи, послушница торопливо протирает зацелованное стекло, закрывающее икону. В дальнем углу собора на двери распечатанный листок А4 — правила поведения: записывать видео и аудио запрещено, мобильный телефон стоит выключить, мужчинам необходимо снять головной убор, девушкам нельзя входить в коротких юбках. Еще один пункт: «Соблюдайте тишину и не мешайте прихожанам молиться». Вряд ли кто-то замечает листок, впрочем, нарушать правила никто не стремится — туристы быстро осматривают небольшой собор и уходят. За непокрытые головы и брюки вместо юбок у женщин замечания не делают — некому, перед всенощной в храме пустынно.

Храм Василия Блаженного (Покровский собор), или собор Покрова Божией Матери на Рву, — таково его каноническое полное название, — построен на Красной площади в 1555—1561 годах. Собор представляет собой девять церквей на одном фундаменте.

Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили.

В 1918 году его взяли под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. Так началась музеефикация собора. В 1923 году часть собора была превращена в музей, окончательно храм был закрыт в 1929 году, тогда же почти все колокола звонницы были изъяты и переплавлены.

Москва. Вид на храм Василия БлаженногоФото: Михаил Метцель/ТАСС

Известно, что в 30-е годы XX века собор хотели снести, так как он якобы мешал движению автомобилей по Красной площади. Но этого, к счастью, не произошло.

В настоящее время собор является филиалом Государственного исторического музея, но находится в совместном пользовании с Русской Православной церковью. Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Светлой Седмицы (Пасхи). Службы проводят священники Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе.

Воскресное богослужение — с 10 до 12 утра. Приходить нужно вовремя — если опоздал, то охранник, стоящий у калитки, не пропустит. Нужно дождаться 11 часов, чтобы заплатить за билет 350 рублей и зайти в храм, как турист. Можно доплатить 100 рублей за экскурсию или изучать музей самостоятельно. Вход в собор расположен сразу напротив раки с мощами Василия Блаженного, у которой идет служба. Билетер сразу предупреждает туристов, что в этом зале нельзя фотографировать, так как идет богослужение.

Этот небольшой участок, на котором совершается служба, огорожен стеклянными стенами, словно аквариум. Внутри едва умещаются 30—35 человек, из них пять-шесть — это хор. Некоторые туристы наблюдают богослужение, другие идут в музейные залы, где фотосъемка разрешена. В углу напротив собирается еще одна группа, экскурсовод рассказывает об истории собора. Одна из прихожанок в этот момент пытается закрыть стеклянную дверь, чтобы разговоры не отвлекали от службы.

Аполлинарий Васнецов. Кремль при Иване Грозном. 1550-е гг. Запечатлен процесс строительства собораФото: Wikimedia Commons

Все остальные помещения храма — музейные пространства с музейными правилами.

Посетительниц не заставляют надевать платки, если мужчина не снял шапку, то ему вряд ли что-то скажут, но все-таки за поведением гостей следят. Так, музейный работник строго отчитывает одного из молодых людей: «В следующий раз в храм со жвачкой не заходите! Нам 500 лет, а вы тут жуете».

Особо ценные экспонаты музея накрыты стеклом с датчиками сигнализации. В этих помещениях поддерживается нужный микроклимат, чтобы иконы находились в условиях, заданных для их наибольшей сохранности.

В здании собора есть и церковная лавка, и музейный магазин с книгами и сувенирами. Лавка представляет собой несколько столов, составленных буквой «П» возле раки с мощами. Магазин находится в отдельном помещении рядом с музейными залами.

Несколько раз в месяц по средам музей «Покровский собор» проводит лекции-беседы о русской литературе и культуре. Приходить туда могут все желающие, но необходимо заранее регистрироваться на встречу по телефону или по электронной почте.

Билеты на лекции продаются непосредственно перед началом и стоят так же, как и обычный входной билет в музей: 350 рублей для взрослых, 100 — для пенсионеров и студентов, для учащихся до 16 лет — бесплатно.

Историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

В государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» входят три собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский (закрыт для посетителей до марта 2017 года). Все они находятся в совместной собственности музея и Русской православной церкви.

Попасть в соборы можно с экскурсией или купив единый билет на посещение ансамбля Соборной площади (включая выставки) за 500 рублей.

Ивановская площадь и площадка демонтированного 14-го корпуса Московского Кремля (в настоящее время на этой территории проводятся раскопки). Слева направо: Архангельский собор, колокольня Ивана Великого, Успенский собор, храм Двенадцати апостолов, Государственный Кремлевский дворец, Никольская башня Кремля.Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости

Успенский собор входит в Центральное благочиние Московской городской епархии. Сооружен в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до 1917 года, а в 1922 году стал музеем. Богослужения в храме были возобновлены в 1990 году.

В Успенский собор приходят самостоятельные туристы и экскурсионные группы. Сфотографироваться у Царь-пушки, Царь-колокола и зайти в храм, где венчали на царство и короновали русских правителей — обязательная программа.

Перед входом в собор стоит стенд с яркими брошюрами на нескольких языках, в которых есть историческая справка, интересные факты, схема собора с пояснениями, где и что расположено. Кроме того, в брошюре перечислены главные святыни, хранящиеся в соборе.

Внутри собора, справа от двери, музейный магазин: сувениры, календари, открытки и множество книг, в том числе и предназначенных для детей, о традиции венчания на царство, об искусстве иконописи и об увеселениях при дворе русских царей.

Фотографировать, записывать аудио и видео в соборе запрещено, но школьников, которых приводят на экскурсию, это не останавливает — они с серьезными лицами делают селфи на фоне царского молельного места. Сотрудники музея замечаний не делают. Правда, их тут немного: билетер и три смотрителя на весь зал храма. Особо ценные экспонаты, вроде иконы Святого Георгия XI века и множества других реликвий, защищают стекло и датчики с сигнализацией.

Еще один собор музея Московского Кремля — Благовещенский — также входит в Центральное благочиние Московской епархии. Его построили в 1489 году псковские мастера. Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей. Настоятель собора традиционно являлся духовником царя. Во время революции 1917 года собор пострадал от обстрела: снаряд разрушил крыльцо. Богослужения прекратились в храме в 1918 году в связи с переездом советского правительства из Петрограда в Москву. В тот же год в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нем произведений искусства.

В 1993 году в соборе прошла первая служба: 7 апреля патриарх Алексий II совершил Божественную литургию.

Внутри храма есть небольшая музейная лавка, а у входа — стенд с информационными брошюрами, сделанными по тому же принципу, что и в Успенском соборе. Смотрители Благовещенского собора просят гостей соблюдать традиции православной церкви — мужчины снимают головные уборы, женщины должны быть с покрытой головой. В храме много реликвий, в том числе чудотворная Донская икона Божией Матери, написанная Феофаном Греком. Все экспонаты хранятся в соответствии с правилами музейных фондов — под стеклом, в помещении, где контролируется уровень влажности и температуры.

Богослужения в соборах, расположенных на территории музея Московского Кремля, проводятся по крупным праздникам, но простые люди на них попасть не могут. Смотритель Благовещенского собора объяснила это так: «Пригласительные дает только Патриархия. Купить эти билеты вы нигде не сможете. Даже в интернете».

Exit mobile version