Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем cookie-файлы. Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование cookie-файлов. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой, чтобы узнать больше.
Новые тексты появляются благодаря вашим пожертвованиям. Но мы лишились почти всех регулярных пожертвований из-за вынужденной смены платежной системы.
ПОДДЕРЖАТЬНочевка в лесу, блины, песни под гармонь и драка за чучело Зимы с кровью и матом. Павел Никулин посетил Бакшевскую Масляницу — традиционный праздник реставраторов и походников
«Вот тут вы можете увидеть, как работает анархия», — обращается ко мне женщина лет сорока и протягивает чашку с горячим чаем.
«Тут» — это на безымянной поляне в лесу в сотне километров от Москвы. Я приехал туда, чтобы увидеть подготовку Бакшевской Масляницы (так, через «я» пишут название праздника сами организаторы. — ТД). На сленге устроителей Масляницы это называется «маслострой». Самих добровольцев называют «маслостроителями».
С ними я знакомлюсь у костра. Над огнем варятся супы и булькает чай. Щелкают толстые палки. В военный котелок засыпают молотую арабику и кидают несколько еловых веточек. Так варят «лесной кофе».
Пытаюсь высушить ноги. Протягиваю ступни поближе к костру, от носков идет густой пар. Женщина, угостившая меня чаем, смеется. На ее ногах здоровенные бахилы от костюма химической защиты.
Со стороны огромной, как футбольное поле, поляны доносится звук бензопилы. Маслостроители нарезают кирпичи из прессованного снега для Снежной Крепости — огромной конструкции высотой метров пять, которую на Масляницу будут штурмовать под предводительством Весеннего воеводы. Снег на крепость поднимают с помощью самодельного подъемного крана, сделанного из пары бревен, веревки и парусины. Там его утаптывают ногами и пилят.
На опушке леса еще одна группа строителей оборудует туалеты, возводит ворота и очищает от коры поваленные деревья. Быстрее всего работа идет у девушки, которая уверенно шлифует бревно большим мачете.
«Я узнала об этом празднике от друзей, которые раньше уже здесь бывали. В первый раз, в 2015 году, я приезжала только на сам праздник, на следующий год с ночевкой, а теперь мне захотелось поучаствовать еще и в строительстве. Это классный, веселый праздник, тут я могу забыть о городской суете и проблемах, отдохнуть душой», — говорит Оля.
Участники подготовительных работ обрабатывают свежеповаленные деревья
Самое большое отполированное бревно длиной метров десять потом установят в центре поляны — один из привычных аттракционов Масляницы. На самый верх повесят призы для тех, кто доползет. Мне довелось смастерить качели. Для этого были нужны бревно, елки и пара пожарных рукавов.
Поляну для будущего праздника ищут заранее. Иногда устроители едут смотреть места почти за год. На выбор влияет множество факторов: удаленность от населенных пунктов, степень доступности места зимой и летом. Если грядущая Масляница будет поздней, то место выберут на севере или северо-западе. Летом поляна может представлять из себя заболоченную местность, непригодную для стоянки, а зимой на присыпанной снегом и как следует промерзшей хляби можно будет возвести снежный городок.
Информацию о Маслянице можно найти на странице клуба «Рождественка» — движения добровольных помощников реставраторов, которое занимается восстановлением старых памятников, обычаев и праздников русского народа. Активный член отряда «Рождественка» Наталья Харпалева рассказывает, что изначально Масляница проводилась силами нескольких туристических групп еще в 80-е. Энтузиасты, которые летом занимались восстановлением монастырей и усадеб, устраивали первые Масляницы для себя, постепенно включая в формат праздника фольклорные элементы. От любителей КСП переняли «маслоэмблемы» — нашивки участников Масляницы с уникальным рисунком для каждого года.
В 1998 году умер один из активных участников Масляницы Михаил Бакшевский, а праздник, названный с тех пор в его честь, продолжил жить и стал набирать популярность. В какой-то момент это даже стало мешать устроителям. В лес начали съезжаться машины из города, убирать мусор стало все сложнее.
Поэтому праздник проходит с некоторой долей конспирации: месторасположение поляны сообщают за несколько дней до Масляницы по почте только заранее зарегистрированным участникам.
«Пожалуйста, отключайте геолокацию при размещении фото поляны, сделанных во время строительства. Не ставьте геометки поляны на фотографиях», — пишут организаторы на официальном сайте «Рождественки».
Местные власти и полиция не в курсе праздника. В известность устроители ставят только врачей и спасателей.
За десятилетия существования праздника постепенно сформировался некий сценарий с неизменными действующими лицами: Весенним воеводой, куклой Зимы, Медведем.
Харпалева объясняет, что никаких свидетельств того, что именно так Масляницу справляли наши предки, нет, но по отдельности все герои торжества описаны этнографическими экспедициями.
— Довольно-таки по-постмодернистки, — замечаю я.
— Немножко, — улыбается Харпалева.
«Я занимаюсь Масляницей уже 20 лет. Мне нравится быть в лесу. Вот, в одиночку ты один раз съездишь за зиму в лес, ну два. Никак не каждые выходные, а так ты можешь приезжать. Тут много людей, ты всем улыбнулся, тебе все улыбнулись. Я это делаю, потому что мне нравится. Я очень люблю лес», — рассказывает координатор «Рождественки» Аркадий Юровицкий.
Он одет в теплый тулуп и сам похож на доброго медведя. На поляну он приехал на вездеходе. Аркадий терпеливо объясняет, что, с одной стороны, Масляницу волонтеры делают для себя, но с другой, без гостей проводить ее неинтересно. Помимо своей работы в «Рождественке» Аркадий занят ремонтом компьютеров.
Павел Цыганков, 55 лет: «Я работаю фотографом в Москомспорте. Фотографирую спортсменов, спортивные конференции, спортивные сооружения. Через друзей сарафанное радио донесло до меня информацию о Бакшевской Маслянице. Я узнал об этом в 1995 году и долго не соглашался ехать. Я походник с 70-х годов, но не люблю толпу. Походники любят, когда меньше людей. В 1998 году меня уговорили. С тех пор я не пропустил ни одной Масляницы. Я ездил с фотоаппаратом, как-то ночью приехал, очень зрелищно было. Это была первая ночь, когда устроили иллюминацию. После этого я стал стараться приезжать на ночь.Когда ты получаешь много-много удовольствия, за это надо заплатить. Я уговорил друга поехать как-то и что-нибудь построить. Я съездил один раз, второй, третий. И потом начал ездить почти на каждые выходные. И жалел, что выходных так мало. Многим строительство доставляет удовольствия больше, чем завтрашняя шумная гульба»
«У меня не так много важной работы. Я не хочу ходить на работу в офисе с девяти до 18. Я и духоту плохо переношу, да и не дойду я до работы до этой. Я инвалид первой группы, пешком не хожу», — говорит он.
С самых первых Масляниц и по сей день дух мероприятия остается некоммерческим. Посетители не увидят спонсорской рекламы, с них не потребуют денег за вход. Организаторы не получают никакого дохода. На предложения строить на поляне киоски с кассовыми аппаратами и торговать завсегдатаи праздника отвечают: «Вы даже не представляете, насколько не в кассу здесь разговор про кассу».
Еще одно табу — политическая и религиозная агитация. Масляница — праздник, который должен объединять, а не ссорить людей. Тем более, как объясняет Юровицкий, на «маслострое» представлен весь политический спектр.
«У нас тут разные абсолютно политические убеждения у людей. Есть коммунисты, я демократ, есть путинисты. Совсем разные тут люди. А здесь происходит объединительная штука, она бывает сильнее, бывает слабее, но она есть. Тут люди 50 специальностей! От водителей до ученых из Курчатовского института».
Люди разных специальностей начали съезжаться на Масляницу вечером 22 февраля. Длинные праздники стали поводом для многих побыстрее вырваться в лес и заканчивать финальные приготовления к празднику. Ночь перед Масляницей самая красочная: лагеря ставят свечи, зажигают электрические гирлянды, запускают в небо китайские фонарики и взрывают фейерверки. Собравшиеся ходят от костра к костру в гости, угощают друг друга едой, поют песни под гитару.
На празднике не приветствуется употребление алкоголя. Но «сухого закона» нет. Одна подвыпившая компания ходит по лесу во главе с гармонистом, будто медведи-шатуны. Случайная встреча с прохожими — и музыка замолкает, а распевающие лихие казачьи песни подвыпившие мужики сконфуженно озираются.
— Металл играешь? Blind Guardian умеешь? — гармониста и певцов останавливает охрана масляничной поляны.
— «Алису» могу… «Антихриста» «Арии»…
— Да ты ж мой родный! — радуется охранник.
Откуда-то появляются бутылка, ряженые, закуска. В темноте загораются огоньки сигарет. Гармонист берет первые аккорды и неожиданно затягивает: «Ветер с моря дул».
Нет, это точно не Blind Guardian…
— Скажите пожалуйста, а это драккар? — спрашиваю у художника, который рисует на сделанной из снега ладье синей гуашью волны.
— Драккар? — удивляется вопросу художник.
— Корабль викингов.
— Э… Ну да. Драккар… А что это?
— Корабль викингов.
— У славян такие же были, они, наверное, дружили с викингами…
— Наверное, — соглашаюсь я и отправляюсь в палатку спать.
Гулянья на поляне продолжаются до поздней ночи
Утром я снова сижу у костра и снова сушу ноги. От носков, как и во время моего визита на маслострой, идет густой пар. Надо было все-таки покупать бахилы.
У ворот веселье — все поют, пляшут и кричат частушки. Это своеобразная плата за вход. В паре метров — веревочная переправа над лесным ручьем для тех, кто частушек не знает, а петь и плясать не хочет. По поляне бродят тысячи людей: они пекут блины, ползают по снежному лабиринту и делают селфи с хитом этого года — героем интернета трехметровым Ждуном, вылепленным из снега. На моих качелях с воплями качается десяток человек.
Вижу, как улыбчивая девушка заправляет под посадский платок дреды, и думаю, что не зря шутил с маслостроителями про постмодернизм.
На столб с призами карабкается раздетый до трусов мужчина. Обнажение вынужденное — в отличие от голой кожи одежда не дает такого хорошего сцепления с гладким столбом.
Начинается интерактивное представление. Мы идем выманивать Медведя из берлоги вкусным блином. (Роль Медведя исполнил кто-то из устроителей Масляницы, а блин для наглядности сделали из бумаги). Крадем чучело Зимы и водим вокруг него хороводы.
Медведь осознает пропажу, забирает куклу назад и прячет ее в Снежной крепости. Штурмовать крепость нас зовет Весенний воевода. На ней уже сидят старожилы праздника, готовые закидывать нас снежками и скидывать с отвесной стены в снег.
— Б***ь! — кричит парень рядом со мной.
Вряд ли он раздосадован кражей куклы. Скорее всего дело в том, что в него кинули увесистым снежком.
— Строимся! Строимся! Первый этаж! — истошно командуют в толпе.
Звучит хлопок. Это начало штурма. Здоровенные мужики из толпы под градом снежков прижимаются вплотную к стенам крепости, стоят плотно, в три ряда.
— Полезай! — командует парень слева.
Я не успеваю ему ответить. Меня уже закидывают на спины «первого этажа». Поскальзываюсь на чьем-то шлеме и пытаюсь карабкаться выше.
— Назад!
Кто кричит, не понимаю, но вижу, как мимо меня со стены крепости срывается парень, осадная башня из людей рушится, меня погребает куча тел. Закрываю голову и ору от боли: кто-то тянет меня из свалки за ногу. Выходит так себе — на мне лежит еще пара человек.
Встаю, умываюсь снегом, уворачиваясь от снежка, снова лезу на крепость. В этот раз я «первый этаж». Пытаюсь посмотреть, что происходит наверху, и понимаю, что это очень плохая идея — кто-то наступает мне на лицо и отталкивается от него, чтобы залезть дальше.
Снова кто-то срывается со стены. Понимаю это по истошному воплю. Ничего не вижу, кроме ног и плеч. Падаем. Меня поднимает парень с разбитым носом, он сплевывает красным на снег. Рядом еще один раненый. С рассеченной бровью.
В висках стучит сердце, ноги дрожат от возбуждения, с часов сорвана часть ремешка, с ботинок — скобки для крепления шнурков, а я рвусь на крепость снова и снова, неизбежно срываясь, неизбежно падая в разгоряченную толпу. Кто-то перелезает через стену крепости. Теперь он имеет право затаскивать остальных штурмующих. Парня с рассеченной бровью, парня с разбитым носом, меня.
Помогаю забраться на крепость новым и новым штурмующим. Рядом со мной стоит подросток с кроваво-красным следом от ботинка на лице.
— Больно? — участливо спрашиваю я.
—Х**ня — отмахивается счастливый парень и завороженно смотрит, как на поляне сгорает чучело Зимы.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
12 Февраля 2017. Московская область, Бакшевская Масляница. Участники подготовительных работ строят снежный городок. Каждый год организаторы праздника ищут новую поляну. Работы по подготовке начинаются еще с лета. Нужно заготовить сено, дрова, очистить территорию от опасных деревьев и распланировать расположение объектов, туалетов и т.д.
Наталья Харпалева, 45 лет: «Я по образованию журналист. Я пишу тексты, владею версткой, писала детские образовательные программы. Сейчас работаю редактором и пишу сценарии для детских передач. Однажды, в 1991 году, я пошла на слет КСП, встретила там парня из группы “Кадаши” — одного из реставрационных отрядов добровольных помощников реставраторов — и он сказал мне: “Поехали на “Маслострой””. Я поехала. Тогда это еще не была Бакшевская Масляница, Миша еще жив был и рулил на поляне. Мы с другими строителями встречаемся на протяжении года. Это люди интересные. Каждый из них непростой. Все с высшим образованием, у каждого есть свои увлечения. Кроме того, это для здоровья полезно. Я люблю лес, не боюсь ночевать в зимнем лесу. Плюс это что-то миссионерское. Подвижничество некое»
Павел Цыганков, 55 лет: «Я работаю фотографом в Москомспорте. Фотографирую спортсменов, спортивные конференции, спортивные сооружения. Через друзей сарафанное радио донесло до меня информацию о Бакшевской Маслянице. Я узнал об этом в 1995 году и долго не соглашался ехать. Я походник с 70-х годов, но не люблю толпу. Походники любят, когда меньше людей. В 1998 году меня уговорили. С тех пор я не пропустил ни одной Масляницы. Я ездил с фотоаппаратом, как-то ночью приехал, очень зрелищно было. Это была первая ночь, когда устроили иллюминацию. После этого я стал стараться приезжать на ночь.Когда ты получаешь много-много удовольствия, за это надо заплатить. Я уговорил друга поехать как-то и что-нибудь построить. Я съездил один раз, второй, третий. И потом начал ездить почти на каждые выходные. И жалел, что выходных так мало. Многим строительство доставляет удовольствия больше, чем завтрашняя шумная гульба»
Николай Алферов: «В свободное от Масляницы время я хожу в походы, общаюсь с “Космоспоиском”, занимаюсь домашними делами. Еще работаю. Я специалист в полупроводниковой электрике. О Маслянице я узнал в 2005 году. Стал ездить, строить. Не пропустил ни одной. В 2005 году было меньше людей, сейчас больше. Люди приходят, люди уходят, но число посетителей Масляницы растет. Несколько тысяч набирается. Раза в полтора, по сравнению с 2005 годом, количество выросло»
Юрий, 38 лет: «У меня есть работа и много всяких увлечений. Я работаю в банке. Скажем так, в обслуживающем подразделении. Не в бизнесе. Работа приносит деньги, а увлечения — радость и счастье. Чувство сопричастности к чему-то хорошему и большому. Много моих увлечений связаны с праздником. Люблю активный образ жизни: байдарки, велосипеды, пешие походы. Я люблю не матрасные путешествия, а такие, чтобы тело звенело, а душа — радовалась. Я много раз задавал себе вопрос, зачем мне это все надо. Могу отшутиться. Когда мне было лет 15, мы с другом на набережной нашли много снеговых фигур и начали их рушить. Мы давай лупить по ним и ломать. А потом какой-то мужик к нам подошел и говорит: “Ребят, ну что вы делаете? Люди старались, а вы ломаете”. Он не ругался, руку не поднял, а нас пробрало на совесть. Короче, я понял, что карму испортил, а теперь выправляю»
Михаил Максаков, 47 лет: «По профессии я педагог-психолог. Если говорить о хобби, то я люблю ножики и увлекаюсь историей Гражданской войны. Пытался участвовать в ролевых играх, реконструировании. Я приезжаю с 1992 года на все праздники, на строительство — с 1994 года. С того же времени я занимаюсь охраной мероприятия. Охрана леса — это люди, которые пришли ко мне с КСП. Не то, что я был у истоков, но я был знаком с человеком, который это все поднимал — Михаилом Бакшевским. Если коротко объяснить, зачем мне Масляница, то это возвращение к корням. Может быть, через это мы, все люди — православные, язычники, поднимемся»
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
ПоддержатьПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»
Чтобы подтвердить адрес почты, перейдите по ссылке в письме, которое мы отправили
Что-то пошло не так
Обновите страницу и попробуйте ещё раз
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Вид данных | Цели обработки |
---|---|
имя, фамилия, отчество, e-mail, телефон, данные банковской карты, IP (местонахождение), пол, адрес, возраст | совершение пожертвований на сайте (сервисах) Фонда |
имя, фамилия, отчество, e-mail, номер телефона, адрес, данные банковских карт, ссылки на социальные сети, фотография, пол, возраст (дата рождения) | создание Личного кабинета на Сайте (сервисах) Фонда |
имя, фамилия, отчество, e-mail, номер телефона, должность, место работы, фотография, данные банковских карт, IP (местонахождение), пол, адрес, возраст | участие в проектах Фонда |
имя, фамилия, отчество, e-mail, номер телефона, адрес доставки (город, улица, номер дома, квартиры), данные банковских карт, IP (местонахождение), пол, адрес, возраст | совершение покупок (товаров и/или услуг) |